Цели:
- Формировать интерес к математике.
- Развивать внимание, сообразительность, находчивость.
- Научить работать в команде.
Подготовка к математическому калейдоскопу
За две недели до проведения игры в кабинете математики были вывешены вопросы для подготовки всем шестиклассникам:
1. Вычислительный навык:
а) Отлично знать таблицу умножения.
б) Уметь переводить смешанное число в
неправильную дробь.
в) Уметь выделять целую часть из неправильной
дроби.
г) Переводить обыкновенную дробь в десятичную,
десятичную в обыкновенную.
д) Хорошо знать все действия с десятичными
дробями том числе деление десятичной дроби на
10,100, 1000 и т.д., умножение десятичных дробей на 10.
100,1000 и т. д.
е) Уметь выполнять все действия с обыкновенными
дробями, уметь их сокращать.
2. Знать признаки делимости на 2; 3; 5; 9; 10
3. 3нать по теории:
а) формулы: s = Ut; S = a2; S = ab;
P = 4a; P = 2(a + b);
б) делители;
в) кратное;
г) простые и составные числа
д) уметь сравнивать дроби
Оборудование:
1. На ватмане написаны слова:
а) Математический калейдоскоп
б) “Дорогу осилит идущий, а математику мыслящий!”.
2. Два волейбольных мяча
3. Мел, магниты
4. Карточки с заданиями
5. два теннисных шарика, две ракетки
6. Песочные часы
7. Аудиозаписи
8 Математические газеты
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
I. Представление команд:
6 А класс Эмблема 1. Березовский В. – капитан |
6 Б класс Эмблема 1. Власова К. – капитан |
II. Выступления команд
Выступает 6 А: “О математике” |
Выступает 6 Б: “Знаете ли вы?” |
1. Короткова О. Чтоб водить корабли, |
1.Власова К. Знаете ли вы что: |
2. Мамыкина К. И при этом, и при этом, |
2. Незнамова Н. Космический корабль за 0,01сек. проходит 1 км. пути. |
3. Березовский В. Почему корабли |
3.Игумнова Н. После укола только через 0,02 сек. тело начинает чувствовать боль. |
4.Шеина Т. Потому что,потому что, |
4.Черных Н. За 1,25 сек. – луч доходит от Луны до земной поверхности. |
5.Журавлёва Н. Чтоб врачом, моряком |
5.Лебедев Ю. 20 сек. – это время, за кототорое радиокомментатор успевает сказать 100 слов. |
6.Корабельникова Ю. И на свете нет
профессии, |
III. Конкурс “Разминка команд”
Каждой команде в течение 1 мин. задаются вопросы. За правильный ответ присуждается 1 балл.
Вопросы 6 А (слова на букву “К”) 1. Геометрическая фигура, четырёхугольник. |
Вопросы 6 Б (слова на букву “Д”) 1. Арифметическое действие |
IV. Эстафета “Вычислителей” (с мячами между коленями).
На листах записывают задания. Члены стоят в колонне по одному Первые номера каждой команды держат мячи между коленями. По сигналу они прыжками достигают досок с листочками, решают, ответы фломастером, возвращаются и передают мячи вторым номерам.При этом мяч нельзя придерживать руками, если падает поднимают и с того места продолжают дальше.
1. Вычислите:
3 1/4 + 27,75 | 65,5 + 3 1/2 |
2. Вычислите:
3/4 • 11/10 • 4/3 | 5/11• 112/100 •11/5 |
3. Вычислите:
3/4 • 280 | 3/7• 210 |
4. Найдите:
2/5 от 25 | 2/7 от 49 |
5. Вычислите:
9 – 3 7/13 | 8 – 2 5/7 |
6. Вычислите:
17,1 : 0,01 | 15,2 • 0,01 |
7. Вычислите:
11 1/3 • 3 | 22 1/2 • 2 |
Пока жюри подводит итоги по 1 и 2 конкурсу, даются задания болельщикам. Кто сделает получает жетон – плюс своей команде и личное первенство. Заранее написать на доске:
1. Ослица и мул шли вместе, нагружённые мешками равного веса. Ослица жаловалась на тяжесть ноши. “Что ты жалуешься? – сказал мул.– Если ты дашь мне один твой мешок, моя ноша станет вдвое больше твоей, а если я тебе дам один свой мешок, наши грузы сравняются”. Сколько мешков было у мула и ослицы? (5 м. – ослица и 7 м. – мул.)
2. С помощью пяти единиц и знаков арифметических действий написать 100. Как? (111 – 11 = 100)
3. В автобусе вам попался билет с номером 524127. Попробуйте не меняя порядка цифр, расставить между ними знаки математических действий так, чтобы в итоге получилось сто. (5 : ( 2 : 4) • (1 + 2 + 7) = 100 5 (2 + 4 + 1 • 2 • 7) = 100)
4. Кто может назвать пять дней недели, не называя ни числа, ни названия этих дней недели? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
V. Конкурс “Найди ошибку”
Зачеркни числа которые не делятся
- команда 6 А на 9 и 5
|
|
- команда 6 Б на 3 и 2
|
|
IV. Конкурс “Художников”
Передвижение на ватманских листах. Нарисовать с помощью цифр и геометрических фигур собаку. Каждый рисует один элемент. Пока жюри подводит итоги, работают болельщики.
V. “Конкурс теоретиков” (с ракетками и теннисными шариками, пронести не уронив).
Задание на ватманских листах, решают или сразу дают ответ фломастерами.
1. S – путь t – время U – скорость – ? | 1. U – скорость S – путь t – время – ? |
2. Р кв = ? | S кв = ? |
3. S пр = ? |
Р пр = ? |
4. Записать все делители 36. (1, 2, 3, 4, 6, 9, 12, 18, 36) | Записать все делители 42. (1, 2, 3, 6, 7, 14, 21, 42) |
5. Записать 6 чисел кратных 3. (3, 6, 9, 12, 15, 18) | Записать 6 чисел кратных 4. (4, 8, 12, 16, 20, 24) |
6. Сравните 1/5 и 1/7 | Сравните 1/9 и 1/6 |
7. Подчеркнуть простые числа 24, 2, 36,13, 42,18 |
Подчеркнуть составные числа 2, 15, 24, 19, 23,7 |
Пока жюри подводит итоги, идёт работа с болельщиками
VI. Занимательные задачи для болельщиков (зачитывает ведущий)
- Один человек купил трёх коз и заплатил 3 рубля. Спрашивается: почему каждая коза пошла? (По земле.)
- Мельник пришёл на мельницу. В каждом из 4-х углов он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, а каждая кошка имела при себе троих котят. Спрашивается: Сколько ног было на мельнице? (2 ноги мельника.)
- В заглавии каких литературных произведений встречаются названия чисел? (3 поросёнка, 3 мушкетёра, 12 стульев, 7 козлят.)
- Расстояние между двумя телеграфными столбами равно 50 метров. Сколько столбов нужно установить на расстоянии 500 метров? (1 + 10 = 11, 1-й в начале.)
- Горели 7 свечей, 2 погасли. Сколько свечей осталось?
- Ребята пилят бревно на метровые куски. Отпиливание одного такого куска занимает 1 минуту. За сколько минут они распилят бревно длинной 5 метров? (За 4 минуты.)
VII. Конкурс “Филологов” (домашнее задание)
Участники конкурса говорят по-очереди пословицы, поговорки содержащие числа, математические термины. Побеждает та команда, которая последняя говорит пословицу или поговорку.
- Семеро одного не ждут.
- Один в поле не воин.
- Семь раз отмерь – один отрежь.
- Старый друг лучше новых двух.
Пока жюри подводит итоги, идет подготовка к заключительной части калейдоскопа (художественной). Болельщики решают нерешённые задачи.
VIII Конкурс “Домашнее задание”
Каждый класс исполняет:
- Пантомиму: “2 – по математике, реакция родителей”.
- Песню, содержащую числа, математические термины.
Пока жюри подводит итоги – музыкальная пауза.
IХ. Дополнительные задания болельщикам
1. Числовой ребус (помещён на доске).
В слове ЗАДАЧА вместо букв подставьте цифры (одинаковым буквам должны соответствовать одинаковые цифры, разными буквами – разные цифры), а между некоторыми из них – знаки арифметических действий так, чтобы получилось верное равенство. (ЗАДАЧА = 1989)
2. Числовые головоломки:
- пользуясь пятью “2” и знаками действий, запишите число 28;
- пользуясь четырьмя “2” и знаками действий запишите 111.
3. Запишите число 31 пользуясь знаками действий и
- пятью “3”;
- шестью “3”;
- пятью “5”.
Х. Подведение итогов
Заключительное слово учителя. Благодарность всем участникам математического калейдоскопа за активность, заинтересованность, любознательность. Член жюри: Павлова В. (ученица 10 класса) награждает команду-победительницу, лучших игроков, отмечает лучших болельщиков.