Урок математики во 2-м классе на тему: "Деление с остатком" (по учебнику Л.Г. Петерсон)

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • - формировать умения выполнять деление с остатком, умение правильно записывать и читать выражения деления с остатком;
  • - развивать математическую речь, мышление, навыки самооценки и самоконтроля;
  • - прививать навыки культуры труда при выполнении заданий, положительное отношение к учению.

1. Организационный этап.

2. Мотивационный этап.

Одна хорошая минута

Сделала одно хорошее дело,

Десять хороших минут

Сделали десять хороших дел.

А сколько хороших дел

Можно сделать за целый урок? (40)

- Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел.

3. Актуализация знаний.

- Для того чтобы привести свои мысли в порядок и хорошо подготовиться к работе, начнём наш урок с разминки.

- Решите задачи и запишите решение выражением в столбик.

  1. У Маши 15 открыток, а у Кати в а раз меньше. Сколько открыток у Кати?
  2. В бидоне 20 л молока, это в а раз больше, чем в кувшине. Сколько литров молока в кувшине?
  3. 45 кг печенья разложили поровну в а ящиков. Сколько килограммов печенья в одном ящике?
  4. Надя сорвала 17 орехов и разделила их поровну между а подругами. Сколько орехов получила каждая подруга?

Самопроверка: - Проверьте правильность выполнения задания.

(лист с выражениями на доске:

15:а

20:а

45:а

17:а

Самооценка: - У кого всё правильно? Поставьте себе 3 балла.

- У кого 1 ошибка – 2 балла.

- У кого 2 и более ошибок – 0 баллов.

- Назовите признаки сходства этих выражений.

(1. буквенные выражения,

2. делимое – 2-значное число,

3. делитель – а,

4. на деление)

- Сколько значений может иметь буквенное выражение? (много, т.к. а – это любое натуральное число)

- Найдите значение этих выражений, при а = 5. Запишите выражения во 2-й столбик и найдите их значение.

Проверка: - Назовите примеры, решение которых не вызвало затруднений. Почему? (они на табличное умножение и деление)

- Назовите выражение, при решении которого возникли трудности. Почему? (17 на 5 не делится)

- А кто смог его решить? Сколько получится?

- Посоветуйтесь в парах, как можно решить этот пример (если нет вариантов правильного ответа, то предложить практическое задание: 17 точек разделить по 5, объединив их в замкнутые кривые линии. Сколько раз по 5 точек получилось? Значит чему равно частное? А сколько точек осталось неразделённых?)

4. Формулировка темы и целей урока.

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Деление с остатком)

Поставьте себе цель на урок. (научиться выполнять деление с остатком)

- Я уверена, что вы достигнете своих целей, если будете внимательно и осознанно выполнять вычисления.

- Посмотрите на последний пример ещё раз. Как записать решение этого выражения? (17:5=3 (ост.5))

- А как правильно прочитать этот пример?

(17 разделить на 5 получится 3 и в остатке 2;

Делимое 17, делитель 5, частное 3 и ост.2)

5. Операционный этап.

Работа по учебнику.

- Откройте учебник на с.91, №2.

- Деление 17 на 5 можно выполнить на числовом луче.

- Рассмотрите в парах, как выполнено это деление и сделайте вывод.

Проверка:

- Какой вывод вы сделали? (чтобы разделить число 17 на 5, надо узнать, сколько раз по 5 в нём содержится и сколько останется).

- Используя числовой луч, выполните с объяснением деление чисел 13, 14 и 15 на 3. Пример на деление записывайте справа над квадратиками. (Памятки-подсказки лежат на столе: чтобы разделить 13 на 3, надо отложить на числовом луче по 3 единицы столько раз, сколько уместится до 13. Получается … раза. Осталась … единица, это остаток.)

- Внимательно посмотрите на примеры, которые вы записали. Что заметили?

(1. делимое увеличивается на 1, делитель – одинаковый;

2. частное – в 2-х примерах = 4 с остатком, а в последнем – 5 без остатка)

(- Число 15 целиком делится на 3, без остатка, или остаток равен нулю, но остаток нуль обычно не указывается.)

- Скажите, какие остатки могут получаться при делении на 3? (0, 1, 2)

- Сравните остатки и делитель, что о них можно сказать? (остаток должен быть меньше делителя)

- Сравните ваш вывод с выводом в учебнике на с. 92.

Работа по карточкам.

- Возьмите карточки №2.

- Сравните между собой примеры каждого столбика.

- Что заметили?

(1. на деление

2. делимое увеличивается на 1 и

в 1-м и во 2-м столбиках)

- Соблюдая эту закономерность, допишите по 2 примера в каждый столбик (работу выполняем на карточках). Кто выполнит – встаёт. (первые 2 ученика записывают по 2 примера у доски)

Карточка № 2

1 вариант

9 : 3 = 3

10 : 3 = 3 (ост.1)

11 : 3 = 3 (ост.2)

12 : 3 =

___________________

___________________

2 вариант

12 : 4 = 3

13 : 4 = 3 (ост.1)

14 : 4 = 3 (ост.2)

15 : 4 = 3 (ост.3)

16 : 4 =

__________________________

__________________________

- Проверьте правильность выполненной работы на доске.

- Оцените свою работу. Если задание выполнено верно – 3 балла.

  • Если ошиблись в одном примере – 1 балл.
  • Если ошиблись в двух примерах – 0 баллов.

Проверка: - Кто справился с заданием безошибочно?

Вывод: - Что можете сказать о делителе и остатке? (остаток должен быть меньше делителя)

Творческая работа.

- А теперь придумайте и запишите свой пример на деление с остатком.

Взаимопроверка: - Зачитайте выражения, которые записали друг другу.

Взаимооценка.: - Если вы согласны с тем примером, который составил ваш сосед, то поставьте ему 2 балла, если нет – то 0 баллов.

Вывод: - Как же выполнить деление с остатком? (надо узнать, сколько раз делитель “уместится” в делимом, и сколько единиц останется лишних, т.е. пойдут в остаток)

Решение задачи с карточки.

- Возьмите карточку №3.

С поля на машине надо перевезти в хранилище 74 мешка картофеля. Сколько рейсов должна сделать машина, если за один рейс она может увезти 9 мешков картофеля?

- Прочитайте текст. Можно ли его назвать задачей? Почему? (да, есть условие и вопрос, для ответа на который надо выполнить математические действия)

- Перечитайте задачу. Назовите числовые данные (Что означает каждое число?)

- Назовите искомое число.

- Определите, какая это задача по структуре. Почему? (простая, т.к. сразу можно ответить на главный вопрос задачи)

- Запишите в тетрадь только решение этой задачи.

Коллективная проверка: - Сколько рейсов должна сделать машина, чтобы перевезти весь урожай с поля? (9 рейсов, 8 полных рейсов, а 9-м рейсом увезти остаток урожая – 2 мешка)

Самооценка: - Если верно решили задачу – 3 балла, если ошиблись в вычислениях – 1 балл.

Вывод: - Какие знания и умения использовали при решении задачи? (или: Что можете сказать о решении этой задачи?)

(1. деление с остатком,

2. табличное умножение и деление,

3. умение решать задачи)

6. Рефлексия. – Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. (научиться делить с остатком)

- Кто считает, что выполнил эту учебную задачу?

- Расскажите, как выполнить деление с остатком? (надо узнать, сколько раз делитель “уместится” в делимом, и сколько единиц останется лишних, т.е. пойдут в остаток)

- Каким должен быть остаток при делении? (остаток должен быть меньше делителя)

- Сосчитайте количество набранных за урок баллов и запишите результат на полях.

Если вы набрали от 9 до 11 баллов – “5”, если 6 – 8 баллов – “4”, если 5 баллов и меньше, то подумайте, что нужно сделать, чтобы в следующий раз результат был лучше.

- У кого 9-11 баллов? У кого 6-8 баллов? У кого 5 и меньше?

- Кто хочет проанализировать свою работу на уроке?