Цели урока:
- Систематизация знаний учащихся по истории древней Греции.
- Закрепление знаний учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы Александра Македонского, распространении греческой культуры на страны Древнего Востока.
- Продолжить формирование умений работать с исторической картой. Логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения.
Учебное оборудование: карта “Древняя Греция”, карта “Завоевания Александра Македонского в IVв. до н.э.”
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (5 мин.)
II. Разминка ( 2–3мин.)
1. Греческий верховный бог? (Зевс)
2. Название острова, на котором Дедал сделал
крылья для побега себе и своему сыну Икару? (Крит)
3. Название горы – места обитания богов? (Олимп)
4. Планеты – астрономия, слова – литература,
числа – …? (Математика)
5. Главный герой “Илиады”? (Ахилл)
6. Мифическое существо, полуконь-получеловек? (Кентавр)
7. Муза истории? (Клио)
8. Имя чудовища, для которого Дедал построил
лабиринт? (Минотавр)
9. Закон в математике, требующий доказательства? (Теорема)
10.Лесные низшие божества, демоны плодородия,
составлявшие свиту Диониса. Тело их покрыто
шерстью и имеет хвост и копыта? (Сатиры)
11. Жена Одиссея? (Пенелопа)
12. Царь острова Итаки, участник осады Трои? (Одиссей)
13. Сопровождающий ребенка в школу? (Педагог)
14. Кто оповестил решение стоявшей перед ним
задачи восклицанием: “Эврика!”? (Архимед)
15. Места для зрителей, орхестра, скене – все
вместе? (Театр)
16. Мифические одноглазые великаны? (Циклопы)
III. Решение исторических задач (8–10 мин.)
Задача № 1
Говорят, что в Македонии были города, но не было полисов. Что это значит и верно ли это?
Ответ: Полис – это городская республика. В македонском царстве не было городского самоуправления, были только царские крепости и столица Пела.
Задача № 2
Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели сделать это?
Ответ: Филипп Македонский имел в 5–10 раз больше военных сил, чем Афины или Фивы, но гораздо меньше, чем объединенные военные ресурсы полисов Эллады. Однако Филипп был царь и мог собрать все свои силы вместе, а греки слишком завидовали друг другу и не хотели объединяться. Филипп в отличии от Ксеркса хорошо владел римской мудростью: “Разделяй и властвуй!”
Задача № 3
Поэма Гомера “Илиада” сопровождала Александра Македонского во всех походах. Он хранил книгу под подушкой вместе с кинжалом. Царь считал, что изучение “Илиады” – хорошее средство для воспитания военной доблести. Прав ли был Александр?
Ответ: Александр был прав, т.к. поэма посвящена Троянской войне, об одном из ее героев Ахиллесе. Греки выиграли эту войну, вероятно поэтому Александр возил с собой эту поэму.
IV. Работа по карте (8–10 мин.)
– Каким цветом обозначено на карте Македонское царство?
– Каким цветом обозначено Персидское царство?
– В какие известные нам государства совершил свои походы Александр Македонский? (В Египет, Финикию, Междуречье, Вавилон, Индию.)
– В какой части света находится большинство этих государств? (На Востоке.)
– Какие важнейшие города были основаны Александром Македонским на завоеванных территориях? (Это были города с названием “Александрия”, в честь А. Македонского, их было основано более 20.)
– Какой пролив отделяет Европу от Азии? (Дарданеллы.)
– Каким цветом обозначены государства, на которые распалась держава Александра Македонского?
V. Беседа по вопросам (5 мин.)
– Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?
– Дайте оценку личности А. Македонского.
– Почему Александр Македонский построил город Александрию похожим на греческие города? (Вероятно, он понимал значимость культуры древних греков, поэтому все лучшее пытался перенимать у них.)
– Слово “фара” произошло от названия острова близ Александрии. Какая связь между автомобильными фарами и названием острова? (На острове был построен маяк, который освещал путь кораблям, фары освещают путь машине.)
– Почему александрийский Музей и музеи наших дней называются одним и тем же словом? (Потому, что музей своеобразный источник информации, знаний человека.)
VI. Итог урока (3 мин.)
1. Слово учителя о подведении итогов изучения темы.
2. Выставление оценок.