Игра проводится в соответствии с регламентом телевизионной игры “Самый умный”. Реализуется в три этапа. На первом этапе участвуют все ученики класса, которые объединены в три группы, каждая из которых проходит индивидуально тестирование. В следующий тур выходят по 3 человека из каждой группы. Порядок старта, а соответственно и выбор категорий во втором туре определяется по дешифратору. В третий тур выходят три человека, последовательность старта и выбора категорий определяется по дешифратору.
Актуальность данной разработки состоит в том, что в ней представлены не только теоретические положения курса, но и привлечен дополнительный материал по предмету.
Эффективность занятия состоит в том, что предлагается игровая форма организации занятия, что наиболее близко данной возрастной категории детей. Особое внимание хотелось бы обратить на тот факт, что направлена она не только, и не столько, на формирование общеучебных умений и навыков, сколько на развитие детей.. Работая в данном режиме ребята не только повторяют изученный ими материал, но и расширяют свой кругозор, продолжают приобретать коммуникативные навыки, развивать понятийное, наглядно – образное мышление, чем формируют культуру интеллектуальной деятельности.
Предлагаемый вариант занятия из мультимедийного сопровождения имеет лишь электронную доску, на которой представляются последовательно категории второго и третьего тура, а также клавиатура телефона, по которой выполняется задание с дешифрацией. В данный момент идет разработка данного занятия с использованием персональных компьютеров на всех этапах игры (совместно с учителем информатики).
Учебно-методическое обеспечение:
Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учеб. для 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 304 с.: ил.
Никишов А.И., Шарова И.Х. Биология: Животные: Учеб. для 7–8 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 256 с.: ил.
Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология.– 5-е изд., перераб. и доп./Глав. ред. М.Д.Аксенова. – М.: “Аванта +”, 2000. – 704 с.: ил.
Необходимое оборудование и материалы: электронная доска, тесты на бумажных носителях для проведения I тура.
Время реализации занятия: 70 минут (5 мин. – резерв)
Задачи занятия:
- Образовательные:
- Актуализировать основные знания обучающихся, которые они получили в 7 классе при изучении курса “Биология. Животные”.
- Проверить усвоение ключевых понятий курса.
- Совершенствовать знания обучающихся о Природе, её многообразии.
- Формировать навыки работы с тестовой формой проверки знаний.
- Формировать навыки презентации собственной точки зрения.
- Совершенствовать умения сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, делать выводы.
- Воспитательные:
- Содействовать формированию такого мировоззренческого понятия, как причинно-следственные связи, многообразие Природы
- Формировать естественно-научное мировоззрение
- Формировать культуру совместной деятельности
- Развивающие:
- Развивать умение выделять главное, формулировать выводы
- Развивать внимание обучающихся
- Формировать умение преодолевать трудности
- Обеспечивать ситуации эмоциональных переживаний
- Развивать воображение, память, внимание обучающихся
- Развивать интеллектуальные способности детей
- Обеспечить в ходе занятия развитие речи: обогащать и усложнять словарный состав и смысловые функции речи в ходе решения образовательных задач: усиливать коммуникативные функции
Тип урока: интеллектуальная игра
Формы и методы обучения: презентация, выполнение заданий в тестовой форме, так и презентация индивидуальных ответов обучающихся
План занятия:
№ п/п |
Этапы занятия |
Временная реализация |
1 |
Организационный момент | 4 минуты |
2 |
Индивидуальная работа
обучающихся:
|
10 минут |
3 |
Обработка полученной информации
|
6 минут (5 минут – резерв)* |
4 |
Определение порядка старта
полуфиналистов (дешифратор)
|
1–2 минуты |
5 |
Работа полуфиналистов над
вопросами категорий второго тура.
|
15 минут |
6 |
Динамическая пауза: игра “Мышка – лягушка” | 5 минут |
7 |
Определение порядка старта
финалистов (дешифратор)
|
3–4 минуты |
8 |
Работа финалистов над вопросами
категорий третьего тура
|
10 минут |
9 |
Итоги занятия. Рефлексия. | 3 минуты |
10 |
Награждение. | 4 минуты |
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент: приветствие, представление, цель и особенности организации занятия, основные задачи, настрой на успех
2. Работа обучающихся над вопросами первого тура: данная работа предполагает обеспеченность каждого ребенка распечатанным вариантом теста (Приложение №1) (предварительно класс делится на три группы). Вначале ребятам предлагается пробный вопрос, а затем все одновременно выполняют тест, состоящий из 12 вопросов, на каждый из которых необходимо выбрать 1 ответ (после ответа всех обучающихся на 6 вопросов, в каждой группе осуществляется подведение промежуточных итогов). Ответы заносятся в именной бланк, которые собираются ассистентами и быстро обрабатываются.
3. Обработка полученной информации: после ответов на все вопросы в каждой группе выбираются по 3 человека, набравшие наибольшее количество баллов. Если детей больше трех, то проводится дополнительный тур*, состоящий из 4 вопросов
4. Определение порядка старта полуфиналистов (дешифратор): для этого учащимся предлагается определить название животного, относящегося к Классу Рептилии по следующим кнопкам клавиатуры телефона: 244422656 (Аллигатор). По мере выполнения работы участникам присваивается стартовый номер во втором туре.
5. Работа полуфиналистов над вопросами категорий второго тура: осуществляется в режиме работы с электронной доской, на которой представлены 9 категорий: “Тип Простейшие”; “Тип Кишечнополостные”, “Тип Членистоногие”, “Тип Кольчатые Черви”, “Тип Моллюски”, “Тип Хордовые”, “Класс Земноводные”, “Класс Птицы”, “Класс Млекопитающие” (Приложение №2). Обучающиеся выбирают категории в соответствии со своим стартовым номером. Время для работы с выбранной категорией – 1 минута. Необходимо дать наибольшее количество правильных ответов. В третий тур выходят три человека, набравшие максимальное количество баллов.
6. Динамическая пауза: Игра “Мышка – лягушка”
Цель упражнения: развитие интереса к совместным двигательным упражнениям, формирование культуры совместных действий.
Психологическое назначение: развитие внимания, умения понимать друг друга, умения общаться, сопереживать, помогать друг другу.
Здоровьесберегающее значение: эмоциональная разрядка, высокий уровень двигательной активности, отдых для глаз.
Описание работы: Дети должны встать в круг.
По команде учителя “Мышка” (в это время учитель
наклоняется и символически выпускает из рук на
пол “мышку”), они должны её перепрыгнуть. По
команде учителя “Лягушка” (в это время учитель
символически передаёт из своих рук в руки детей
“лягушку”), они должны её передать дальше по
кругу.
Упражнение выполняется быстро, не дожидаясь
полного круга передачи “лягушки” и
перепрыгивания “мышки”, учитель попеременно
транслирует данные звуковые и двигательные
сигналы
7. Определение порядка старта финалистов (дешифратор). Детям предлагается определить название животного, зашифрованного следующими символами на клавиатуре телефона: 267355636446 (Археоптерикс)
8. Работа финалистов над вопросами категорий третьего тура: на электронной доске детям представлено цветовое табло из 36 клеток, где 6 номеров клеток имеют красный фон, 6 номеров – синий, 6 – зеленый (цветовая палитра – это вопросы категорий, которые заявили финалисты. Педагог заранее у всего класса выясняет, какая категория наиболее предпочтительна для каждого ученика). Отвечая правильно на вопросы своей категории, финалист получает 2 балла; отвечая правильно на вопросы категории соперника – 3 балла. Оставшиеся 18 клеток имеют белый фон и, отвечая правильно на вопросы этой категории, финалист может получить 1 балл. Ответ необходимо дать в течение 10 секунд. Победителем игры является тот, кто набрал большее количество баллов. Содержание вопросов тура приводятся в Приложении №3.
9. Итоги занятия. Рефлексия. Учитель подводит итоги игры, говоря о том, какое значение для ребят имеет интеллектуальная игра, какие возможности открываются перед ребятами, обучающимися в классе с естественно – научной ориентацией; насколько важно получение дополнительной информации из различных источников. А так же обучающимся предлагается ответить на такие вопросы: Что вам больше всего понравилось в игре? Чем она вам запомнилась? О чем вы расскажете дома?
10. Награждение: полуфиналистов; финалистов и чествование победителя (призы предоставляются классным руководителем).