Цель:
1. Ознакомление обучающихся со статистическими исследованиями;
2. Проведение изучения математической подготовки в 9 классе;
3. Повышение интереса учащихся к изучению материала.
Оборудование: Тесты по проверке достижения уровня обязательной подготовки.
Ход урока:
- Изучение нового материала
1. Вводная беседа о статистических исследованиях, что изучает статистика, представление о статистике – науке изучающей, обрабатывающей и анализирующей количественные данные о самых разнообразных массовых явлениях в жизни.
2. Объяснение учебного материала. Рассмотреть порядок работы, который проводится по теме: «Как исследуют качество знаний школьников», в процессе которой будут использоваться уже знакомые методы, понятия и вводиться новые:
- выборочное исследование;
- генеральная совокупность;
- репрезентативная выборка;
- случайный выбор;
- ранжирование;
- относительная частота;
- объем выборки;
- полигоны.
- Выполнение проверочной работы по тестам. [Приложение 1.] В качестве эксперимента взяты тесты по проверке обязательного уровня знаний по математике обучающихся 9 класса.
- Проверка тестов. Для выяснения уровня знаний девятиклассников по алгебре из 20 заданий обязательной части и 2 заданий дополнительной части, достаточно выполнить верно 14 заданий.
Результаты:
Задания |
Кол – во обучающихся |
10 |
1 |
11 |
2 |
13 |
2 |
14 |
2 |
15 |
3 |
17 |
1 |
18 |
3 |
22 |
1 |
- Выполнение практической работы.
1. Обработка данных исследования:
- получили ряд данных 22, 18, 10, 11, 18, 13, 14, 13, 18, 15, 17, 15, 14, 15, 11.
В результате ранжирования выявилось 8 групп
10; 11, 11; 13, 13; 14, 14; 15, 15, 15; 17; 18, 18, 18; 22
частота
10 – 1; 11 – 2; 13 – 2; 14 – 2; 15 – 3; 17 – 1; 18 – 3; 22 – 1
относительная частота:
6,7 %; 13,3 %; 13,3 %; 13,3 %; 20 %; 6,7 %; 20 %; 6,7%
сведем результаты в таблицу
Число верно решенных заданий |
Абсолютная частота |
Относительная частота |
10 |
1 |
6,7 |
11 |
2 |
13,3 |
13 |
2 |
13,3 |
14 |
2 |
13,3 |
15 |
3 |
20 |
17 |
1 |
6,7 |
18 |
3 |
20 |
22 |
1 |
6,7 |
график частот
полигон
- качественный статистический анализ показал, что число 15 и 18 является модой данного числового ряда
- среднее арифметическое ряда
2. Из 22 заданий в среднем учащиеся справились с 15 заданиями, для обязательного уровня достаточно 14 заданий. Таким образом 10 обучающихся справились с обязательным уровнем заданий по математике, что составляет 67 % от общего объема.
Результаты подобных исследований представляют несомненный интерес для многих людей: руководителей образования, учителей, родителей, школьников. На основании полученных данных каждый извлекает ту часть информации, которая ему необходима, и делает соответствующие выводы. Администрацию школы может заинтересовать то, что 67 % обучающихся справились с обязательным уровнем математической подготовки, что этот результат неплохой. Для учителя, родителей и обучающихся есть над чем подумать, поработать, так как 5 обучающихся не справились с обязательным уровнем подготовки, что заставляет задуматься.
3. Домашнее задание: п. 5.1, № 675, 679