Цели урока:
– формировать умения выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное; совершенствовать умения решать составные текстовые задачи;
– развивать вычислительные навыки; умение анализировать, логически мыслить; обогащать математическую речь;
– воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, в группе.
I. Организационный этап.
II. Мотивационный этап.
а) – Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день. (Минутка создания настроения и разминки пальчиков. Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:
желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).
– Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. – Удачи! В добрый путь за знаниями!
б) Запись даты. (7 декабря.)
III. Актуализация знаний.
1) – Запишите цифрой сегодняшнее число. (7)
– В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер текущего дня. (4)
– Рядом запишите последнюю цифру текущего года. (6)
– Какое число у вас получилось? (746). Что вы о нем можете сказать?
(746 – 3-значное число, т.к. для его записи нужны 3 цифры;
в нем 7 сотен 4 десятка 6 единиц).
2) Сам-но: – Запишите другие 3-значные числа, используя эти цифры; цифры в записи числа не должны повторяться.
Самопроверка: (на доске) 746, 764, 476, 467, 674, 647
Самооценка 1 – У кого по-другому?
– Если задание выполнили верно, поставьте на полях 3 балла.
– Записали 5 чисел – 2 балла;
– Записали 4 числа – 1 балл;
Коллективная работа:
– Что обозначает цифра 4 в подчеркнутых числах? От чего это зависит?
(От места, которое цифра занимает в записи числа)
– Какую работу мы можем выполнять с 3-значными числами?
(1) записывать; 2) сравнивать; 3) представлять в виде суммы разрядных слагаемых; 4) “+” и “-” 3-значные числа;
3) Работа по вариантам:
– Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых:
I – в. – подчеркнутые числа
II – в. – неподчеркнутые числа
Взаимопроверка:
вз/оц: 2 – Если ваш сосед справился с заданием, поставьте ему на полях 3 балла.
(На оценочном листе.)
2б. – 1 ошибка – Кто выполнил работу правильно?
1 б. – 2 ошибки – У кого были ошибки? В чём?
Вывод: – Какие умения использовали при выполнении этого задания?
(Раскладывать 3-значные числа на сумму разрядных слагаемых.)
– Где нам могут пригодиться эти умения? (При решении примеров, для удобства вычислений
4) Постановка цели урока.
На доске:
800 · 3; 200 · 4;
234 · 2; 468 : 2;
600 : 2.
– На какие группы можно разбить данные выражения? (“·” и “:” круглых и некруглых 3-значных чисел на однозначные).
На доске:
800 · 3; 234 · 2;
200 · 4; 468 : 2;
600 : 2.
– Рассмотрите записанные примеры. Примеры какого столбика вы сможете решить легко и быстро? Почему?
(1-го, умеем “·” и “:” круглые 3-значные числа.)
– Запишите только ответы примеров 1 столбика. Кто сделает – встает.
(1-й читает ответы: 2400, 800, 300.)
– У кого такие же ответы? Объясните способ решения.
с/оц: 3 – Оцените свою работу 2 баллами, если с заданием справились без ошибок.
1б. – 1 ошибка – Кто выполнил работу правильно?
– У кого были ошибки? В чём?
– Прочитайте выражения 2-го столбика разными способами:
234 · 2; 468 : 2.
– Почему вы считаете, что примеры 2-го столбика решить сложнее?
1) мы такие не учились решать;
2) “·” и “:” 3-значных некруглых чисел выполнять устно сложнее).
– Кто хочет научиться решать такие примеры?
– Сформулируйте тему урока. (Умножение и деление 3-значного числа на 1значное.)
– Поставьте цели своей деятельности. (Научиться умножать и делить 3-значное число на 1 значное.)
IV. Операционный этап.
В группах (на черновиках).
– Подумайте, как можно найти значение этих выражений.
Коллективная проверка:
Проверим, как вы выполнили задание?
Кто хочет поделиться своими знаниями? (1 ученик от группы у ДОСКИ):
234·2 = (200 + 30 + 4 ) · 2 = 200 · 2 + 30 · 2 + 4 · 2 = 468.
– Кто рассуждал так же?
– Кто по-другому?
– Какая группа объяснит решение 2-го выражения?
(1 ученик от группы у доски):
468 : 2 = (400 + 60 + 8) : 2 = 400 : 2 + 60 : 2+ 8 : 2 = 234.
– Кто рассуждал так же?
– Кто по-другому?
Итог: – Сделайте вывод, как умножить и разделить 3-значное число на 1-значное:
1) разложить 3-значное число на сумму разрядных слагаемых;
2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
V. Контролирующий этап.
– А сейчас вы примените полученные знания на практике.
(Каз.) с. 150 №2 1 ст. (По 1 ученику у ДОСКИ на каждое выражение.) 132·3=100·3+30·3+2·3=396. (Применяю распределительное свойство умножения.)
396:3=300:3+90:3+6:3=132.
– Кто самостоятельно сможет умножить и разделить 3-значное число на 1-значное?
– 2 столбик выполните в паре (проговаривая алгоритм своему товарищу).
Самостоятельная работа.
С.150 N2. I ряд и IIIряд – 3-й столбик,
II ряд – 4-й столбик.
(– Кто уже выполнил это задание, попробуйте записать своё выражение по нашей теме на умножение или деление и найти его значение).
Взаимопроверка:
– Если в каком-то выражении значения получились разные, то постарайтесь прийти к единому мнению.
в/оц.4 (На оценочном листе) 2б. – без ошибок,
1б. – если была ошибка.
– Кто выполнил работу без ошибок?
– Кто допустил ошибку? В чем?
Итог: – Чему учились, выполняя это задание? (Умножать и делить 3-значное число на 1-значное.)
– Как разделить или умножить 3-значное число на 1-значное?
1) 3-значное число разложить на сумму разрядных слагаемых;
2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
VI. Решение задачи.
– Прочитайте текст в карточке №1. -Задача ли это?
“К Новому году для украшения закупили 318 красных шаров и 321синих шаров. Все шары раздали поровну 3 детским садам. Сколько шаров получил каждый детский сад?”
– Докажите, что это задача.
– Выделите условие, вопрос.
– Определите тип задачи. (На нахождение частного.)
– Какая это задача по структуре? (Составная, т.к. нельзя сразу ответить на главный вопрос задачи)
– Назовите числовые данные, что они обозначают?
– Назовите искомое число (Сколько шаров получил каждый детский сад?)
В парах: – Составьте графическую модель решения задачи.
Проверка: (у доски 2 ученика: анализ – синтез)
– Какую схему вы составили?
– У кого другая схема?
– Запишите решение задачи при помощи выражения в тетрадь.
Проверкa: – Сколько шаров получилось?
(213 шаров: (321+318):3=213(ш.))
– Кто решил другим способом?
(321:3+318:3=213(ш)).
– Какой способ рациональный?
в/оц: 5 – За правильно решенную задачу – 3б., если ошиблись в вычислениях – 2 балла.
– Кто решил задачу верно?
– У кого есть ошибки в решении задачи? Какие?
Вывод: – Какие знания и умения использовали?
1) умения решать текстовые задачи;
2) внетабличное умножение и деление;
3) умение составлять и решать выражения;
4) знание порядка действий в выражениях.
VII.
Прочитайте задачу в карточке № 2.“С одного поля собрали 236 кг картофеля, а с другого 252 кг картофеля. Сколько кг картофеля собрали с двух полей?”
– Выделите условие, вопрос.
– Какая это задача по структуре? (простая, т.к. можно сразу ответить на главный вопрос задачи)
– Назовите числовые данные, что они обозначают?
– Назовите искомое число (Сколько кг картофеля собрали с двух полей?)
– Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась в 2 действия.
в/оц: 6 – За правильно решенную задачу – 3б., если ошиблись в вычислениях – 2 балла.
– Кто выставил 3б., 2б.?
Итог: – Какие умения отрабатывали?
(Умение делить 3-значное число на 1-значное).
VIII. Установление закономерности.
– Найдите правило, по которому составлен ряд чисел, Вставьте пропущенное число.
Итог: – Какие умения отрабатывали?
(Умение умножать 3-значное число на 1-значное).
IX. Рефлексия.
– Какое открытие сделали для себя на уроке?
– Кто считает, что он сегодня научился решать такие выражения?
– Как умножить или разделить 3-значное число на 1-значное?
1) разложить его на сумму разрядных слагаемых;
2) каждое из этих слагаемых умножить или разделить на число;
3) полученные результаты сложить.
– А кто считает, что ему ещё нужна помощь?
X. Оценочный этап.
– А теперь сосчитайте все баллы, которые вы ставили себе на уроке и оцените свою работу.
-Каким будет сегодня наше “дерево успеха”?
(у детей на парте ёлочные игрушки: красные, голубые, жёлтые)
Дети выбирают красные, голубые или жёлтые, подходят к доске и приклеивают.
Красная – если вы набрали 14-16 баллов и вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим умножать и делить трёхзначные числа на однозначные.
Синяя игрушка – 10-13 баллов и вы считаете, что научились умножать и делить трёхзначные числа на однозначные, но вам ещё нужна помощь.
Жёлтая игрушка – менее 10 баллов – и вы считаете, что вам было трудно на уроке. Вы плохо усвоили новый вычислительный прием.
XI. Домашнее задание.
-Какое домашнее задание вы бы хотели получить?
Запишите по выбору 1 задание.
- С. 151 № 6 (по учебнику).
- Придумать и записать 4 выражения с подробной записью на изученную тему.
- Придумать задачу, с решением на изученную тему.
Лист самооценки:
№ |
Вид задания |
Задание мне уда-лось выполнить | Моя цель сегодня на уроке |
1 |
Запись трёхзначных чисел | Потренироваться в записи трёхзначных чисел | |
2 |
Представить число в виде суммы разрядных слагаемых | Потренироваться представлять число в виде суммы разрядных слагаемых | |
3 |
умножение и деление круглых чисел | Повторить умножение и деление круглых чисел | |
4 |
Внетабличные случаи умноже-ния и деления 3-значного числа на 1-значное | Научиться внетабличному умножению и делению 3-значного числа на 1-значное. | |
5 |
Решение составной текстовой задачи | Улучшить свои умения в решении составных текстовых задач. | |
6 |
Решение задачи с не сформули-рованным вопросом |