Урок-размышление "Гражданин – человек свободный и ответственный" (обществознание, 9-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


Тема: ГРАЖДАНИН – ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ И ОТВЕТСТВЕННЫЙ

Задачи урока:

  • Способствовать становлению осознанного демократического выбора и готовности к творческой реализации роли гражданина в соответствии с гуманистическими ценностно – нрормативными ориентациями.
  • Вызывать стремление к развитию таких личностных качеств, как критичность, толерантность, гуманность, миролюбие, справедливость, гражданская ответственность.
  • Формировать у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.

Форма урока: урок-размышление

Россия без каждого из нас обойтись может,
но никто из нас без неё не может обойтись.

И.С. Тургенев

Ход урока

Примечание

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя

Кто по улице идёт?
Необычный пешеход
У него пятьсот имён:
На заводе слесарь он,
В яслях он –
Родитель,
В кинотеатре –
Зритель.
А пришёл на стадион –
И уже болельщик он.
Он кому-то
Сын и внук,
Для кого-то
Близкий друг.
Он мечтатель
В дни весны.
Он военный
В час войны.
И всегда. везде и всюду
Гражданин
Своей страны.

Р.Сеф

1. Кто такой гражданин?

2. Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества?

Понятие “гражданин” имеет юридическое и нравственное толкование.
В юридическом смысле “гражданин” – это человек, который обладает правами, свободами, несёт определенные обязанности в обществе.
Эти права и обязанности определяются в первую очередь Основным законом нашего государства – Конституцией РФ.
Среди важнейших прав – право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность. свободный труд, право на отдых. свободу слова, свободу совести и т.д.

3. Что вы понимаете под словом “свобода”? В чём она заключается?

Граждане нашей страны равны перед законом независимо от происхождения, социального или имущественного положения, расовой, национальной принадлежности, пола, образования, языка, вероисповедания (ст.29 “Всеобщая декларация…”)
К основным обязанностям граждан России относится:

  • соблюдать Конституцию и законы РФ;
  • уважать права и свободы других людей;
  • защищать Отечество;
  • платить налоги;
  • сохранять природу и окружающую среду;
  • заботиться о детях, их воспитании, образовании и т.д.;
  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия.

В полном объёме гражданин РФ может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет.

4. А можно ли вас назвать гражданами России?

По общему правилу гражданство детей зависит от гражданства родителей.
Наше законодательство о гражданстве в полной мере соответствует требованиям всеобщей декларации прав человека, в которой записано: “Каждый ребёнок имеет право на приобретение гражданства”.
01.07.2002 г. вступил в силу Закон РФ “О гражданстве”.
Хотелось бы обратить ваше внимание на ст.9 “Гражданство детей” и ст.12 “Приобретение гражданства РФ по рождению”

Ст. 9 “Гражданство детей”

1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей, либо обоими родителями, сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим законом РФ.

2. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребёнком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие.

3. Гражданство РФ ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицами без гражданства.

4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав в случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласия его родителей, лишённых родительских прав.

Ст. 12 “Приобретение гражданства РФ по рождению”

1. Ребёнок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребёнка:

а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождении ребёнка);

б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребёнка);

в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства;

г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами, или лицами без гражданства, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своё гражданство.

2. Ребёнок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становятся гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течении 6 месяцев со дня его обнаружения.

Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием.

5. Подумайте и скажите, в чём проявляется забота государства о вас как о своих гражданах?

А теперь попытаемся понять, в чём духовно – нравственный смысл понятия “гражданин”?
Для российского общества всегда было важно не столько юридическое определение понятия “гражданин” сколько его духовно – нравственный смысл.

Обратимся к строкам Н.Некрасова:

“Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”

Для россиянина понятие гражданственности тесно связано с понятием патриотизма, любви к Родине, ответственностью, неравнодушным отношением к судьбе Отчизны.
На протяжении тысячелетней истории нашей страны большинство людей, проживающих в ней, гордились своей принадлежностью к России и её истокам, корням, отдавали свои знания и талант на благо Отечества, а в годы суровых испытаний, не задумываясь, отдавали свои жизни за Родину.
Может быть, поэтому так трудно иностранцам понять “загадочную русскую душу”.

6. Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни. Приведите примеры.

Разговор о настоящем гражданстве можно продолжать и продолжать.

Задание:

Выскажите своё мнение, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками:

  • ученики провели субботник по очистке рощи и подготовили обращение к жителям бережно относиться к зелёным “островкам” своего города, района, села;
  • жители одного из микрорайонов города собрались на митинг по поводу сноса детской площадки;
  • молодые люди участвуют в восстановлении храма;
  • ученики взяли шефство над госпиталем ветеранов войны.

7. Предложите свои примеры, где проявилась бы ваша гражданственность.

Гражданские поступки люди могут совершать и не в чрезвычайных обстоятельствах.
Всё зависит от самого человека, его гражданской позиции, стремления направить свои способности, чувства не только на собственное благо, но и на благо других людей.

III. Закрепление

“Экзамен на гражданина”

1. Гражданство.

В каких случаях ребёнок вправе получить гражданство?

2. Права и свободы гражданина.

Задача – вписать права персонажей “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” А.Пушкина в соответствующие пустые строки

  • Приказав Чернавке увести царевну и бросить её связанной в лесу, царица посягнула на _________________________________________________ (личную неприкосновенность, жизнь и свободу).
  • Брак королевича Елисея и царевны был заключен при _________________________________________________ (свободном и обоюдном согласии).
  • Пёс Соколко, не пуская старуху в дом, охранял право на __________________________________________ (неприкосновенность жилища).

3. Обязанности гражданина.

Задача – отметить галочкой те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закреплёнными в Конституции РФ.

  • Соблюдать законы;
  • Платить налоги;
  • Состоять в рядах какой-либо политической партии;
  • Быть членом профсоюза;
  • Работать на предприятии;
  • Защищать Отечество;
  • Сохранять природу и окружающую среду;
  • Бережно относиться к памятникам истории и культуры;
  • Учиться, получать образование.
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обращается внимание обучающихся на тему, учитель организует обмен мнениями по вопросам.

 

Записывают определение в тетради.

 

 

 

 

 

Запись в тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись на доске.

 

 

 

 

Примеры гражданственности (Театр на Дубровке, Беслан и др.)

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

 

В парах берут по билетику, отвечают.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+
+




+
+
+

Домашнее задание: параграф 42