Тема: ГРАЖДАНИН – ЧЕЛОВЕК СВОБОДНЫЙ И ОТВЕТСТВЕННЫЙ
Задачи урока:
- Способствовать становлению осознанного демократического выбора и готовности к творческой реализации роли гражданина в соответствии с гуманистическими ценностно – нрормативными ориентациями.
- Вызывать стремление к развитию таких личностных качеств, как критичность, толерантность, гуманность, миролюбие, справедливость, гражданская ответственность.
- Формировать у учащихся гражданских качеств личности, любви и уважения к своему Отечеству.
Форма урока: урок-размышление
Россия без каждого из нас обойтись
может,
но никто из нас без неё не может обойтись.
И.С. Тургенев
Ход урока |
Примечание |
I. Организационный момент II. Вступительное слово учителя
1. Кто такой гражданин? 2. Кого можно назвать настоящим сыном своего Отечества? Понятие “гражданин” имеет юридическое и
нравственное толкование. 3. Что вы понимаете под словом “свобода”? В чём она заключается? Граждане нашей страны равны перед законом
независимо от происхождения, социального или
имущественного положения, расовой, национальной
принадлежности, пола, образования, языка,
вероисповедания (ст.29 “Всеобщая декларация…”)
В полном объёме гражданин РФ может осуществлять свои права и обязанности с 18 лет. 4. А можно ли вас назвать гражданами России? По общему правилу гражданство детей зависит от
гражданства родителей. Ст. 9 “Гражданство детей” 1. Гражданство ребёнка при приобретении или прекращении гражданства РФ одним из его родителей, либо обоими родителями, сохраняется или изменяется в соответствии с настоящим законом РФ. 2. Для приобретения или прекращения гражданства РФ ребёнком в возрасте от 14 до 18 лет необходимо его согласие. 3. Гражданство РФ ребёнка не может быть прекращено, если в результате прекращения гражданства РФ он станет лицами без гражданства. 4. Гражданство ребёнка не изменяется при изменении гражданства его родителей, лишённых родительских прав в случае изменения гражданства ребёнка не требуется согласия его родителей, лишённых родительских прав. Ст. 12 “Приобретение гражданства РФ по рождению” 1. Ребёнок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребёнка: а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождении ребёнка); б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребёнка); в) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, либо если в ином случае он станет лицом без гражданства; г) оба его родителя, проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами, или лицами без гражданства, при условии, что ребёнок родился на территории РФ, а государства, гражданами которых являются его родители, не предоставляют ему своё гражданство. 2. Ребёнок, который находится на территории РФ и родители которого неизвестны, становятся гражданином РФ в случае, если родители не объявятся в течении 6 месяцев со дня его обнаружения. Давая гражданство, государство обязуется окружить своих граждан заботой и вниманием. 5. Подумайте и скажите, в чём проявляется забота государства о вас как о своих гражданах? А теперь попытаемся понять, в чём духовно –
нравственный смысл понятия “гражданин”? Обратимся к строкам Н.Некрасова: “Поэтом можешь ты не быть, а гражданином быть обязан”Для россиянина понятие гражданственности
тесно связано с понятием патриотизма, любви к
Родине, ответственностью, неравнодушным
отношением к судьбе Отчизны. 6. Примеров высокой гражданственности немало и в наши дни. Приведите примеры. Разговор о настоящем гражданстве можно продолжать и продолжать. Задание: Выскажите своё мнение, можно ли назвать следующие действия гражданскими поступками:
7. Предложите свои примеры, где проявилась бы ваша гражданственность. Гражданские поступки люди могут совершать и не
в чрезвычайных обстоятельствах. III. Закрепление “Экзамен на гражданина” 1. Гражданство. В каких случаях ребёнок вправе получить гражданство? 2. Права и свободы гражданина. Задача – вписать права персонажей “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях” А.Пушкина в соответствующие пустые строки
3. Обязанности гражданина. Задача – отметить галочкой те из них, которые являются обязанностями гражданина России, закреплёнными в Конституции РФ.
|
Обращается внимание обучающихся на тему, учитель организует обмен мнениями по вопросам.
Записывают определение в тетради.
Запись в тетрадях.
Запись на доске.
Примеры гражданственности (Театр на Дубровке, Беслан и др.)
Вывод
В парах берут по билетику, отвечают.
+ Домашнее задание: параграф 42 |