Тема: Башкортостан – мой край родной .
Цели:
- актуализировать имеющиеся у детей представления о природе родного края, о характерных признаках лесной зоны;
- воспитывать чувство гордости за родной край;
- развивать желание познавать природу родного края.
Оборудование: карта Башкирии, гербарий растений, грамзапись “Голоса птиц”, “Родные напевы”, герб Башкирии, иллюстрации с видами г.Уфы, костюмы птиц.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ученик (на фоне мелодии, исполняемой на курае).
Башкирия моя, земля и небо
Моя любовь,
Мой соловьиный край!
Мне жаль того,
Кто здесь ни разу не был.
Мне жаль того,
Кому не пел курай!
Учитель. Каждый из нас с гордостью
называет Башкортостан, Урал своим домом, и
нередко Башкортостан называют “Жемчужиной”
Урала.
Край наш необыкновенно привлекателен
разнообразием природы. Если посмотреть на
Башкирию с высоты, то можно увидеть и горы, и
холмы, и крутые обрывы, и бескрайние равнины.
Многообразен животный мир ее. Краем голубых озер
и рек, шумливых лесов и цветущих полей, красивых
городов и сел, встает Башкирия перед глазами
каждого, кто приезжает сюда, чтобы познакомиться
с природой, жизнью и трудом ее народа.
Сегодня мы проведем путешествие по родному краю.
Он не совсем обычный: мы будем его не читать, а
слушать.
Журнал состоит из 4 страниц. Открываем 1
страницу. (Карта Башкирии)
Взгляни на глобус:
Вот он – шар земной,
На нем Башкирия
С березовой листок величиной,
Всего лишь навсего не больше
Обыкновенного листка,
Береза же – великая Россия
Так зелена, так высока.
1 ученик. Посмотрите на карту республики и представьте себе огромный ковер, сотканный из живописных дубрав, бескрайних лугов, полей и долин.
2 ученик. На востоке Башкирии высятся Уральские горы. Они покрыты густыми лесами. Выше других поднялись горы Ямантау и Иремель. Если плыть по реке Уфе от села Красная Горка до села Караидель, то кажется, что находишься в какой-то горной стране.
3 ученик. Агидель, или река Белая – самая большая река Башкирии. Начало свое она берет в Уральских горах в Учалинском районе. Длина более 1420 км. Порой на ее пути встают неприступные скалы, и она круто петляет. В таких местах берега ее высокие, обрывистые, с крутыми склонами. Много стихов и песен сложено про эту красивую реку.
(Песня об Агидели)
Ты течешь среди полей, средь высоких гор
Величавей и милей не найти такой.
Славлю край я, где текут воды Агидель
И от счастья поют курай и свирель.
Агидель, Агидель,Агидель
4 ученик.
Лугов зеленая постель,
Полоска отмели прибрежной,
Куда наносит Агидель
Песчинок жемчуг белоснежный,
Как этот день душа ясна,
И в ней все струны зазвенели
Ведь песни в наши времена
Сродни певучей Агидели !
И белоснежные суда
Плывут по ней под флагом алым:
То нефть и хлеб плоды труда
К далеким движутся причалам.(Салях Кулибай)
Учитель. Открываем 2 страницу журнала “Лесными тропами”. Послушав ее, вы узнаете о растительном и животном мире наших лесов. Зеленым золотом называют наши леса.
– Какие вы знаете леса? (Хвойные и лиственные)
– В полосе каких лесов мы живем? (Смешанный лес)
– А что дает человеку лес? (Ответы учащихся)
– А что страшнее всего для леса? Давно человек борется с лесными пожарами. Борьба эта трудная, опасная, требует много времени и затрат. Пожар легче предупредить, чем потушить.
Сценка
(Дети идут по лесу, танцуют, пытаются разжечь костер. Появляются члены ДЮП)
1-й. Стой, турист! Ты в лес вошел!
2-й. Не шути в лесу с огнем!
Из-за деревьев появляются заяц, белка.
Заяц. Лес наш дом, мы в нем живем.
Белка. Если будет в нем беда.
Оба. Где мы будем жить тогда?
Заяц. От дождя спасемся.
Белка. От ветра спасемся.
Оба. А от огня не спасемся.
Все. Лес для всех – зеленый друг. Хочешь лесу другом стать, постарайся выполнять наши правила!
2-й. Лес – народное добро, береги, дружок его!
Заяц. Помни, помни ты всегда, лес – жилище для зверья!
Белка. Если ты с огнем шалишь, то зверей жилья лишишь.
1-й. В лес приходишь гостем ты,
В нем со спичкой не шали.
2-й. Кто с огнем неосторожен,
У того пожар возможен.
1-й. Бесценна нашего леса краса.
Зеленое золото – наши леса.
2-й. В лесу не шуми, не сори
И костров не разводи!
1-й. Помните всегда: шутить с огнем в лесу –
Все. Нельзя!
Учитель. Какие деревья и кустарники растут в нашей местности ?
(Гербарий растений)
Учитель. Нет у нашего народа краше и милее дерева, чем белоствольная береза. О ней сложено много хороших песен.
(Танец “Во поле береза стояла”)
На всей земле насчитывается более 120 видов березы. В нашей стране более 50. Живет береза 100–150 лет. Из березы делают хорошую мебель, лыжи, уксус, уголь.
Ученик.
А.Игебаев
Отчего березка плачет?
Не пойму, что это значит,
Кто б ответить мне помог,
Почему березка плачет,
Кто ее обидеть мог?
Отчего так грустно белой,
Хоть кругом звенит весна?
Если бы сказать умела,
Рассказала бы она,
Отчего березка плачет,
Я ответ теперь нашел:
Ведь какой-то глупый мальчик
У березы ранил ствол.
Учитель. Так отчего же плакала березка? Что станет с березкой после этого? Если вы хотите каждую весну слышать неповторимый шепот ее клейких земных листочков, пожалейте красавицу. Не наносите ей ран! Лес – зеленая кладовая чистого воздуха. Наша земля должна навсегда остаться планетой лесов. Нельзя представить лес без многоголосного птичьего хора. Давайте послушаем голоса птиц.
(Грамзапись “Голоса птиц”)
– Голоса каких птиц слушали?
– Какие птицы живут в наших лесах? Какую пользу приносят птицы?
– Однажды ты пойдешь в лес или в поле и увидишь гнездо. Как ты поступишь?
– А с теми, кто в лес войдет, как враг, затем чтобы гнезда разорять?
(Дети в шапочках птиц )
1. Ты в наши гнезда не смотри,
Не становись на пни,
Яичек теплых не бери,
Зачем тебе они?2. Через неделю или две
Зайди послушать в сад –
Птенцы в молоденькой листве
Тихонько запищат.Оба. Ты гнездо разорять не смей,
Не трогай птичьих гнезд!
Мы ваши друзья, берегите нас !
3. Стихотворение К.Кулиева “Не разоряйте птичьего гнезда”)
Не разоряйте птичьего гнезда –
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойна и тогда,
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора,
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Учитель. Природа богата, но ее
богатства не бесконечны, и человек должен
пользоваться ими как разумный и заботливый
хозяин. Лес – зеленая кладовая чистого воздуха.
Наша земля должна навсегда остаться планетой
лесов.
Открываем 3 страницу журнала – “Охрана
природы – дело твое, мое, наше!”.
В лесу живут наши маленькие – меньшие братья –
звери, птицы, насекомые. Мы вместе живем на одной
планете. Страшно подумать, чтобы случилось, если
на земле вдруг исчезли леса ? (Грязный воздух,
обмелели бы реки, исчезли животные и птицы, стало
бы меньше пресной воды. Людей бы мучила жажда.
Негде было бы укрыться от палящего солнца. Не
стало бы лесных ягод, орехов, грибов.)
Игра “Выбери правило поведения в природе”.
1). Не ломайте ветки, деревья не калечьте, ни
цветов, ни листьев зря не рвите.
2) В лесу можно поиграть: листьями побросаться,
венки сплести, букеты нарвать. Не жалко, еще
вырастет.
3) Можно пошуметь, покричать, главное никому не
мешать.
4) Не шумите, а то лес испугается, затаится, и вы не
узнаете ни одной тайны.
5) Ползущего ужа, зеленую лягушку, мерзкую жабу,
противных гусениц лучше прогнать, чтобы их
совсем не было.
6) Звери всякие нужны – звери всякие важны.
Ученик.
Все, все на свете нам нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны.
Нельзя обойтись без чудищ нелепых
И даже без хищников, злых и свирепых.
Нужно все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед, и кто делает яд:
Плохие дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишки.
Да, если мы с кем-то не очень дружны,
Мы все-таки очень друг другу нужны.
Ученик.
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики…
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жиле.
Берегите Землю! Берегите!
Учитель. Открываем 4 страницу
журнала “Уфа – город мой родной” (герб
Башкирии, иллюстрации с видами г.Уфы).
Уфа – столица нашей республики. Основана в 1574
году. Это большой город с красивыми улицами,
парками, памятниками и дворцами. В городе много
высших учебных заведений, ДК и клубов,
кинотеатров, Дворец спорта, стадион,
плавательные бассейны.
1 ученик. Монумент Дружбы, сооруженный в честь 400-летия добровольного присоединения Башкирии к Русскому государству. В 2007 г. Башкирия отмечает 450-летие добровольного присоединения Башкирии к России.
2 ученик. В г. Уфе воздвигнут памятник национальному герою башкирского народа Салавату Юлаеву.
3 ученик. Памятник героям Советского Союза Александру Матросову и Минигали Губайдуллину, грудью заслонившим амбразуры вражеских дзотов во время Великой Отечественной войны.
4 ученик. Памятник героям Октябрьской революции и гражданской войны.
5 ученик. На самом высоком месте города стоит ажурная башня Уфимского телецентра. Она точно выражает дух Уфы – устремленность в прекрасное будущее.
(Песня “Уфа – прекрасный город” Сл. Р.Янбулатовой, Муз. Х. Ахметова)
Ученик.
Башкирия! Мой край родной!
Трудолюбивая земля!
Сияя щедрой красотой,
Цветут сады, шумят поля.
В твоих подземных кладовых
И нефть, и уголь, и руда.
А дружбы жителей твоих.
Крепка всегда и на века!
Учитель. У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее. Любит место, где родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с которыми живет, любит свой народ.