Интегрированный урок (география + информатика) "Население мира"

Разделы: География, Информатика


Меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, – акцент переносится с “усвоения знаний” на формирование “компетентности”, происходит переориентация его на личностно-ориентированный подход, противоположный знаниево-ориентированной, безличностной педагогике; школы обеспечиваются современными компьютерами, электронными ресурсами, доступом к Интернету. Это способствует внедрению новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.

Среди разных педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему.

Тема “Население мира”

Задачи:

Образовательные:

  • усвоение и закрепление основных понятий темы “воспроизводство населения”, “демографическая политика”, “демографический взрыв”;
  • закрепление умений работать с программами Excel, Power Point.

Развивающие:

  • развитие умений прогнозировать ситуации;
  • развитие умений работать с картами, диаграммами, картограммами;
  • активизация познавательной деятельности учащихся, развитие интереса к предмету.

Воспитательные:

  • формирование ответственности, самостоятельности, умений работать в группе.

Оборудование: политическая карта мира, карты атласа, компьютеры.

Предполагаемый результат: создание презентации на заданную тему в Power Point.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя географии.

- Мы с вами изучили вопросы, касающиеся численности населения нашей планеты, рассмотрели причины, влияющие на демографическую ситуацию, определили основные направления демографической политики стран с разным типом воспроизводства населения, создали банк данных, которым вы можете сегодня воспользоваться.

Вступительное слово учителя информатики.

- Вы были разделены на группы, в которых должны были изучить и обобщить материал по географии по теме “Население мира”. Сегодня на уроке вы можете использовать все полученные навыки работы в программе Power Point, где каждый участник должен показать решение своей определенной задачи (создание слайдов, подбор текстового материала, создание графиков и т.д.).

Сегодня мы приступаем к следующему этапу.

III. Создание презентации.

Всем группам выдается памятка с планом по созданию итоговой презентации:

  1. Формулирование основного вопроса.
  2. Постановка проблемных вопросов.
  3. Формулировка задач.
  4. Выдвижение гипотезы решения проблемы.
  5. Определение творческого названия презентации.
  6. Обработка источников информации.
  7. Работа в PowerPoint.
  8. Подготовка презентации.
  9. Защита презентации.

IV. Оценка и самооценка работ учащихся по разработанным критериям.

Лист оценивания презентации ученика

Критерии оценивания Параметры Комментарии
Использование технологий Тематика исследования, отраженного в презентации, на какой возраст учащихся рассчитано обучение, требуются ли навыки работы с компьютером?

Как использование современных технологий помогает учащимся выполнять работу быстрее, качественнее, на более высоком уровне?

Насколько эффективна интеграция технологий в решении задач Вашего проекта?

Целесообразно ли использование такой технологии для получения необходимых знаний, умений и навыков по конкретному предмету школьной педагогики?

Оформление презентации логично, отвечает требованиям эстетики, дизайн не противоречит содержанию презентации?

Изображения в презентации привлекательны, интересны и соответствуют содержанию, не накладываются на текст (если это не специальные эффекты)?

Текст легко читается, фон сочетается с графическими элементами?

Списки, таблицы, диаграммы и графики в презентации выстроены и размещены корректно?

Все ссылки работают?

 
Процесс обучения Каким образом созданная презентация демонстрирует способность учащегося к анализу и/или синтезу различных видов информации над учебной темой или учебным разделом проекта (например, умение интерпретировать, оценивать, теоретизировать и т.п.)?

Каким образом созданная презентация демонстрирует понимание учащимися поставленных задач?

Соответствует ли содержание презентации утвержденному минимуму знаний по предмету и стандартам обучения?

Каким образом данная методика обучения учитывает индивидуально-личностные качества учащегося?

 

Критерии оценки мультимедийной презентации

Создание слайдов

Максимально количество баллов

Оценка группы Оценка учителя
Титульный слайд с заголовком

5

   
Минимальное количество – 10 слайдов

10

   
Использование дополнительных эффектов PowerPoint

5

   
Библиография

5

   
Содержание      
Использование эффектов анимации

15

   
Вставка графиков и таблиц

10

   
Выводы, обоснованные с научной точки зрения, основанные на данных

10

   
Грамотное создание и сохранение документов в папке рабочих материалов

5

   
Графики, импортированные из Excel

5

   
Организация      
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы

10

   
Слайды представлены в логической последовательности

5

   
Красивое оформление презентации

10

   
Слайды распечатаны в формате заметок

5

   
Общее количество баллов
Окончательная оценка
     

Самооценка

1. При разработке презентации и на её защите я:

- узнал…

- понял…

- научился…

2. Лучше всего у меня получилось…

3. Основные трудности вызвали…

4. Изменения, происшедшие у меня:

- в знаниях по предмету;

- в моих творческих способностях;

- в умении осознавать себя.

Работая над созданием презентаций в тесном контакте с учителями географии и информатики, учащиеся глубоко изучили и прочувствовали данную проблему, важное место в которой занимают вопросы современного роста, состава и размещения населения. Наиболее важная – продолжающийся быстрый рост населения мира, межнациональные отношения, урбанизация. Представленные презентации наглядно показали положительные и отрицательные стороны демографической ситуации в мире.

Лучшей презентацией стала работа “Взгляд в будущее”.

Приложение №1.