Данное мероприятие (соревнование команд) может быть проведено для обучающихся любого возраста основной школы и по любому предмету при условии изменения заданий. Лабиринты могут предлагаться и на уроках, в качестве индивидуального задания или задания для пар.
Цели.
- Развивать познавательную деятельность обучающихся.
- Развивать устойчивый интерес обучающихся к математике.
- Расширять кругозор учащихся.
Оборудование.
Начерченный на полу лабиринт (с помощью кассовой ленты и скотча, с помощью краски). (Рисунок 1.) Лабиринты для каждого болельщика в подарок. (Рисунок 2.)
24 конверта с заданиями 4-х цветов, по числу команд (или 12 конвертов для 2-х команд, 18 конвертов для 3-х команд). 4 таблички разного цвета со словами: лень, невежество, безделье, равнодушие. Ножницы и бумага для каждой команды, цветные клубки с нитями. Карта Древней Греции VII–V в. до н. э. Макет корабля.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Учитель. Происхождение задач о лабиринтах относится к глубокой древности. Древние считали задачу о лабиринтах вообще неразрешимой. Человек, попавший в лабиринт, не мог уже из него выйти, если только какое-либо чудо или случай не приходили ему на помощь.
Однако, безвыходных лабиринтов нет, разобраться и найти выход из самого запутанного лабиринта не составляет особого труда, если только знать, как действовать. Слово “лабиринт” – греческое и в переводе означает ходы в подземельях. Существует, действительно, много природных подземных пещер с огромным количеством по всем направлениям перекрещивающимися коридоров, закоулков и тупиков, что нетрудно в них заблудиться, потеряться и, не найдя выхода, умереть от голода и жажды. У древних писателей мы встречаем указание на существование искусственных лабиринтов, например, у египтян. В конце концов, словом “лабиринт” чаще всего обозначали именно искусственное чрезвычайное сложное сооружение, составленное из очень большого числа аллей и галерей, бесконечные тупики которых заставляли попавшего туда бесконечно блуждать в тщетных поисках выхода. Об устройствах таких лабиринтов слагались целые легенды. Мы предлагаем вашему вниманию самую известную легенду о лабиринте.
Выходят ведущие в греческих одеждах и начинают театрализованное представление.
Во время представления одна из учениц показывает называемые города и путь, пройденный кораблем Тезея на карте Древней Греции.
Ведущий 1.
Сегодня расскажем мы вам, о, гости Эллады,
Легенду о подвиге славном героя Тезея.
Много легенд сложено было о нем…
Мы же расскажем вам ту, в которой Тезей убил
Минотавра, пройдя Лабиринт.
Но все по порядку…
Ведущий 2.
Родился на острове Крит, что с Грецией рядом,
маленький Минос.
Зевс-громовержец отцом его был, а мать его звали
Европа.
Люди на острове том жили, как дикие звери.
Где-то рождались града, а здесь люди ютились в
пещерах.
Выросши, Минос решил, что покончит он с жизнью
такой.
Ведущий 3.
Поднялся он на гору, в пещеру вошел,
С молитвой к отцу обратился.
И внял громовержец молитве его.
Спускался же Зевс ни малым, ни многим, а 9 тех лет,
Что записывал Минос в пещере советы его, обращая
в законы.
Ведущий 1.
А выйдя оттуда, собрал же наш Минос людей,
создал города.
И выбрали люди носителей власти,
Чтоб правили ими во имя, в пределах закона.
И сто городов возникли на острове том
благодатном.
Лес Крита давал древесину, чтоб строить суда.
И вскоре познала Эллада и силу,
И мощь Миноса – острова Крита царя.
Ведущий 2.
Блистательный брак завершил величие и счастье
той жизни:
Дочь Солнца дана ему в жены была.
Но слишком великое счастье превыше сил смертной
природы…
И он возгордился! Он – Минос – он равен не людям,
он равен богам!
Другим он – законов создатель,
Себе – законом избрал произвол.
Ведущий 3.
Разгневался Зевс, послал наказание:
Жена родила ему сына – да, просто урода –
Все тело его – человек, а выше взгляни, быка
голова на плечах.
О, ужас! Не мог же сам Минос убить существо,
которое сыном считал.
Ведущий 1.
И рос Минотавр – “бык Миноса”, народ его так и
прозвал, в объеме и силе.
Гнушался растительной пищи, а всякому мясу –
людское предпочитал.
А с ним рос позор!
Хоть с глаз бы долой скрыть чудовище…Как?
Ведущий 2.
Потребовал Минос Дедала, того, что в Афинах ваял
“ходящие” статуи первым,
Ему приказал, особый чтоб дом он построил.
И выполнил мастер заказ…
Построил он дом Лабиринт, где в центре чудовище
жило.
Ходы его к центру вели, а выхода не было вовсе.
Дверь дома всегда же открыта.
И все любопытные прямо к чудовищу шли на обед.
Ведущий 3.
Как мы говорили: Эллада познала и силу, и мощь
острова Крита царя.
Теперь же пребудем в Афины, где старый Эгей
приветствует сына Тезея,
Где всем Афинянам понравился юноша смелый.
Но счастье и радость от встречи исчезли в
мгновение ока,
Как будто зловещая туча накрыла великий тот
город.
Тезей.
Что здесь происходит, отец мой?
Ведущий 3.
Тезей обратился к Эгею.
Тезей.
Как будто поминки справляют, так мрачен стал город Афины.
Ведущий 3.
Склонил Эгей седую главу, печально он сыну ответил:
Эгей.
Надвигаются тяжкие дни, сын мой. Тебе пора уже знать, что несколько лет тому назад Афины потерпели поражение от войск царя Миноса, который царствует на острове Крит. И победители – критяне наложили на нас тяжелую дань. Ежегодно Афины должны отправлять 7 самых красивых юношей и 7 самых красивых девушек на остров Крит, где в хитросплетениях Лабиринта живет страшное существо – Минотавр. Это получеловек – полубык. Минотавр питается людьми – он и пожирает тех, кого мы вынуждены посылать на Крит…На днях в Афинах будут бросать жребий, кого именно из юношей и девушек придется принести в жертву Минотавру.
Тезей.
О нет, отец мой, в этом году я поплыву одним из 7 юношей и сумею сразить Минотавра. Твой меч со мной, отец. И рука моя не изменит мне.
Эгей.
Тезей, дорогой мой Тезей! Ты видишь эту большую скалу над морем? Каждый день, с утра до вечера, я буду стоять на ней, ожидая твоего возвращения. И если удастся тебе вернуться домой победителем, то прикажи заменить черные паруса корабля на белые. Я издали увижу их – и мое старое сердце загорится новым желанием жить с тобой и для тебя, сын мой.
Ведущий 1.
Скорбным всегда был этот путь, но не было слышно
рыданий обреченных.
Вселил в них надежду отважный Тезей, и каждый
мечтал был спасенным.
7 дней плыл корабль, и вот он Талос – огромный
охранник Крита.
Он их пропустил, их встретят другие – воины,
Миноса свита.
Ведущий 2.
Да, Минос сам лично всех осмотрел холодным
жестоким взглядом:
“Достоин стать пищей ты первым, Тезей,
Других Минотавр съест всех разом”.
Ведущий 3.
Схватили, пленили, нет больше меча.
Что делать, как можно спастись?
Вдруг щелкнул замок поворотом ключа,
Дочь Миноса в темницу вошла.
Ариадна.
Меня ты пленил отвагой своей, и мужества не
занимать.
За свет ясных глаз, за россыпь кудрей не стоит
отца умолять.
Пришла я помочь тебе, слышишь, беги, корабль стоит
у воды.
Тезей.
Не будет же этого, впрочем, пока, пока Минотавр не убит.
Ариадна.
Я верила в смелость твою, о. Тезей, так меч свой
скорее бери.
Убей Минотавра, вернись к нам сюда. Товарищей
освободи.
Но как же вернешься?
Тезей.
Не знаю. И все ж, сейчас же иду в Лабиринт,
Убью Минотавра, чтоб больше никто в сетях его не
погиб.
Ариадна.
Возьми вот клубок, о. храбрый Тезей,
Пусть боги помогут тебе!
А тонкого шелка нить пусть, укажет тот путь, что
ведет к нам назад.
Иди же, я буду ждать.
Ведущий 1.
И он не считал поворотов, ветвей,
И времени не считал.
Покончить с чудовищем скорей он хотел,
И час этот вскоре настал.
Убит Минотавр ударом меча – повергнуто страшное
зло.
В стену Лабиринта вонзились рога, а тело поникло
его.
Ведущий 2.
Но нужно спасти других афинян, нить шелка в руке
дрожит.
Скорей на корабль, поднять паруса, так хочется
счастливо жить.
Но снова печаль: Дионису нужна красавица царская
дочь.
Не смеет герой перечить богам, ну, как тут сумеешь
помочь.
В печали забыл сменить паруса на белый победный
цвет.
А старый Эгей все в море смотрел, надежду в сердце
храня.
Ведущий 3.
Увидел царь утром в море корабль, забилось
сердце его.
Но черный цвет паруса резал глаза, как жить, если
сына нет?
В отчаянии бросил корону свою в бурлящие воды
Эгей,
Последовал сам в пучину морскую, чтоб с жизнью
покончить скорей.
Ведущий 1.
И снова на сердце Тезея печаль: забыл, и отец
погиб.
Афины скорбели о старом царе и радовались, что
победили.
Тезей стал на долгие годы царем, любимым царем
афинян.
А нить Ариадны он помнил всегда, она его в жизни
вела.
Исполняется танец Сиртаки “освобожденными” юношами и девушками
Учитель. Славный Тезей победил Минотавра, пройдя Лабиринт. Обратный путь он нашел с помощью нити Ариадны. Сегодня мы с вами будем проходить свой лабиринт, побеждать своего Минотавра.
Командам приготовиться к старту. Для выбора дорожки, командам необходимо с помощью ножниц и бумаги сделать эмблему для каждого члена своей команды (по мере выполнения задания команды выбирают цвет старта).
Каждой команде для прохождения лабиринта необходимо решить 6 задач, с тремя вариантами ответов, один из которых правильный. Решив задачу, команда продвигается по той дорожке, номер которой совпадает с номером выбранного ответа. Если вы зашли в тупик, то вы должны вернуться к предыдущему этапу, перерешать задачу и выбрать другой ответ. Задания лежат в конвертах вашего цвета. Обратный путь вы найдете с помощью клубка нитей вашего цвета, который вам вручит Ариадна.
Команды выполняют задания и продвигаются по лабиринту, начерченному на полу.
В результате прохождения лабиринта первая команда “побеждает” ЛЕНЬ, вторая – БЕЗДЕЛЬЕ, третья – НЕВЕЖЕСТВО, четвертая – РАВНОДУШИЕ.
Выход из лабиринта команды находят с помощью нити, которую они оставляли на своем пути, раскручивая клубок.
Учитель. Подводя итог нашего мероприятия, хотелось бы пожелать, чтобы вы всегда сумели победить в себе “Минотавра” в виде лени, равнодушия, невежества, безделья и других пороков, чтобы вы всегда могли найти путь из любого лабиринта. А нитью Ариадны пусть будут ваши знания, умения и навыки. И помните, безвыходных лабиринтов нет.