Урок математики в 3-м классе по теме: "Устные приемы умножения и деления"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

– формировать умения выполнять умножение и деление 3-значного числа на 1-значное; совершенствовать умения решать составные текстовые задачи;

– развивать вычислительные навыки; умение анализировать, логически мыслить; обогащать математическую речь;

– воспитывать у учащихся культуру общения при работе в паре, в группе.

I. Организационный этап.

II. Мотивационный этап.

а) – Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день. (Минутка создания настроения и разминки пальчиков. Соприкасаются пальчиком с соседом по парте и говорят:

желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).

– Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. – Удачи! В добрый путь за знаниями!

б) Запись даты. (7 декабря.)

III. Актуализация знаний.

1) – Запишите цифрой сегодняшнее число. (7)

– В следующей клетке запишите цифру, показывающую порядковый номер текущего дня. (4)

– Рядом запишите последнюю цифру текущего года. (6)

– Какое число у вас получилось? (746). Что вы о нем можете сказать?

(746 3-значное число, т.к. для его записи нужны 3 цифры;

в нем 7 сотен 4 десятка 6 единиц).

2) Сам-но: – Запишите другие 3-значные числа, используя эти цифры; цифры в записи числа не должны повторяться.

Самопроверка: (на доске) 746, 764, 476, 467, 674, 647

Самооценка 1 – У кого по-другому?

– Если задание выполнили верно, поставьте на полях 3 балла.

– Записали 5 чисел – 2 балла;

– Записали 4 числа – 1 балл;

Коллективная работа:

– Что обозначает цифра 4 в подчеркнутых числах? От чего это зависит?

(От места, которое цифра занимает в записи числа)

– Какую работу мы можем выполнять с 3-значными числами?

(1) записывать; 2) сравнивать; 3) представлять в виде суммы разрядных слагаемых; 4) “+” и “-” 3-значные числа;

3) Работа по вариантам:

– Запишите числа в виде суммы разрядных слагаемых:

I – в. – подчеркнутые числа

II – в. – неподчеркнутые числа

Взаимопроверка:

вз/оц: 2 – Если ваш сосед справился с заданием, поставьте ему на полях 3 балла.

(На оценочном листе.)

. – 1 ошибка – Кто выполнил работу правильно?

1 б. – 2 ошибки – У кого были ошибки? В чём?

Вывод: – Какие умения использовали при выполнении этого задания?

(Раскладывать 3-значные числа на сумму разрядных слагаемых.)

– Где нам могут пригодиться эти умения? (При решении примеров, для удобства вычислений

4) Постановка цели урока.

На доске:

800 · 3; 200 · 4;
234 · 2; 468 : 2;
600 : 2.

– На какие группы можно разбить данные выражения? (·” и “:” круглых и некруглых 3-значных чисел на однозначные).

На доске:

800 · 3; 234 · 2;
200 · 4; 468 : 2;
600 : 2.

– Рассмотрите записанные примеры. Примеры какого столбика вы сможете решить легко и быстро? Почему?

(1-го, умеем “·” и “:” круглые 3-значные числа.)

– Запишите только ответы примеров 1 столбика. Кто сделает – встает.

(1-й читает ответы: 2400, 800, 300.)

У кого такие же ответы? Объясните способ решения.

с/оц: 3 Оцените свою работу 2 баллами, если с заданием справились без ошибок.

. – 1 ошибка – Кто выполнил работу правильно?

– У кого были ошибки? В чём?

– Прочитайте выражения 2-го столбика разными способами:

234 · 2; 468 : 2.

– Почему вы считаете, что примеры 2-го столбика решить сложнее?

1) мы такие не учились решать;

2) “·” и “:” 3-значных некруглых чисел выполнять устно сложнее).

– Кто хочет научиться решать такие примеры?

– Сформулируйте тему урока. (Умножение и деление 3-значного числа на 1значное.)

– Поставьте цели своей деятельности. (Научиться умножать и делить 3-значное число на 1 значное.)

IV. Операционный этап.

В группах (на черновиках).

– Подумайте, как можно найти значение этих выражений.

Коллективная проверка:

Проверим, как вы выполнили задание?

Кто хочет поделиться своими знаниями? (1 ученик от группы у ДОСКИ):

234·2 = (200 + 30 + 4 ) · 2 = 200 · 2 + 30 · 2 + 4 · 2 = 468.

– Кто рассуждал так же?

– Кто по-другому?

– Какая группа объяснит решение 2-го выражения?

(1 ученик от группы у доски):

468 : 2 = (400 + 60 + 8) : 2 = 400 : 2 + 60 : 2+ 8 : 2 = 234.

– Кто рассуждал так же?

– Кто по-другому?

Итог: – Сделайте вывод, как умножить и разделить 3-значное число на 1-значное:

1) разложить 3-значное число на сумму разрядных слагаемых;

2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;

3) полученные результаты сложить.

V. Контролирующий этап.

– А сейчас вы примените полученные знания на практике.

(Каз.) с. 150 №2 1 ст. (По 1 ученику у ДОСКИ на каждое выражение.) 132·3=100·3+30·3+2·3=396. (Применяю распределительное свойство умножения.)

396:3=300:3+90:3+6:3=132.

– Кто самостоятельно сможет умножить и разделить 3-значное число на 1-значное?

– 2 столбик выполните в паре (проговаривая алгоритм своему товарищу).

Самостоятельная работа.

С.150 N2. I ряд и IIIряд – 3-й столбик,

II ряд – 4-й столбик.

(– Кто уже выполнил это задание, попробуйте записать своё выражение по нашей теме на умножение или деление и найти его значение).

Взаимопроверка:

– Если в каком-то выражении значения получились разные, то постарайтесь прийти к единому мнению.

в/оц.4 (На оценочном листе) 2б. – без ошибок,

1б. – если была ошибка.

– Кто выполнил работу без ошибок?

– Кто допустил ошибку? В чем?

Итог: – Чему учились, выполняя это задание? (Умножать и делить 3-значное число на 1-значное.)

– Как разделить или умножить 3-значное число на 1-значное?

1) 3-значное число разложить на сумму разрядных слагаемых;

2) каждое слагаемое умножить или разделить на число;

3) полученные результаты сложить.

VI. Решение задачи.

– Прочитайте текст в карточке №1. -Задача ли это?

“К Новому году для украшения закупили 318 красных шаров и 321синих шаров. Все шары раздали поровну 3 детским садам. Сколько шаров получил каждый детский сад?”

– Докажите, что это задача.

– Выделите условие, вопрос.

– Определите тип задачи. (На нахождение частного.)

– Какая это задача по структуре? (Составная, т.к. нельзя сразу ответить на главный вопрос задачи)

– Назовите числовые данные, что они обозначают?

– Назовите искомое число (Сколько шаров получил каждый детский сад?)

В парах: – Составьте графическую модель решения задачи.

Проверка: (у доски 2 ученика: анализ – синтез)

– Какую схему вы составили?

– У кого другая схема?

– Запишите решение задачи при помощи выражения в тетрадь.

Проверкa: – Сколько шаров получилось?

(213 шаров: (321+318):3=213(ш.))

– Кто решил другим способом?

(321:3+318:3=213(ш)).

– Какой способ рациональный?

в/оц: 5 – За правильно решенную задачу – 3б., если ошиблись в вычислениях – 2 балла.

– Кто решил задачу верно?

– У кого есть ошибки в решении задачи? Какие?

Вывод: – Какие знания и умения использовали?

1) умения решать текстовые задачи;

2) внетабличное умножение и деление;

3) умение составлять и решать выражения;

4) знание порядка действий в выражениях.

VII. Прочитайте задачу в карточке № 2.

“С одного поля собрали 236 кг картофеля, а с другого 252 кг картофеля. Сколько кг картофеля собрали с двух полей?”

– Выделите условие, вопрос.

– Какая это задача по структуре? (простая, т.к. можно сразу ответить на главный вопрос задачи)

– Назовите числовые данные, что они обозначают?

– Назовите искомое число (Сколько кг картофеля собрали с двух полей?)

– Измените вопрос задачи так, чтобы она решалась в 2 действия.

в/оц: 6 – За правильно решенную задачу – 3б., если ошиблись в вычислениях – 2 балла.

– Кто выставил 3б., 2б.?

Итог: – Какие умения отрабатывали?

(Умение делить 3-значное число на 1-значное).

VIII. Установление закономерности.

– Найдите правило, по которому составлен ряд чисел, Вставьте пропущенное число.

Итог: – Какие умения отрабатывали?

(Умение умножать 3-значное число на 1-значное).

IX. Рефлексия.

– Какое открытие сделали для себя на уроке?

– Кто считает, что он сегодня научился решать такие выражения?

– Как умножить или разделить 3-значное число на 1-значное?

1) разложить его на сумму разрядных слагаемых;

2) каждое из этих слагаемых умножить или разделить на число;

3) полученные результаты сложить.

– А кто считает, что ему ещё нужна помощь?

X. Оценочный этап.

– А теперь сосчитайте все баллы, которые вы ставили себе на уроке и оцените свою работу.

-Каким будет сегодня наше “дерево успеха”?

(у детей на парте ёлочные игрушки: красные, голубые, жёлтые)

Дети выбирают красные, голубые или жёлтые, подходят к доске и приклеивают.

Красная – если вы набрали 14-16 баллов и вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим умножать и делить трёхзначные числа на однозначные.

 

Синяя игрушка – 10-13 баллов и вы считаете, что научились умножать и делить трёхзначные числа на однозначные, но вам ещё нужна помощь.

 

Жёлтая игрушка – менее 10 баллов – и вы считаете, что вам было трудно на уроке. Вы плохо усвоили новый вычислительный прием.

 

XI. Домашнее задание.

-Какое домашнее задание вы бы хотели получить?

Запишите по выбору 1 задание.

  1. С. 151 № 6 (по учебнику).
  2. Придумать и записать 4 выражения с подробной записью на изученную тему.
  3. Придумать задачу, с решением на изученную тему.

Лист самооценки:

Вид задания

Задание мне уда-лось выполнить

Моя цель сегодня на уроке

1

Запись трёхзначных чисел   Потренироваться в записи трёхзначных чисел

2

Представить число в виде суммы разрядных слагаемых   Потренироваться представлять число в виде суммы разрядных слагаемых

3

умножение и деление круглых чисел   Повторить умножение и деление круглых чисел

4

Внетабличные случаи умноже-ния и деления 3-значного числа на 1-значное   Научиться внетабличному умножению и делению 3-значного числа на 1-значное.

5

Решение составной текстовой задачи   Улучшить свои умения в решении составных текстовых задач.

6

Решение задачи с не сформули-рованным вопросом