Урок математики в 3-м классе по теме: "Табличное умножение и деление"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1) закреплять знание табличных способов умножения и деления;
2) развивать устные и письменные вычислительные навыки;
3) развивать логическое мышление и умение решать задачи.

Оборудование.

Наглядные таблицы для устного счёта; таблица «Альтернативные единицы»;
плакаты «Ум, смекалка, быстрота»; «Если вместе, еслидружно»;
карточки «Табличное умножение и деление» в 6 вариантах;
тетради;
аудиозапись «Цыплята», «Мы – третьеклассники»;
учебник «Математика» для 3 класса (ч. I ) авт. М.И.Моро и др.

Форма проведения урока. Заседание в творческой лаборатории.

Парты расставлены в виде:

прямоугольника
квадрата
треугольника

До начала урока и в конце звучит фонограмма «Мы – третьеклассники».

Ход урока

I . Организационный момент, сообщение целей урока

Математику друзья,

Не любить никак нельзя.

Очень строгая наука,

Очень точная наука,

Интересная наука –

Это математика!

II . Минутки письма

Запись в тетрадях даты проведения урока, цифры 5 и двузначных, трёхзначных чисел:

5 5 5 55 56 57 58 59 555 556 557 558 559

III . Представление творческих групп:

1) творческая группа «Прямоугольники» (отвечают по «цепочке»)

а) это геометрическая фигура; 4-х угольник, у которого все углы прямые по 90?
б) у прямоугольника 4 стороны, 4 вершины, 4 угла.
в) две противоположные стороны равны;
г) можно найти периметр: Р = (а + b) x 2 (см; дм) единицы измерения
д) можно вычислить площадь: S = a x b (см? , дм?) единицы измерения
е) можно дать название

1 ученик работает у доски

AB = CD, AD = BC P = (a+b) х 2

A = B = C = D = 90° S = а х b

2) творческая группа «Квадраты»

а) это геометрическая фигура; 4-х угольник, тоже прямоугольник;
б) у квадрата 4 угла по 90°, 4 вершины, 4 стороны и все равны;
в) можно найти Р= а х 4 ( см; дм) – единицы измерения;
г) можно вычислить площадь по формуле S = а х а = а? ( см?, дм?) – единицы измерения
д) можно дать название

 1 ученик работает у доски

LК = LM = MN = NK
K = L = M = N = 90°
P = a х 4
S = a х а = а?

3) творческая группа « Треугольники»

а) это геометрическая фигура, у которой 3 угла, 3 вершины, 3 стороны
б) стороны образуют замкнутую ломаную линию из трех звеньев
в) треугольники бывают:

равносторонние
остроугольные
равнобедренные
тупоугольные
прямоугольные
 

г) можно найти Р = a + b+ c
д) у прямоугольных треугольников можно вычислить площадь S = a х b

1 ученик работает у доски.

IV. Устные упражнения

а) 1 2 3 4 … Работа с натуральным рядом чисел (признаки)

б) 55 56 57 58 59 Отрезок натурального ряда чисел (признаки). Назовите «интересное» число. Почему?

в) 1 2 3 4 Прочитайте, какое число получилось.

Дети: тысяча двести тридцать четыре

Учитель: характеризуйте это число?

Дети: это четырехзначное число.

Учитель: почему?

Дети: в записи числа четыре цифры: 1,2,3,4

Учитель: чем отличается число от цифры?

Дети : число-это количество предметов, а цифра-это математический знак.

Учитель: что показывают цифры?

Дети:

4 – единицы
3 – десятки
2 – сотни
1 – тысяча

Учитель: число 1234 замените суммой разрядных слагаемых.

Дети: (1000+200+30+4)

Учитель: назовите десятичный состав7

Дети:

1 тыс. 2 сот. 3 дес. 4 ед.
12 сот. 3 дес. 4 ед.
123 дес. 4 ед.
1234 ед.
1 тыс.
12 сот.
123 дес.
1234 ед.

Учитель : назовите разряды I класса Дети: сот. дес. ед.

Учитель: как называют I класс по – другому? Дети: класс единиц.

Учитель: сколько всего единиц II класса? Дети: 1 ед. II класса

Учитель: Молодцы!

г) установи закономерность и продолжи ряд чисел: «Весёлые котята»

10, 8, 11, 9, 12, 10, 13, …,….,…, …

 

V. Пишем Арифметический диктант с комментированием

82 – 15 7 десятков 2 единицы без 5 единиц

34 + 28 9 десятков 8 единиц без 9 десятков

9 х 5 15 увеличить на 9

56 : 8 4 увеличить в 6 раз

Повторяем компоненты сложения, вычитания, умножения, деления; выражение и значения выражения; способы чтения выражений; математические знаки.

VI . Работа в тетрадях и у доски

Сравните не вычисляя (с каждой группы по 1 ученику)

13 х 2 + 13 х 4 * 13 х 5

25 х 7 – 16 х 7 * 8 х 7

12 х 4 * 4 х 12

4 м 0,7 см * 7 м 0,4 см

7 дм 8 см * 7 дм 9 см

670 см * 6м 07 см

VII. Приёмы беглого счета на все действия (по «цепочке» )

49 – 7 75 – 11 6 х 9 7 х 8

: 6 : 8 +27 +14

х 5 +16 : 9 - 21

+19 : 4 х 1 : 7

: 9 х 8

26 + 8 – 4 х 7

7 х (18 – 9) + 10

VIII. Работа по карточкам (6 вариантов)

Примеры на табличное умножение и деление

I X. Набери множителями 48 «Ежик»

Задание по группам в тетрадях Проверка

 

 

X. Работа по учебнику (стр. 100)

а) Решение задач по группам

№ 10 (прямоугольники)

24 литра фруктового сока разлили в 8 банок поровну. Сколько надо таких банок, чтобы разлить 18 литров сока?

Решение:

  • 24 : 8 = 3 (л) сока вмещается в 1 банку
  • 18 : 3 = 6 (банок)

В. 18 : (24 :8) = 6

Ответ: 6 таких банок надо, чтобы разлить 18 литров сока

№ 1 (квадраты)

С одной улицы вывезли 18 грузовых машин снега, а с другой - в 2 раза меньше. Сколько всего машин снега вывезли с этих двух улиц?

Решение:

  • 18 : 2 = 9 ( груз..машин) снега вывезли со второй улицы
  • 18 + 9 = 27 (груз. машин) снега вывезли всего

В. 18 + (18 : 2) = 27

Ответ: 27 грузовых машин снега вывезли с этих двух улиц .

№ 2 (треугольники)

Ребята расчищали от снега дорожки около школы. На расчистке снега работали 7 девочек, а мальчиков в 3 раза больше. Сколько всего ребят работало на расчистке дорожек от снега?

Решение:

  • 7 х 3 = 21 (мальч.) – работали на расчистке снега
  • 7 + 21 = 28 (реб.) – всего

В. 7 х 3 + 7 = 28

Ответ:28 ребят всего работало на расчистке дорожек от снега.

Проверка: по «цепочке» учащиеся каждой группы объясняют по действиям решение задач и отвечают на вопросы задач.

б) Решение примеров по группам (№ 8стр. 100)

1 строчка «Прямоугольники»

7 х 8 х 1 49 : 7 х 9 6 х 4 + 6 х 3 80 – 64 : 8

2 строчка «Квадраты»

5 х 9 х 0 72 : 8 х 3 3 х 4 + 3 х 5 54 – 24 : 3

3 строчка « Треугольники»

8 х 8 : 1 56 : 7 х 2 4 х 5 + 4 х 9 75 – 40 : 5

в) Какое число лишнее?

54 : 6 72 : 8

48 : 6 63 : 7

45 : 5 90 : 10

81 : 9 36 : 4

Ответ: 8

г) какое выражение лишнее?

Ответ: 90 : 10

XI . Установите закономерность и скажите какое следующее число

«Знаешь ли историю?»

   

По ответу найдите соответствующую дату. Что означает? Какой это век?

Дети: Овал: 72; 988 год – 10 век – Крещение Руси князем Владимиром.

X II . Итог урока. Рефлексия.

1. Сформулируйте тему урока.

2. Что ты узнал на этом уроке?

3. Какие правила, формулы, знания, изученные ранее помогли тебе сегодня на уроке?

XIII . Оценивание работы учащихся на уроке.

Домашнее задание

Страница 101, № 15 (записывают в дневники )

Спасибо вам, дети, за урок.

Звучит песня «Мы – третьеклассники».