Цели урока: познакомить учащихся с художественным направлением XVII в. – барокко, его особенностями; познакомить с шедеврами эпохи барокко – архитектурой и скульптурой Л.Бернини, архитектурными сооружениями Растрелли, произведениями Эрмитажа.
Барокко не только архитектурный
стиль,
даже не только новый принцип в искусстве.
Это целая эпоха в истории нравов, понятий и
отношений,
феномен не только эстетический, но и
психологический.
У барокко были не только свои церкви и дворцы,
у него были свои люди, своя жизнь.
П.П.Муратов
1. Открытия XVII века
Культура XVII в. воплощает в себе всю сложность этого времени. Трудно найти столетие, которое бы дало столько блестящих имен во всех областях человеческой культуры. Европа XVII в. – это эпоха мануфактурного производства и водяного колеса – двигателя. Развитие мануфактурного производства порождало потребность в научных разработках. Такие ученые, как Коперник, Галилей, Кеплер внесли принципиальные изменения во взглядах на библейскую картину мироздания. В разработках Лейбница, Ньютона, Паскаля была раскрыта несостоятельность средневекового природы. Все это позволило сделать массу открытий и изобретений. Созданы алгебра и аналитическая геометрия, открыты дифференциальные уравнения и интегральное исчисление в математике, сформирован ряд важнейших законов в физике, химии, астрономии.
Для духовной жизни общества XVII в. большое значение имели великие географические и естественно-научные открытия: первое плавание Христофора Колумба в Америку, открытие Васко да Гаммой морского пути в Индию, кругосветное путешествие Магеллана, открытие Коперником движения Земли вокруг Солнца, исследования Галилея.
Новые знания разрушили прежние представления о неизменной гармонии мира, об ограниченном пространстве и времени, соразмерных человеку.
“Время барокко” включает в себя много стилей и направлений (маньеризм, классицизм, барокко и рококо) и “стиль барокко”.
Стиль барокко связан прежде всего с архитектурой и подчинял себе, соразмеривал с собой скульптуру (садово-парковую, интерьерную, рельефную резьбу), ДПИ и живопись (церковные и светские фрески, плафоны, парадный портрет).
Время барокко способствовало формированию национальных художественных школ со своими особенностями (Фландрия, Голландия, Франция, Италия, Испания, Германия).
2. Происхождение слова “барокко”Термин “барокко” переводят как “причудливый, странный, вычурный”. Происхождение его не вполне ясно: то ли из лексикона средневековой логики, то ли от слова, означающего жемчужину неправильной формы.
Слово “барокко” французского происхождения. “Словарь Академии” впервые фиксирует его в 1718 г. В быту это слово и сейчас употребляется как синоним странного, причудливого, необычного, вычурного, неестественного. Этим термином пользовались ювелиры, обозначая им нестандартные жемчужины, которые мастера эпохи барокко умели использовать в декоративных целях.
Долгое время это слово символизировало дурной вкус, что-то неуклюжее; выражало неодобрительное отношение французских классицистов XVII в. к художественному стилю итальянского происхождения.
Итак, барокко – это стиль (стилевое направление) в европейском искусстве к XIV – середине VIII вв. Должно быть, в этом стиле и в самом деле есть что-то причудливое и странное, если даже специалисты сильно расходятся в его оценке. Одни считают, что искусство барокко – неправильное, взвинченное, громоздкое, противоречит гармоничному и жизнеутверждающему искусству Возрождения. Другие видят в барокко грандиозность, пластичность, стремление к красоте и поэтому считают его скорее продолжением Возрождения. Есть третье мнение: искусство барочного типа – это поздняя, кризисная стадия разных эпох в художественной культуре. В то же время многие ученые настаивают, что кризисная стадия Возрождения еще не барокко, дают ей особое наименование – маньеризм.Тем не менее даже знатоки не всегда решатся с уверенностью сказать, принадлежит автор к Возрождению, маньеризму или к барокко.
3. Литература эпохи барокко XVII векаНаучные свершения XVII в. изменили картину мира, вскрыв трагическую глубину вселенной, человеческой души, судьбы человека. Они способствовали изменению общей атмосферы духовной и интеллектуальной жизни. Культурный человек того времени видел, как неустойчива быстротекущая жизнь, как летят “минуты, что подтачивают дни, дни, что грызут и пожирают годы” (Луис Гонгора). Чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека, несопоставимости малой, бренной, страдающей песчинки человеческой жизни и неизменной, холодной, бесконечной бездны космоса – таковы духовные открытия барокко.
Отрылась бездна, звезд полна,
Звездам числа нет, бездне дна.
М.Ломоносов
Барокко задает вопросы, обращенные к небу, к человечеству, в никуда (риторический вопрос – излюбленная фигура барочной риторики):
Кто ты, о человек? Сосуд свирепой боли,
Арена всех скорбей, превратностей поток,
Фортуны легкий мяч, болотный огонек,
Снег, тающий весной, мерцанье свеч не боле…
Грифиус
В искусстве барокко сосуществовали несовместимые друг с другом противоположности, создавая своеобразную гармонию. А торжественная выразительность искусства барокко была соткана из контрастов.
Перед нами барочная картина мира:
Игралище времен, непостоянный род,
На сцене бытия в преддверии утраты
Тот вознесен, тот пал, тому нужны палаты,
Тому – дырявый кров, кто царствует, кто ткет.
Вчерашнее ушло, минутный счастья взлет
Сметает новый день и завтра в бездну канет,
Зеленая листва поблекнет и увянет,
И острие меча на нежный шелк падет.Грифиус
Литературу барокко создавали многие другие знаменитые авторы. В их числе называют обычно итальянского поэта Т.Тассо, испанского драматурга Т.де Молина и П.Кальдерона (в пьесе “Жизнь есть сон” – герой понимает, что злую судьбу не победить местью, что главная победа в жизни – победа над самим собой, а не над другим; что остаток дней пролетит, как сон. И пробудившись в иной жизни, придется за все держать ответ), англичан Дж. Мильтона и Дж. Беньяна. Барочные черты исследователи находят и у Сервантеса, и в поздних произведениях У.Шекспира.
Каковы же характерные особенности литературы барокко?
1) противопоставление жизни и смерти; 2)контрастность; 3) риторические вопросы; 4) чувство безграничности мира, трагической незащищенности человека; 5) образ изменчивости и непостоянства человеческой жизни.
4. Итальянская архитектура эпохи бароккоГоворя о стиле барокко, мы вспоминаем в первую очередь зодчество и связанный с ним комплекс изобразительных искусств. Каковы характерные особенности архитектуры барокко? Работа учащихся с текстом. (См. Приложение 1).
Своеобразие барокко – в художественном образе грандиозных городских и дворцово-парковых ансамблей, где представлены в синтезе разные искусства: архитектура, скульптура, живопись, декор. Почему в XVII в. одним из ведущих видов искусства стала архитектура? Время абсолютизма требовало таких архитектурных строительных форм, которые запечатлели бы и время, и правителя).
Для построек в стиле барокко характерны сложная динамика объемов, наслоение форм, обилие декоративных элементов, тяготение к изогнутой линии. В качестве декоративных элементов использовались завитки, скульптура. Ордер также становится чисто декоративным элементом: колонны стремятся расположиться попарно, иногда утраивались; фронтоны, антаблементы, карнизы разрываются, приобретая сложную форму. Большое значение имеет лестница, подчеркивающая напряженную динамику архитектурных форм. Архитектура барокко властно “втягивает” человека в свое пространство. Скульптура, живопись, ДПИ, как бы продолжая архитектурные формы, участвуют в создании единого ансамбля.
Лучшим из архитектурных ансамблей Италии XVII в. стала площадь перед собором св. Петра, спроектированная Лоренцо Бернини (1598–1680) в 1656–1667 г. Бернини оформил площадь перед собором как продолжение храма. Прямо от краев фасада далеко вперед протянулись крытые галереи – коридоры, образующие трапециевидное пространство, а от концов галереи разошлись с 2 сторон двумя рукавами колоннады из 284 колонн и 80 столбов высотой 19м каждый. Аттик колоннады украшают 96 статуй. Сам Бернини сравнивал рукава с объятиями церкви, готовой принять в свое лоно всех страждущих. По выражению Бернини, колоннады “подобно распростертым объятиям, захватывают зрителя и направляют его движение к главному фасаду, к алтарю”.
Очень интересна королевская лестница – “Скала реджа”, соединяющая собор св. Петра с Ватиканским дворцом. Первые колонны – громадные, при поднятии лестницы они уменьшаются и наверху сделаны под рост папы. В результате всем кажется, что папа громадного роста (игра с линией – обмануть глаза, создать иллюзию пространства). Благодаря этому выход папы на богослужение превращался в величественное зрелище.
Дж. Л. Бернини родился в 1528 г. в Неаполе. Когда ему было 10 лет, его отец, известный скульптор Пьетро Бернини, переехал по приглашению папы Павла V из Неаполя в Рим для работы над мраморной группой. Получивший к тому времени технические навыки обработки мрамора мальчик, попав в Ватикан, запирался в залах, рисуя с утра до вечера. О его даровании пошли слухи, он попался на глаза самому Павлу V, получил заказ от племянника папы и поразил всех, создав необыкновенные скульптурные произведения: “Похищение Прозерпины”, “Давид”, “Аполлон и Дафна”. Юный самоучка сумел добиться невероятной динамики масс и линий, отражающей эмоциональное напряжение персонажей, передал в мраморе нежность девичьей кожи, пушистые волосы Дафны, кору и листья лаврового дерева.
Посмотрите (скульптура “Дафна и Аполлон”): Бернини запечатлел в летящем движении момент превращения юной беззащитной Дафны, настигнутой легконогим Аполлоном, в лавр: жесткая кора уже наполовину скрыла нежное тело, углубляются в почву прорастающие корни, трепет гибнущего человеческого существа отзывается в шелесте распускающейся листвы. Бернини ловит кульминационный момент события. Предназначенная для парка виллы, скульптура органично сливается с зеленым шумом парка, с качанием ветвей, бликами солнца, тенями плывущих облаков и журчанием воды.
Папа Григорий IV наградил мастера рыцарским крестом ордена Христа и титулом “Кавалера”. Современники включили его в ряд “божественных творцов”, назвав наследником титанов эпохи Возрождения. Он так и не получил профессионального архитектурного образования: проектирование, расчеты, строительство вели помощники, работники мастерской.
Мемуаристы описывали его живым, темпераментным, полным огня, постоянно погруженным в разговоры об искусстве и в неустанные труды. Если его кто-нибудь хотел оторвать от работы, он сопротивлялся и говорил: “Оставьте меня, я влюблен”.
Бернини, блестяще одаренный архитектор, был не менее великим скульптором. Очень интересна композиция алтаря “Экстаз святой Терезы” (1645–1652 гг.) (Сообщение ученицы. См. Приложение 2).
Таким образом, самыми выдающимися мастерами барокко в Италии были Л.Бернини, создавший грандиозный ансамбль площадь св. Петра в Риме и др. постройки, многочисленные скульптуры фонтаны, и Франческо Борромини, по проектам которого были построены многие церкви в Риме.
Каковы же основные особенности итальянского архитектурного барокко?
1) тяготение к большим городским и садово-парковым ансамблям, где воедино сливаются архитектура, скульптура и живопись;
2) создание искривленного, иллюзорного пространства за счет текучести криволинейных форм и объемов;
3) пышная эффектность, представительность и театральная зрелищность архитектурного барокко.
5. Барокко в РоссииВ России в XVII–XVIII вв. происходит изменение русского быта на европейский лад: а) введение европейского костюма; немецких и французских языков; б) насаждение приемов, вечеров; в) организация торжественных шествий, маскарадов. Все нововведения требовали и европейского типа дворцов, где можно было устраивать роскошные балы, торжественные приемы, давать богатые обеды. Сам Петр I больше тяготел к протестантской сдержанности архитектуры Голландии, но его дочь Елизавета Петровна, которую современники называли “веселый Елизафет”, склонялась к формам пышного итальянского барокко.
В годы правления ее (1741–1761) были созданы образцы русского барокко, отличавшегося от итальянского мирской жизнерадостностью и отсутствием религиозного мистицизма, а от немецкого и австрийского – подчеркнутой масштабностью и монументальным размахом архитектурных ансамблей.
(Просмотр видеофильма с показом Летнего дворца Д.Трезини и Зимнего дворца Растрелли)
Однажды императрица, проходя по пустым залам Зимнего дворца, случайно заметила картину Рубенса “Снятие с креста”. Долго любовалась этим полотном и вознамерилась устроить Галерею. С этого времени Екатерина II стала ревностно заниматься осуществлением этой мечты. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 г., когда в Петербург прибыла крупная партия картин западно-европейских художников. Это была коллекция берлинского купца Гоцковского, состоящая из 225 картин (для прусского короля Фридриха II).
Постепенно Екатерина II увеличивала свой пустынный уголок и собирала сокровища – картины, камеи, медали, составила в нем прекрасную библиотеку.
С 3 картинами из коллекции Эрмитажа мы сейчас познакомимся (Сообщения учеников о картинах. См. Приложение 3).
Ярким представителем архитектуры русского барокко является Растрелли, стиль которого не узнать невозможно. Растрелли, современники которого называли волшебником, создавал архитектурные сооружения, торжественные и ликующие, полные величия и государственной представительности. (См. Приложение 4.)
Творения Растрелли сохранились до наших дней – Зимний дворец и Петергоф, Царское Село и Смольный монастырь. В искусстве мастера органично сочеталась бурная фантазия и простота, вычурность декора и рациональность. Он умел вписывать сооружаемое здание в любую местность, будь то садово-парковый ансамбль или городская застройка.
6. Подведение итоговВ разных странах барокко в архитектуре проявлялось по-разному. Но характерные черты и признаки можно обнаружить повсеместно:
– сложные криволинейные планы;
– мощная пластика стен;
– создание синтеза искусств, объединенных общим замыслом и стилем;
– создание величественных архитектурных ансамблей в городах и дворцово-парковых – в загородных резиденциях;
– обилие золота, деревянной и каменной резьбы, пышных декоративных деталей и скульптур;
– богатая игра цвета и света.
Это стиль, основанный на применении классических ордерных форм, приведенных в состояние динамического напряжения, иногда доходящего до конвульсий.