Коммуникативные способности являются частью профессиональной культуры педагога. Высокий уровень их развития, умение правильно реагировать в сложных ситуациях на уроке, в ходе внеклассной воспитательной работы определяет профессионализм педагога, а также умение сохранить собственное здоровье.
В построении конструктивных взаимоотношений с классом, учителям могут помочь результаты диагностики собственных коммуникативных навыков и уровня социально-психологического развития обучающихся.
Данное занятие по определению ведущего информационного канала поможет дать информацию педагогическому коллективу о том, в каких классах и в каком объеме следует использовать наглядные /для визуалов/, практические /для кинестетиков/, словесные /для аудиалов/ методы и приемы обучения. Также может быть получена информация, характеризующая класс и индивидуальные особенности обучающихся, например: кинестетикам нужно больше времени для выполнения учебного задания, аудиалов нельзя прерывать.
Пример занятие, которое может быть проведено как с педагогами, так и с обучающимся.
Тема. Ведущая модальность в общении.
Цели: определение ведущих модальностей у обучающихся; развитие наблюдательности; развитие игровых форм поведения.
Порядок работы.
1. Обучающему каждому дается репродукция пейзажа. Нужно составить небольшой рассказ по данной иллюстрации и записать. Затем несколько рассказов зачитываются. Определяется модальность. Обучающимся дается понятие модальности. На основе прослушанных рассказов составляется небольшой словарь: визуальная модальность, аудиальная, кинестетическая.
Далее дается задание: разделившись на пары, составить рассказ, не использовать предикаты не своей ведущей модальности, т.е. поговорить не на “своем языке”.
2. Предложить некоторым обучающимся группы, рассказать о каком - нибудь случае из своей жизни.
После каждого рассказа проанализировать жесты, позы и попытаться соотнести их с ранее полученной информацией о ведущей модальности.
3. Следующим обучающимся предложить разыграть сценку встречи или разговора в транспорте. По поведению, словарю определить ведущую модальность участников сценки.
4. Преподавателям можно разыграть ситуацию общения с ребенком с последующим ее анализом. Можно предложить членам группы некоторое время просто подумать о чем-либо, делать это молча, время от времени отмечать в таблице, как они думали.
Таблица 1.
Вижу /все картинки, которые возникают/ | Слышу /слова, которые возникали/ | Чувствую /мысли о запахе, вкусе, чувствах/ |
Отметить при обсуждении, что люди могут думать в одной модальности, либо во всех трех модальностях, либо об одних вещах в одной модальности, о других – в другой. Домашнее задание для учителей: подготовить фрагмент урока в трех вариантах /для кинестетиков, аудиалов, визуалов/.
Домашнее задание для обучающихся: составить словарики для модальностей, определить ведущие модальности у кого-нибудь из своих знакомых.