Цели урока:
- Познакомить с понятиями совершенный и несовершенный вид глагола.
- Развивать чутье к русскому языку.
- Работать над развитием речи учащихся.
Каждый день
Всегда везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим
2. Актуализация знаний.
На доске записано стихотворение.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду –
Все в действие придет.
Л*тит ракета.
Люди строят зданья
Цв*тут с*ды.
И хле* в п*лях растет.
– Прочитайте стихотворение самостоятельно, затем один ученик читает стихотворение вслух.
– Перепрыгнем через ловушки (с объяснением).
– Запишем с комментированием первые два предложения в тетрадь.
– А какая часть речи говорит о себе? (глагол).
– Что вы знаете о глаголе?
– Найдите в стихотворении глаголы.
3. Открытие нового знания.
-
Некоторые глаголы решили с вами поиграть
(фонетическая зарядка).
а) Цветут В.
Запишите букву, которая обозначает согласный, звонкий, парный, мягкий звук в слове цветут.
б) Придет И.
Запишите букву, которая обозначает безударную, гласную.
в) Приду Д.
Запишите букву, которая обозначает согласный, парный, звонкий, твердый звук.
-
Какой слово у вас получилось? (Вид).
– Как вы понимаете значение этого слова?
Один ученик читает из словаря.
Слово вид – многозначное, одно из значений внешность, видимый облик, состояние.
Вывод. Вид человека, предмета, из окна, Но и у глагола есть свой вид.
- О чем же пойдет речь на уроке? Какова же тема урока? Вид глагола.
А Глазастик увидел это так.
(На доске два рисунка).
Один глагол совершенного вида, а другой несовершенного.
– А как вы понимаете значение слов совершенный и несовершенный? (Ответы детей)
Слово совершенный – многозначное, в грамматике выражает целостность и законченность действия. А, следовательно, несовершенный – это действие незаконченное, незавершенное.
А наш умный Мудрейкин приготовил для вас схему. Давайте прочитаем ее.
4. Первичное закрепление.
На доске записаны словосочетания, надо найти глаголы и определить их вид, записав в тетрадь в 2 столбика. (Комментируем с места).
Учить уроки, выучить стихотворение, рисовать щенка, нарисовать портрет.
5. Самостоятельная работа.
На доске слова. Пусть каждое слово посмотрится в зеркало.
Списать
Писать
Прийти
Идти
Бежать
Добежать
Для проверки выходит один ученик и распределяет слова в два столбика.
6. Работа по учебнику страница 179.
Прочитайте глаголы из упражнения 159 и подпишите рисунки. Проверка по компьютеру.
7. Домашнее задание.
Написать по 5 глаголов совершенного и несовершенного вида.
* По желанию можете нарисовать к ним рисунки.
8.Закрепление.
Мудрейкин приготовил еще задания. (С упрямыми сущ.)
Надо составить словосочетания и записать их в тетрадь.
Малина Пианино Автобус |
играть пить растить Беречь Ехать |
Форму существительного надо изменять.
9. О.Л.Соболева приготовила для вас подарок – сказку. (звучит фонограмма сказки).
Можно открыть учебник и следить по учебнику.Вопрос после сказки.
– Что нового ты узнал о глаголах и о том, что они могут обозначать?
10. Творческое задание страница 184 (Мини-сочинение
).Зачитать 2-3 работы.
11. Рефлексия урока.
– Какова вида бывают глаголы?
– На какие вопросы отвечают глаголы совершенного и несовершенного вида?
– Что еще могут обозначать глаголы?
12 Рефлексия собственной деятельности учащихся.
Оцените свою работу на уроке. (На столах у учащихся лежат три мордочки.
- Если на уроке вы не допустили ошибки при выполнении заданий, то поднимите улыбающегося человечка;
- Если возникали затруднения, то чуть грустную;
- Если было трудно, то грустную).
Итог урока (дети произносят хором).
Что выше леса,
Что ярче солнца
Быть может сердце
Теплом согрето.