Цели:
- - формировать умения выполнять деление с остатком, умение правильно записывать и читать выражения деления с остатком;
- - развивать математическую речь, мышление, навыки самооценки и самоконтроля;
- - прививать навыки культуры труда при выполнении заданий, положительное отношение к учению.
1. Организационный этап.
2. Мотивационный этап.
Одна хорошая минута
Сделала одно хорошее дело,
Десять хороших минут
Сделали десять хороших дел.
А сколько хороших дел
Можно сделать за целый урок? (40)
- Я желаю всем сегодня сделать много хороших дел.
3. Актуализация знаний.
- Для того чтобы привести свои мысли в порядок и хорошо подготовиться к работе, начнём наш урок с разминки.
- Решите задачи и запишите решение выражением в столбик.
- У Маши 15 открыток, а у Кати в а раз меньше. Сколько открыток у Кати?
- В бидоне 20 л молока, это в а раз больше, чем в кувшине. Сколько литров молока в кувшине?
- 45 кг печенья разложили поровну в а ящиков. Сколько килограммов печенья в одном ящике?
- Надя сорвала 17 орехов и разделила их поровну между а подругами. Сколько орехов получила каждая подруга?
Самопроверка: - Проверьте правильность выполнения задания.
(лист с выражениями на доске:
15:а
20:а
45:а
17:а
Самооценка: - У кого всё правильно? Поставьте себе 3 балла.
- У кого 1 ошибка – 2 балла.
- У кого 2 и более ошибок – 0 баллов.
- Назовите признаки сходства этих выражений.
(1. буквенные выражения,
2. делимое – 2-значное число,
3. делитель – а,
4. на деление)
- Сколько значений может иметь буквенное выражение? (много, т.к. а – это любое натуральное число)
- Найдите значение этих выражений, при а = 5. Запишите выражения во 2-й столбик и найдите их значение.
Проверка: - Назовите примеры, решение которых не вызвало затруднений. Почему? (они на табличное умножение и деление)
- Назовите выражение, при решении которого возникли трудности. Почему? (17 на 5 не делится)
- А кто смог его решить? Сколько получится?
- Посоветуйтесь в парах, как можно решить этот пример (если нет вариантов правильного ответа, то предложить практическое задание: 17 точек разделить по 5, объединив их в замкнутые кривые линии. Сколько раз по 5 точек получилось? Значит чему равно частное? А сколько точек осталось неразделённых?)
4. Формулировка темы и целей урока.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Деление с остатком)
Поставьте себе цель на урок. (научиться выполнять деление с остатком)
- Я уверена, что вы достигнете своих целей, если будете внимательно и осознанно выполнять вычисления.
- Посмотрите на последний пример ещё раз. Как записать решение этого выражения? (17:5=3 (ост.5))
- А как правильно прочитать этот пример?
(17 разделить на 5 получится 3 и в остатке 2;
Делимое 17, делитель 5, частное 3 и ост.2)
5. Операционный этап.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с.91, №2.
- Деление 17 на 5 можно выполнить на числовом луче.
- Рассмотрите в парах, как выполнено это деление и сделайте вывод.
Проверка:
- Какой вывод вы сделали? (чтобы разделить число 17 на 5, надо узнать, сколько раз по 5 в нём содержится и сколько останется).
- Используя числовой луч, выполните с объяснением деление чисел 13, 14 и 15 на 3. Пример на деление записывайте справа над квадратиками. (Памятки-подсказки лежат на столе: чтобы разделить 13 на 3, надо отложить на числовом луче по 3 единицы столько раз, сколько уместится до 13. Получается … раза. Осталась … единица, это остаток.)
- Внимательно посмотрите на примеры, которые вы записали. Что заметили?
(1. делимое увеличивается на 1, делитель – одинаковый;
2. частное – в 2-х примерах = 4 с остатком, а в последнем – 5 без остатка)
(- Число 15 целиком делится на 3, без остатка, или остаток равен нулю, но остаток нуль обычно не указывается.)
- Скажите, какие остатки могут получаться при делении на 3? (0, 1, 2)
- Сравните остатки и делитель, что о них можно сказать? (остаток должен быть меньше делителя)
- Сравните ваш вывод с выводом в учебнике на с. 92.
Работа по карточкам.
- Возьмите карточки №2.
- Сравните между собой примеры каждого столбика.
- Что заметили?
(1. на деление
2. делимое увеличивается на 1 и
в 1-м и во 2-м столбиках)
- Соблюдая эту закономерность, допишите по 2 примера в каждый столбик (работу выполняем на карточках). Кто выполнит – встаёт. (первые 2 ученика записывают по 2 примера у доски)
Карточка № 2
1 вариант 9 : 3 = 3 10 : 3 = 3 (ост.1) 11 : 3 = 3 (ост.2) 12 : 3 = ___________________ ___________________ |
2 вариант 12 : 4 = 3 13 : 4 = 3 (ост.1) 14 : 4 = 3 (ост.2) 15 : 4 = 3 (ост.3) 16 : 4 = __________________________ __________________________ |
- Проверьте правильность выполненной работы на доске.
- Оцените свою работу. Если задание выполнено верно – 3 балла.
- Если ошиблись в одном примере – 1 балл.
- Если ошиблись в двух примерах – 0 баллов.
Проверка: - Кто справился с заданием безошибочно?
Вывод: - Что можете сказать о делителе и остатке? (остаток должен быть меньше делителя)
Творческая работа.
- А теперь придумайте и запишите свой пример на деление с остатком.
Взаимопроверка: - Зачитайте выражения, которые записали друг другу.
Взаимооценка.: - Если вы согласны с тем примером, который составил ваш сосед, то поставьте ему 2 балла, если нет – то 0 баллов.
Вывод: - Как же выполнить деление с остатком? (надо узнать, сколько раз делитель “уместится” в делимом, и сколько единиц останется лишних, т.е. пойдут в остаток)
Решение задачи с карточки.
- Возьмите карточку №3.
С поля на машине надо перевезти в хранилище 74 мешка картофеля. Сколько рейсов должна сделать машина, если за один рейс она может увезти 9 мешков картофеля? |
- Прочитайте текст. Можно ли его назвать задачей? Почему? (да, есть условие и вопрос, для ответа на который надо выполнить математические действия)
- Перечитайте задачу. Назовите числовые данные (Что означает каждое число?)
- Назовите искомое число.
- Определите, какая это задача по структуре. Почему? (простая, т.к. сразу можно ответить на главный вопрос задачи)
- Запишите в тетрадь только решение этой задачи.
Коллективная проверка: - Сколько рейсов должна сделать машина, чтобы перевезти весь урожай с поля? (9 рейсов, 8 полных рейсов, а 9-м рейсом увезти остаток урожая – 2 мешка)
Самооценка: - Если верно решили задачу – 3 балла, если ошиблись в вычислениях – 1 балл.
Вывод: - Какие знания и умения использовали при решении задачи? (или: Что можете сказать о решении этой задачи?)
(1. деление с остатком,
2. табличное умножение и деление,
3. умение решать задачи)
6. Рефлексия. – Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока. (научиться делить с остатком)
- Кто считает, что выполнил эту учебную задачу?
- Расскажите, как выполнить деление с остатком? (надо узнать, сколько раз делитель “уместится” в делимом, и сколько единиц останется лишних, т.е. пойдут в остаток)
- Каким должен быть остаток при делении? (остаток должен быть меньше делителя)
- Сосчитайте количество набранных за урок баллов и запишите результат на полях.
Если вы набрали от 9 до 11 баллов – “5”, если 6 – 8 баллов – “4”, если 5 баллов и меньше, то подумайте, что нужно сделать, чтобы в следующий раз результат был лучше.
- У кого 9-11 баллов? У кого 6-8 баллов? У кого 5 и меньше?
- Кто хочет проанализировать свою работу на уроке?