Пояснительная записка.
Мы часто задаём себе вопрос, мучаемся над ответом на него. Как ребёнку помочь стать личностью? Как развить в нём те, или иные качества? А надо ли на него отвечать. Каждый ребёнок это уже личность. Независимо от возраста. Ему надо только помочь открыть своё я, научить учиться, заинтересовать самостоятельно добывать знания.
Я стараюсь сделать учебный процесс таким для каждого ученика, чтобы он не мог не учиться, не мог не работать, не мог оставаться равнодушным к тем событиям, которые разворачиваются на уроке, и при этом делал бы всё это с желанием. И на каждом уроке он сделал бы своё открытие. Весь учебный процесс направлен на это.
Я считаю, что, прежде всего, необходимо научить детей владеть текстом, быстро читать и находить нужную информацию. Для этого на уроках чтения я провожу:
1. Артикуляционную зарядку.
Читаем буквы, слоги, слова с разной скоростью и интонацией. Скороговорки, чистоговорки. Провожу дыхательную гимнастику.
2. Тренировочные упражнения для расширения оперативного поля зрения.
Таблицы Шульте традиционно используются для диагностики и развития таких свойств внимания, как объём и распределённость. С успехом их можно использовать на уроках математики.
3. Слоговые таблицы, таблицы со словами.
Показ таблиц, дети смотрят на красную линию, а “боковым зрением” читают слоги или слова, воспроизводят их. Такую же работу можно провести и со словарными словами.
4. Чтение “Бегущая строка” - этот вид работы с текстом обеспечивает избежание регрессий (возрастного движения глаз).
5. Чтение “Спринт” - на скорость, с последующим подсчётом слов или во время чтения.
6. Чтение “до определённого слова” - слово называется, но не показываю его нахождения в тексте.
7. Чтение со звуковыми помехами (это музыка, голос учителя).
После выполнения задания дети встают. Это является здоровьесберегающим элементом в обучении.
8. Жужжащее чтение.
9. Чтение только с помощью движения глаз.
Все эти упражнения дают хорошие результаты и вызывают интерес у детей.
Виды чтения разные, каждый вид находит именно своего ребёнка, подходящий ему.
На своих уроках применяю различные упражнения на развитие творческого мышления. Приём театрализации – один из ключей к нравственному саморазвитию ребёнка, он приобщает его к искусству слова, мимике, жеста. Это тренинг общения со сверстниками и взрослыми. Нашим маленьким театром было поставлено несколько спектаклей “Теремок”, “Репка”, “12 месяцев”, “Пушкинский вечер”.
После такой работы дети становятся раскованными, способными к самостоятельному поиску и реализации своих идей. В этом году мои второклассники были готовы самостоятельно подготовить традиционный английский праздник “Хеллоуин” на русском языке, придумывали сценарии своих страшилок, которые мы потом показали родителям.
Этот приём включаю и в другие уроки.
Сочинение текстов – сказок, стихотворений, скороговорок.
На уроках математики – числовые цепочки, интересные задачи.
а) Составление рассказа по ключевым словам, смысловым рядам слов.
б) Антиципация (домысливание).
в) Приём пантомимы
г) “Зелёная точка” - для развития внимания, его концентрации.
Творческое путешествие. Это упражнение снимает напряжение с глаз, предотвращает переутомление.
Смена видов деятельности не допускает умственного перенапряжения и не допускает переутомления ребёнка.
Это то немногое, чем мы занимаемся с детьми на уроках. Люблю учить, люблю учиться.
Помогаю детям открывать себя. Хочу, чтобы на моих уроках дети были счастливы.
Цели:
- Обнаружить черты древних мифологических представлений в русской народной сказке “Яичко”. Выявить принцип кумулятивного построения (принцип накопления героев и событий).
- Развить навыки выразительного чтения и свободного высказывания в устной форме.
- Научить видеть недостатки и находить способы для их устранения.
Оборудование: Тексты сказок “Теремок” и “Колобок”, конверты с наборами прямоугольников, тексты для развития выразительного беглого чтения, рисунки дерева и персонажей сказки, учебник Н. Чураковой, Литературное чтение 1часть.
I. Организация класса.
- Здравствуйте! Начинаем урок чтения.
- Возьмёмся за руки и образуем замкнутую цепочку. Вы чувствуете тепло рук вашего соседа, его энергию добра и дружбы. Почувствуйте поддержку друг друга. Улыбнулись. Заняли свои места. Начнём работать.
II. Артикуляционная зарядка.
a. У козы рогатой
Чудные козлятки.
Но не хуже детки
У её соседки.
- Чтение текста “про себя”.
- Чтение отрывистое, словами, вслух.
- Чтение на одном дыхании, скороговоркой.
Определить к какому жанру относятся эти строчки? (стихотворение)
Первое предложение прочитать с постановкой логического ударения на каждое слово.
b. Упражнение для расширения оперативного поля зрения.
Дети читают по стрелке, а “боковым зрением” стараются прочитать слово полностью.
ОЗА | ИТ | ОТ |
АРА | К | ОСА |
ИРА | УСТ | ИНО |
Дети смотрят в центр на букву К и по команде учителя читают слова “боковым зрением” по указке.
III. Вводная беседа.
- С какими литературными жанрами мы уже знакомы?
- В чём их особенность?
На доску вывешиваются слова миф, басня, сказка, “Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”.
Басня – поучает, в ней есть мораль (назидание, поучение)
Сказка – развлекает, в ней есть народная мудрость.
Миф – сказание, предание не для развлечения, а для пояснения и понимания того, что происходит в мире.
- Сейчас вы услышите ещё одно произведение из третьей главы.
- Вспомним, как называется эта глава?
“Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками”.
Вывешивается знак “Самый внимательный читатель”.
Ваша задача – определить литературный жанр и попробовать это доказать.
IV. Знакомство с произведением.
Читают подготовленные дети в лицах.
- А сейчас мы исследователи.
На доску вывешивается знак “Настоящий исследователь”.
- Отвечаем на вопрос (это сказка).
- Кто может ещё что-то о ней сказать? (она похожа на сказку “Курочка Ряба”).
- Кто может её рассказать?
- Верно, эта сказка является прародительницей сказки “Курочка Ряба”, но называется она не так. “Яичко”.
- Какая это сказка? (народная).
- Верно. А какие признаки народной сказки вы можете назвать?
1. Присловье: Жили-были.
2. Повтор действий: 4 раза.
3. Традиционные герои: дед, баба, курочка, мышка и поп.
4. Волшебные предметы и помощники: мышка.
V. Физминутка.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.
VI. Чтение сказки классом.
- Пришло время вам познакомиться с этим произведением.
- Какое задание бы вы порекомендовали своим одноклассникам?
1. Жужжащее чтение.
- Найти слова, требующие объяснения.
- Найти признаки, соответствующие народной сказке.
На доску вывешиваются слова, даётся их объяснения:
КОРОМЫСЛО – предмет для ношения двух вёдер на плече, толстая изогнутая деревянная палка.
КВАШНЯ – жидкое тесто, опара.
ПОП – священнослужитель.
ПЕСТРО – пестрое.
ВОСТРО – острое.
МУДРЕНО – непонятно.
VII. Анализ произведения.
На доску вывешивается дерево, курочка, яйцо, баба, дед, мышка.
- Прочитайте первый и второй вопросы.
- Начнём с курочки. Важно ли для смысла сказки то, где именно она снесла яичко, и какое оно было?
(Конечно, важно: курочка снесла яичко “под полом” в Нижнем мире и то, что оно необычное и есть лучшее подтверждение – волшебный мир).
Выборочное чтение.
- Кто ещё является персонажем этой сказки?
(поп, попадья, поповны).
- Как они ведут себя? (прочитайте)
- Как появляются новые персонажи в сказке?
(последовательно).
VIII. Исследовательская работа.
Что можно сделать с этими картинками: дед, баба, курочка, яйцо, мышка.
- Расположить героев относительно дерева.
- Где они должны располагаться?
- Что смешно в этой сказке?
(Незначительное событие и нарастающая катастрофа).
Самый важный этап работы: композиция сказки (работа в парах).
- У вас на столе лежит конверт и несколько текстов.
(Дети достают прямоугольники и тексты сказок “Колобок” и “Репка”).
- Достаньте содержимое конвертов, подумайте и скажите, есть ли между всеми предметами и темой нашего урока связь, и какая?
(Слабым детям даётся подсказка).
IX. Вывод.
В сказках может выстраиваться цепочка героев и событий, которые последовательно друг за другом появляются в сюжете.
- Как эта композиция сказки называется по-научному?
- Давайте обратимся к кентавру Хирону за подсказкой.
Вывешивается знак “Кентавр Хирон”.
Сказка русская народная.
- С каким жанром имеет сходство?
(с мифом)
Кумуляция – накопление.
Кумулятивная композиция.
Сказка смешная.
X. Итог урока.
- Что на уроке понравилось?
- Что нового для себя вы узнали?
- На доску вывешиваются семь ступенек. С помощью сигнального фонарика покажите на какой ступеньке вы оказались после нашего урока по уровню полученных знаний.
- Спасибо за урок! Вы хорошо поработали!