Цели.
1. Познакомить учащихся с растениями и животными луга и их приспособленностью к условиям обитания.
2. Установить взаимосвязь между организмами, входящими в состав сообщества.
3. Развивать у детей представление о природном равновесии и роли человека в его сохранении.
Оборудование.
1. Картины “Луг”, “Лес”.
2. Гербарий луговых растений (тимофеевка, лисохвост, пырей, мятлик, ежа сборная).
3. Рисунки луговых растений (мышиный горошек, чина луговая, клевер луговой (красный), клевер ползучий (белый), щавель съедобный, тмин, цикорий, мята, пижма, зверобой продырявленный, ромашка аптечная, нивяник.
4. Рисунки или фотографии животных луга (бабочки, шмели, крот, перепел, коростель).
5. Атлас-определитель “От Земли до неба” под ред. А. Плешакова (на каждую парту).
Ход урока.1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
У. На прошлом уроке мы говорили с вами о природном сообществе – лес.
Какие растения встречаются в лесу? Какие животные там обитают?
Почему надо бережно относиться к лесу?
Но не только лесами богат наш родной край. Широкой полосой вдоль рек и озёр тянутся луга.
3. Сообщение темы урока.
У. “Давай пройдёмся медленно по лугу и “здравствуй” скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица и доброе лицо им показать”. (С. Вургун) -
Именно лугу и будет посвящён сегодняшний урок.
4. Работа над новым материалом.
а) Беседа по картинам “Луг”, “Лес”.
У. На Земле произрастает 160000 видов растений. На лугах нашей области растёт 200 видов трав. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них. Кто из вас был на лугу? Чем он отличается от леса? (Рассматривание картин).
Д. Луг – это безлесное пространство, занятое травянистыми растениями.
У. Все травы, которые растут на лугу можно разделить на несколько групп.
б) Знакомство с растениями луга.
1 группа: дикие злаки (Показ гербарных образцов)
У. Весной луга покрываются зелёным ковром, летом этот ковёр раскрашивается яркими цветами.
Много растений на лугу. Среди них и ценные кормовые травы – злаковые растения.
На невзрачные злаки – тимофеевку, лисохвост, пырей, мятлик, ежу сборную пчёлы не летят, т. к. в цветках злаков нет нектара. Сухая пыльца высыпается из качающихся пыльников, её подхватывает ветер и разносит по всему лугу. Злаки узнать легко: стебель у них полый – соломинка с утолщёнными узлами, от узлов отходят листья. Мелкие невзрачные цветки собраны в колоски, колоски в соцветия. Луговые злаки – ценный корм для скота.
2 группа: бобовые, медоносные растения. (Показ гербарных образцов или рисунков)
Среди растений луга выделяют медоносы – бобовые растения. У этих растений плод – боб.
Узнай растение по описанию. (Читает ученик)
– Есть на лугу растение очень похожее на горох. Только листочки у него поменьше, цветочки помельче и горошинки в них совсем маленькие. Цветы синие, фиолетовые, в них много нектара. На концах листьев тонкие гибкие усики. Усики цепляются за соседнее растение, т. к. стебель у растения совсем слабый.
Д. Мышиный горошек.)
Чина луговая (рассказывает подготовленный ученик) Есть на лугу ещё одно растение с усиками. Цветки у чины ярко-жёлтые, в них много нектара. Стебелёк растения слабенький, поэтому приходится ему держаться за другие растения.
Клевер луговой (читает наизусть ученик)
Здесь у рощицы берёзовой, где к лугам сбегает
рожь,
Кашки белой, кашки розовой, кашки алой не сочтёшь!
С колокольчиком, с ромашкою клевер весело цветёт,
И его “пчелиной кашкою” называет наш народ.
Косят клевер. Пахнет росами нежно, сладко, как в
саду.
Свежий воздух над покосами весь настоян на меду.
У. В головке клевера лугового (красного) собрано много небольших цветочков-трубочек. Клевер живёт два года. Если за эти два года семена ни разу не созреют, то на лугу это растение можно больше и не встретить. (Показ рисунка.)
Ползучий клевер (белый) или кашка не так высок, как луговой, и головка у него поменьше.
Покороче и трубочки цветов. В них много нектара. Вот почему над лугом, где растёт белый клевер, много пчёл. Клевер белый растение многолетнее, он лучше переносит холода. Всем хорош белый клевер, но он ниже красного. А поэтому на лугу меньше накосят сена.
(Показ рисунка, сравнение красного и белого клевера.)
3 группа: разнотравье.
У. Стоят в поле сестрички –
Жёлтый глазок, белые реснички. Что это за растение?
Д. Ромашка.
(Показ рисунков ромашки аптечной и нивяника) Эти два растения относятся к одному семейству и имеют много общего. Но как же отличить нивяник от ромашки? Для этого нам потребуется атлас-определитель “От Земли до неба” под. ред. А. А. Плешакова. (стр. 47)
(Справка для учителя. Отличить растения можно по листьям – у нивяника они жёсткие, цельные с зазубринками по краю, а у ромашки – нежные, сильно расчленённые. У нивяника на стебле один цветок, а у ромашки –много)
Съедобные.
У. Много разных трав растёт на лугу. Есть и такие, которые человек употребляет в пищу.
(Рассказывают подготовленные ученики.)
Щавель. У цветков щавеля нет яркой окраски, привлекающей насекомых. Они опыляются ветром. В клетках щавеля есть щавелевая кислота. Она спасает растение от от слизней и насекомых. В этом растении много витаминов. Щавель люди выращивают на огородах.
Тмин. А у этого растения в пищу употребляют кругловатые плоды бурого цвета. У них терпкий запах и приятный вкус. Эти плоды используются при выпекании хлеба, добавляют в колбасные изделия. Используют при засолке огурцов, квашении капусты.
Цикорий. Голубые цветы цикория просыпаются раньше всех цветов на лугу. Он неприхотлив и очень упорный. Цикорий может жить там, где редко выживают другие растения. У цикория есть целебные силы. Им лечат разные болезни. А ещё из корней цикория, измельчённых в порошок, делают напиток, похожий на на кофе. Для этого его выращивают на грядках, как морковь и петрушку.
У. Много трав растёт полезныё на земле страны
родной.
Могут справиться с болезнью мята, пижма,
зверобой.
Лекарственные.
(Рассказывают подготовленные ученики.)
Мята. С давних пор человек оценил пахучие свойства мяты. Аромат трав оздоровлял воздух в помещениях. Из мяты сегодня приготовляют мази от насморка, сердечные капли. В конфетах “Холодок”, мятных леденцах и пряниках, зубной пасте тоже присутствует мята.
(Показ этих предметов.)
Ядовитые.
У. На весеннем лугу много разных лютиков. Есть тут и лютик едкий и лютик ядовитый. За что же эти весёлые цветы получили эти страшные имена? Сок у всех лютиков ядовитый – попадёт на кожу, и это место будет жечь и щипать. Да и само название лютик, происходит от слова “лютый”.
Из-за жгучего сока лютики в старину применяли вместо горчичников.
У. Подведём небольшой итог. (Составление таблицы на доске)
На какие группы можно разделить растения луга?
Д. Кормовые злаки, бобовые медоносы, разнотравье.
У. Какие характерные особенности можно выделить у луговых растений?
Д. Они травянистые, светолюбивые.
в) Животные луга.
У. Как вы думаете много ли животных живут на лугу? Почему?
Д. Животных немного, т. к. мало корма, нет убежища – ведь луг открытое пространство.
У. Животные приспособились к жизни в травяном покрове.
Пчёлы. Сколько лет живут пчёлы? Всего два месяца летом в активный сезон. Они опыляют растения.
У. Кто мог прислать нам такую телеграмму?
Мы гибнем из-за красоты своей. Нас любят, нами любуются. Нас называют “летающими цветами”. Но нас же и губят за это. Нас ловят, в коллекции собирают. А иногда побалуются и отпустят, испортив на крыльях пыльцу. А она нам очень нужна: защищает от врагов, без неё мы летать не сможем и гибнем.
Д. Бабочка.
У. Каких ещё насекомых можно встретить на лугу?
Д. Шмелей, стрекоз, кузнечиков.
У. Что за кочки возле дома? Кем ископан огород?
Эти кочки нам знакомы, это комья чернозёма. Это норки роет …(Крот)
Д. Кроты чёрные и слепые, потому что всю жизнь проводят под землёй.
У. Вблизи посевов клевера в норках живут мыши. Они питаются семенами трав, нанося ощутимый вред сельскому хозяйству. На лугах они разоряют гнёзда шмелей. Но для жизни многих хищников мышевидные грызуны являются естественным кормом.
У. В небольших ямках устраивают себе гнёзда перепела и коростели.
У. Сделаем вывод. Разнообразен ли животный мир луга?
Д. Да, он представлен многими группами животных(особенно много насекомых и птиц).
У. Как же животные приспособились к жизни на открытом пространстве?
Д. Маскирующая окраска, мелкие, обитают в норах или строят гнёзда на земле.
Моделирование пищевых цепей.
У. Как связаны между собой сова, клевер, мыши, шмели?
Д. Клевер —> шмель—>мыши—>сова
У. Как связаны между собой орёл, перепел, тимофеевка?
Д. Тимофеевка—> перепел—> орёл
У. Составьте самостоятельно пищевую цепь, используя рисунки на стр. 184-185 в учебнике.
Д. Тысячелистник—>цветочная муха—> трясогузка
г) работа с учебником
У. Что же может произойти, если в жизнь луга вмешается человек? Прочитайте самостоятельно об этом в учебнике стр. 187-188.
У. Расскажите, как надо охранять луга?
5. Закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.
У каждого ученика таблица, в которой он должен отметить значком (+) группу, к которой принадлежит данное растение. Растение может входить в несколько групп.
Название растения | кормовые | ядовитые | бобовые | лекарственные | злаковые | съедобные | медоносы |
Мятлик | + | + | |||||
Клевер | + | + | + | ||||
Лютик | + | ||||||
Щавель | + | ||||||
Тимофеевка | + | + | |||||
Мята | + |
У. Что произойдёт, если на лугу уничтожат всех насекомых ?
Д. Погибнут насекомоядные и хищные животные. Без опыления не смогут размножаться растения
6. Подведение итогов урока.
Составление на доске таблицы с названиями изучаемых объектов и их изображениями.
ЛУГ | |||||||
РАСТЕНИЯ | ЖИВОТНЫЕ | ||||||
Дикие злаки
|
Бобовые, медоносы |
Разнотравье | Насекомые | Земноводные | Пресмыкающиеся | Птицы | Звери |
У. Значение лугов очень велико. Их использует человек для заготовки сена.
Луга можно разделить на три группы:
– заливные
– суходольные
– лесные
В нашей области под сенокосами и пастбищами занято 2 млн. га земли. Луг нельзя представить без цветущих растений. Их надо охранять. Лугам дана охранная грамота.
Д. Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте.
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте. (И. Старшинов)
7. Домашнее задание.
У. Подготовить природоохранные значки о поведении на лугу.