Цели:
1) закреплять знание табличных способов умножения и деления;
2) развивать устные и письменные вычислительные навыки;
3) развивать логическое мышление и умение решать задачи.
Оборудование.
Наглядные таблицы для устного счёта; таблица «Альтернативные единицы»;
плакаты «Ум, смекалка, быстрота»; «Если вместе, еслидружно»;
карточки «Табличное умножение и деление» в 6 вариантах;
тетради;
аудиозапись «Цыплята», «Мы – третьеклассники»;
учебник «Математика» для 3 класса (ч. I ) авт. М.И.Моро и др.
Форма проведения урока. Заседание в творческой лаборатории.
Парты расставлены в виде:
прямоугольника |
квадрата |
треугольника |
До начала урока и в конце звучит фонограмма «Мы – третьеклассники».
Ход урока
I . Организационный момент, сообщение целей урока
Математику друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука,
Интересная наука –
Это математика!
II . Минутки письма
Запись в тетрадях даты проведения урока, цифры 5 и двузначных, трёхзначных чисел:
5 5 5 55 56 57 58 59 555 556 557 558 559
III . Представление творческих групп:
1) творческая группа «Прямоугольники» (отвечают по «цепочке»)
а) это геометрическая фигура; 4-х угольник, у которого все углы прямые по 90?
б) у прямоугольника 4 стороны, 4 вершины, 4 угла.
в) две противоположные стороны равны;
г) можно найти периметр: Р = (а + b) x 2 (см; дм) единицы измерения
д) можно вычислить площадь: S = a x b (см? , дм?) единицы измерения
е) можно дать название1 ученик работает у доски
AB = CD, AD = BC P = (a+b) х 2
A = B = C = D = 90° S = а х b
2) творческая группа «Квадраты»
а) это геометрическая фигура; 4-х угольник, тоже прямоугольник;
б) у квадрата 4 угла по 90°, 4 вершины, 4 стороны и все равны;
в) можно найти Р= а х 4 ( см; дм) – единицы измерения;
г) можно вычислить площадь по формуле S = а х а = а? ( см?, дм?) – единицы измерения
д) можно дать название
1 ученик работает у доски
LК = LM = MN = NK
K = L = M = N = 90°
P = a х 4
S = a х а = а?
3) творческая группа « Треугольники»
а) это геометрическая фигура, у которой 3 угла, 3 вершины, 3 стороны
б) стороны образуют замкнутую ломаную линию из трех звеньев
в) треугольники бывают:
равносторонние
остроугольные
равнобедренные
тупоугольные
прямоугольные
г) можно найти Р = a + b+ c
д) у прямоугольных треугольников можно вычислить площадь S = a х b1 ученик работает у доски.
IV. Устные упражнения
а) 1 2 3 4 … Работа с натуральным рядом чисел (признаки)
б) 55 56 57 58 59 Отрезок натурального ряда чисел (признаки). Назовите «интересное» число. Почему?
в) 1 2 3 4 Прочитайте, какое число получилось.
Дети: тысяча двести тридцать четыре
Учитель: характеризуйте это число?
Дети: это четырехзначное число.
Учитель: почему?
Дети: в записи числа четыре цифры: 1,2,3,4
Учитель: чем отличается число от цифры?
Дети : число-это количество предметов, а цифра-это математический знак.
Учитель: что показывают цифры?
Дети:
4 – единицы
3 – десятки
2 – сотни
1 – тысяча
Учитель: число 1234 замените суммой разрядных слагаемых.
Дети: (1000+200+30+4)
Учитель: назовите десятичный состав7
Дети:
1 тыс. 2 сот. 3 дес. 4 ед.
12 сот. 3 дес. 4 ед.
123 дес. 4 ед.
1234 ед.
1 тыс.
12 сот.
123 дес.
1234 ед.
Учитель : назовите разряды I класса Дети: сот. дес. ед.
Учитель: как называют I класс по – другому? Дети: класс единиц.
Учитель: сколько всего единиц II класса? Дети: 1 ед. II класса
Учитель: Молодцы!
г) установи закономерность и продолжи ряд чисел: «Весёлые котята»
10, 8, 11, 9, 12, 10, 13, …,….,…, …
V. Пишем Арифметический диктант с комментированием
82 – 15 7 десятков 2 единицы без 5 единиц
34 + 28 9 десятков 8 единиц без 9 десятков
9 х 5 15 увеличить на 9
56 : 8 4 увеличить в 6 раз
Повторяем компоненты сложения, вычитания, умножения, деления; выражение и значения выражения; способы чтения выражений; математические знаки.
VI . Работа в тетрадях и у доски
Сравните не вычисляя (с каждой группы по 1 ученику)
13 х 2 + 13 х 4 * 13 х 5
25 х 7 – 16 х 7 * 8 х 7
12 х 4 * 4 х 12
4 м 0,7 см * 7 м 0,4 см
7 дм 8 см * 7 дм 9 см
670 см * 6м 07 см
VII. Приёмы беглого счета на все действия (по «цепочке» )
49 – 7 75 – 11 6 х 9 7 х 8
: 6 : 8 +27 +14
х 5 +16 : 9 - 21
+19 : 4 х 1 : 7
: 9 х 8
26 + 8 – 4 х 7
7 х (18 – 9) + 10
VIII. Работа по карточкам (6 вариантов)
Примеры на табличное умножение и деление
I X. Набери множителями 48 «Ежик»
Задание по группам в тетрадях Проверка
X. Работа по учебнику (стр. 100)
а) Решение задач по группам
№ 10 (прямоугольники)
24 литра фруктового сока разлили в 8 банок поровну. Сколько надо таких банок, чтобы разлить 18 литров сока?
Решение:
- 24 : 8 = 3 (л) сока вмещается в 1 банку
- 18 : 3 = 6 (банок)
В. 18 : (24 :8) = 6
Ответ: 6 таких банок надо, чтобы разлить 18 литров сока
№ 1 (квадраты)
С одной улицы вывезли 18 грузовых машин снега, а с другой - в 2 раза меньше. Сколько всего машин снега вывезли с этих двух улиц?
Решение:
- 18 : 2 = 9 ( груз..машин) снега вывезли со второй улицы
- 18 + 9 = 27 (груз. машин) снега вывезли всего
В. 18 + (18 : 2) = 27
Ответ: 27 грузовых машин снега вывезли с этих двух улиц .
№ 2 (треугольники)
Ребята расчищали от снега дорожки около школы. На расчистке снега работали 7 девочек, а мальчиков в 3 раза больше. Сколько всего ребят работало на расчистке дорожек от снега?
Решение:
- 7 х 3 = 21 (мальч.) – работали на расчистке снега
- 7 + 21 = 28 (реб.) – всего
В. 7 х 3 + 7 = 28
Ответ:28 ребят всего работало на расчистке дорожек от снега.
Проверка: по «цепочке» учащиеся каждой группы объясняют по действиям решение задач и отвечают на вопросы задач.
б) Решение примеров по группам (№ 8стр. 100)
1 строчка «Прямоугольники»
7 х 8 х 1 49 : 7 х 9 6 х 4 + 6 х 3 80 – 64 : 8
2 строчка «Квадраты»
5 х 9 х 0 72 : 8 х 3 3 х 4 + 3 х 5 54 – 24 : 3
3 строчка « Треугольники»
8 х 8 : 1 56 : 7 х 2 4 х 5 + 4 х 9 75 – 40 : 5
в) Какое число лишнее?
54 : 6 72 : 8
48 : 6 63 : 7
45 : 5 90 : 10
81 : 9 36 : 4
Ответ: 8
г) какое выражение лишнее?
Ответ: 90 : 10
XI . Установите закономерность и скажите какое следующее число
«Знаешь ли историю?»
По ответу найдите соответствующую дату. Что означает? Какой это век?
Дети: ; 988 год – 10 век – Крещение Руси князем Владимиром.
X II . Итог урока. Рефлексия.
1. Сформулируйте тему урока.
2. Что ты узнал на этом уроке?
3. Какие правила, формулы, знания, изученные ранее помогли тебе сегодня на уроке?
XIII . Оценивание работы учащихся на уроке.
Домашнее задание
Страница 101, № 15 (записывают в дневники )
Спасибо вам, дети, за урок.
Звучит песня «Мы – третьеклассники».