Цели:
- повторить навыки перехода из одной системы счисления в другую; изучить правила сложения и умножения в двоичной системе счисления;
- развивать вычислительные навыки;
- расширять кругозор учащихся;
- воспитывать ответственное отношение к учебному труду, внимательность, аккуратность, самостоятельность.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: компьютер, таблицы для фокуса, таблицы с типами систем счисления, рисунки к докладу.
План урока.
- Организационный момент
- Повторение
- Изучение новой темы
- Закрепление
- Подведение итогов
- Постановка домашнего задания
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Проверить готовность класса к уроку.
- Сообщить тему, цели и ход урока.
II. Повторение.
1) Ответить на вопросы:
- Что такое системы счисления?
- Какие системы счисления мы изучили.
- Как переходить из одной системы счисления в другую?
2) Фокусы (на повторение способа перехода из 2-ой системы в 10-ю систему счисления):
Фокус 1. (у доски два ученика: один загадывает число, другой отгадывает) Загадать число от 1 до 1000. Задавая 10 вопросов отгадать это число.
- Вопрос 1: Раздели задуманное число на 2. Сообщи получившийся остаток.
- Вопрос 2: Раздели неполное частное на 2. Сообщи получившийся остаток.
- Вопрос 3 – 10: Раздели неполное частное на 2. Сообщи получившийся остаток. Получиться 10 цифр, каждая из которых 0 или 1. Поучили 2-ую запись задуманного числа. Теперь остается только его перевести в 10-ую систему.
Фокус 2. На семи карточках записаны числа от 1 до 127 в таблицы 8 х 8 <Приложение 1>. Один ученик загадывает какое-либо число, и сообщает в каких таблицах это число находиться находится. Начинаем с таблицы 7. Если оно есть в таблице, то ставиться 1, если нет – то ставиться 0. Таким образом, получается двоичное число, которое нужно перевести в 10 систему.
У доски работают три ученика по карточкам:
- Карточка № 1: Перевести число 167 в 2-ую, 8-ую, 16-ую систему счисления.
- Карточка № 2: Перевести числа из одной системы в 10-ую: 111001102, 10648, А5С16.
- Карточка № 3:
- Перевести из 8-ой системы в 2-ую: 504
- Перевести из 16-ой в 2-ую: D55C
- Перевести из 2-ой в 8-ую: 1101011110000
- Перевести из 2-ой в 16-ую: 11100011101
III. Объяснение новой темы:
Историческая справка (доклад по теме “Возникновение различных систем счисления”)
По ходу доклада демонстрируются рисунки, связанные с возникновением 5-ой, 10-ой, 12-ой, алфавитной систем счисления и схема классификации систем счисления <Приложение 2>.
Тема объясняется с помощью презентации Power Point.
1. Сложение. В основе сложения чисел в двоичной системе лежит таблица сложения одноразрядных двоичных чисел.
0 + 0 = 0 0 + 1 = 1 1 + 0 = 1 1 + 1 = 10 |
Сложение многоразрядных двоичных чисел
осуществляется в соответствии с этой таблицей с учетом возможных переносов из младшего разряда в старшие. |
№ 1.
2. Умножение. В основе умножения чисел в двоичной системе лежит таблица умножения одноразрядных двоичных чисел.
0 · 0 = 0 0 · 1 = 0 1 · 0 = 0 1 · 1 = 1 |
Умножение многоразрядных
двоичных чисел осуществляется в соответствии с этой таблицей по обычной схеме, которую вы применяете в десятичной системе. |
№ 2.
IV. Закрепление
№ 3.
101 + 11 [1000]
10110 + 101 [11011]
10101 + 1011 [100000]
№ 4
101 . 11 [1111]
1001 . 11 [11011]
101,01 . 101,1 [11100,111]
V. Подведение итогов:
- Повторить типы систем счисления;
- Правила сложения и умножения в двоичной системе счисления
VI. Постановка домашнего задания: дома повторить правила перехода из одной системы счисления в другую, правила сложения и умножения двоичных чисел; подготовиться к самостоятельной работе; выполнить № 1 (индивидуальные карточки)
Карточка для домашнего задания
Вариант 1 Вычислить: 10101 + 1101 = |
Вариант 2 Вычислить: 10111 + 1011 = |