Пояснительная записка
На сегодняшний день наиболее опасными социальными отклонениями являются так называемые социальные вредности. Это табакокурение, алкоголизм, наркомания.
О необходимости разъяснения пагубности всех этих явлений в обществе сейчас необходимо говорить. Ведь даже самая благоприятная семья не может существовать в отрыве от социальной действительности. Детей нельзя оградить от табакокурения, алкоголя, наркотиков, но НАУЧИТЬ ИХ СОЗНАТЕЛЬНО ОТКАЗЫВАТЬСЯ ОТ НИХ МОЖНО И НУЖНО. Для этого необходимы интерактивные формы и методы проведения профилактики социальных вредностей среди подростков.
Но профилактическая работа не будет значимой, если этим будут заниматься только педагоги. К профилактике социальных вредностей необходимо подключить и медработников, и психологов, и, самое главное, старшеклассников. Наверное, только они могут своим советом, примером, авторитетом доказать, например, подросткам и малышам, что курение, алкоголь, наркомания – это очень опасные явления. Ведь быть здоровым – это модно!
Много сказано в периодической печати о проблемах подросткового возраста, о потребности вырваться из-под диктата взрослых. С позиций автора, волонтёрское движение, т. е. движение добровольцев, для профилактики социальных вредностей среди подростков просто НЕОБХОДИМО.
К сожалению, в настоящее время существует тенденция к социальной дезадаптации детей и подростков. В стране, области и районе растёт преступность, увеличивается число правонарушений, употребление ПАВ становится практически нормой жизни. Особенно эта тенденция прослеживается в селах и деревнях, где родители детей безработные, процветает пьянство, спиртоторговля, распространение наркотиков
У детей нет возможности занять себя после школы.
В этих условиях всё более усиливается роль образовательных и воспитательных учреждений в решении жизненно важных проблем ребёнка. В связи с этим автором была разработана профилактическая программа “Я+ТЫ=МЫ” (превентивная профилактика асоциального поведения среди подростков посредством волонтёрского движения старшеклассников). Одной из форм работы по программе является проведение тренингов.
Тема: Наркомания – знак беды.
(тренинг для обучающихся 8 -11 классов)
Цель: доказать обучающимся 8 – 11-х классов, что наркомания – это большая беда не только для отдельного человека, но и в целом для общества.
Задачи:
- сформировать у обучающихся навыки самооценки, саморазвития, самозащиты своего Я;
- развить негативное отношение к опасным привычкам;
- воспитать устойчивое отношение к первой пробе наркотиков среди подростков.
Оборудование: столы и стулья для трех команд, ватман (ЗОЖ, негативные привычки), ватман, диаграммы с итогами анкет.
Предварительная подготовка к тренингу:
- Анкетирование среди обучающихся 8 – 11-х классов;
- Подготовка волонтёров к тренингу (диаграммы, подведение итогов анкетирования и др.);
- Напечатание ролевых ситуаций, спорных вопросов, тезисов, заповедей;
- Подготовка цветных картинок (вырезок) из журналов и газет с изображениями людей, видов спорта и т.п.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Лекционно-дискуссионная часть
– Здравствуйте. Мы рады вас видеть на
сегодняшнем нашем тренинге и уверены, что тема
нашего разговора небезынтересна и актуальна.
Нравится это кому-либо или нет, но факт остается
фактом: наркотики – проблема номер один в
молодёжной среде, и не только в России, но и во
всём мире.
Что же такое наркомания? Ведь кто-то и кофе, и
табак считает наркотиком, другие же говорят, что
анаша и марихуана практически безвредна и
безопасны. Кто же прав?
Волонтёры озвучивают результаты анкетирования.
Мозговой штурм. На плакате – “ЗОЖ” и “Негативные привычки”, учащиеся говорят слова, словосочетания, характерные для данного плаката.
– Мы сейчас раздадим вам 3 заповеди, но они записаны отдельными фразами. Вы должны будете составить из предложенных слов, фраз целое выражение.
- Прежде чем приобрести порцию “дури”, хорошенько подумайте, а зачем вам это надо;
- Печальная судьба не с неба сваливается, а рождается от человеческой глупости;
- Каким бы заманчивым ни показалось предложение попробовать немного “счастья” - откажитесь.
Участники работают, волонтёры помогают
составлять заповеди.
В результате среди участников тренинга выделяют
3 группы, в которых, условно говоря, будут
обсуждаться социальные вредности:
табакокурение, алкоголизм, наркомания.
1. Работа заранее подготовленного волонтёра, который рассказывает о табакокурении.
– Табак известен давно. Родом он из Америки, и до открытия Колумба в Европе табака не знали. Растение получило своё название по имени провинции Тобаго (о.Гаити) и оттуда начало своё победное шествие по всем континентам. Кроме никотина, в табаке содержится большое количество вредных веществ, которые, воздействуя на организм, вызывают нарушение в работе всех систем и органов. Так курение приводит к возникновению заболеваний, не имеющих определенной симптоматики и ясной клинической картины, курильщики уверены, что специфической болезни, возникшей только от курения, не существует. Тем не менее, если курильщик и не страдает бронхитом, туберкулёзом, раком лёгких, гипертонией и т.д., то всё равно его организм изнашивается и стареет значительно быстрее, чем организм некурящего человека.
2. Беседа волонтёра, рассказ об алкоголе.
– Не секрет, что русских считают чуть ли не самыми пьющими в мире. Человек не знал алкоголя долгие сотни лет тысяч лет. Приобщение к пьянству – сравнительно молодая ошибка человечества. Явление сбраживания было открыто почти одновременно во многих местах, и сейчас нам не с кого спрашивать за то, что этот джин был выпущен на свободу. А что же в России? На царских пирах пили ковшами и чашами, но не водку, а “мёд – пиво”, крепость их не превышала 5-7 градусов. Водка в России появилась в 16 веке. В 1552 году Иван Грозный устроил в России первый кабак, где водку подавали только опричникам. Спаивание народа безудержным становится в конце 19 века, когда в России складывается своеобразная питейная процедура, согласно которой ни одно знаменательное событие не проходит без выпивки. Способствовали пьянству и беспросветно тяжёлая доля русского рабочего. Первые попытки искоренить пьянство были предприняты в 1917 году. С тех пор война не прекращается и идет с переменным успехом – зелёный змий оказался крайне живучим. Кроме того, что алкоголь разрушает организм, он разрушает личность. Человек тупеет эмоционально, интеллектуально, нравственно. Что такое хорошо, и что такое плохо, что есть зло – всё перепутывается в голове несчастного. Такие люди часто находятся на учёте врача-психиатра или помещаются в психиатрические лечебницы. Статистика:
- 90% умственно отсталых детей - дети алкоголиков и пьющих родителей;
- в пьющих семьях 40% детей – недоразвитые и больные;
- в пьющих семьях мертворождённые дети появляются в два раза чаще, а детская смертность в три раза выше, чем в непьющих семьях;
- одна рюмка водки снижает работоспособность на 20-30%;
- в состоянии алкогольного опьянения совершается 55%краж, 79% грабежей, 69% нападений.
– Страшные цифры. И самое ужасное, что алкоголь требует в жертву не только взрослых людей, но и их будущее потомство.
3. Выступление волонтёра, который рассказывает о наркомании.
– Что же представляет собой наркомания, какие
процессы происходят в организме человека?
Первые пробы наркотиков не всегда
сопровождаются каким-либо ощутимым эффектом.
Иногда наблюдается защитная реакция организма –
головокружение, тошнота. Наркотик постепенно
расшатывает эту защиту. И после нескольких проб
человек чувствует состояние эйфории. Первое
пережитое чувство эйфории является точкой
отсчёта в развитии психической зависимости
человека от наркотика. Результатом этого
является неожиданное желание вновь испытать
действие наркотика. Если человек продолжает
употреблять наркотические вещества, то
изменения в физиологических процессах и психике
закрепляются и он, наконец, осознает
невозможность обходиться без наркотиков. В этот
момент предстоит сделать выбор: как быть дальше
– порвать с наркотиками или плыть по течению.
Одни люди пытаются бороться, сдерживают себя,
обращаются за помощью, другие отдаются своей
страсти с охотою, третьи смиряются с судьбой и
пытаются как-то приспособить своё существование
к этому факту. После некоторого периода
регулярного употребления наркотика человек
начинает испытывать потребность в увеличении
дозы, поскольку прежняя не дает желаемого
эффекта. Со временем наркотик утрачивает свой
специфический, эйфоризирующий эффект. И
принимать наркотик больного далее заставляет
стремление избежать состояние абстиненции
(“ломки”), а также желание привести себя в
рабочее состояние, так как вне действия
наркотика этот человек уже абсолютно не
работоспособен. На заключительной стадии можно
наблюдать полную физическую зависимость и
прогрессивное истощение организма – слабость,
неспособность к умственным и физическим усилиям,
похудение, отчётливо видны признаки отравления
организма. Смерть быстрыми шагами настигает его.
– Дополнительную информацию нам сообщит учитель биологии.
– Делаем вывод, что наркомания – болезнь, вредные привычки, преступление.
– Ребята, как вы думаете, может ли сам человек остановиться, отказаться от наркотиков?
Участники команд отвечают на вопрос по очереди и разыгрывают ролевую ситуацию
СИТУАЦИЯ – ПРОБА “Вам предлагают наркотики”
В компании приятелей вам предлагают
попробовать наркотики (что-то покурить,
проглотить и т.п.). Говорят: “Не робей! Попробуй –
получишь кайф. От одного раза ничего не случится.
В жизни надо всё попробовать и пережить”.
Задание. Как вы поступите? А если в случае отказа
вас будут презирать или навсегда исключат из
компании? А если на вас будут давить или угрожать?
– Так как же можно относиться к наркоманам: ненавидеть, быть равнодушными, жалеть?
Участники команд высказывают свою точку зрения. Каждой команде предлагаются спорные утверждения.
Участникам нужно пообсуждать и высказать свою точку зрения, затем участникам тренинга предлагается согласиться или опровергнуть следующие тезисы.
Затем волонтёры раздают участникам тренинга буклеты под названием “Здоровье – твое богатство!”, где говорится о том, что сегодня мода на здоровых, умных, добрых и СВОБОДНЫХ людей. Живи ярко и красиво!
II. Творческая работа
– Итогом сегодняшнего разговора является выпуск коллажа из цветных картинок журналов и газет под названием “Скажем ДА своей жизни!”, а затем защита своего проекта по группам.
III. Заключительная часть тренинга. Рефлексия.
– Что запомнилось на занятии?
– Что понравилось на занятии, не понравилось?
– Какие пожелания на будущие тренинги?