Тема. Сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи и музыки.
Цели:
- Помочь детям “увидеть” ветер, его разный характер, его наполненность запахами и звуками, обратиться к сравнительному анализу образов ветра, созданным языком поэзии, языком живописи и музыки.
- Развивать умения:
- обнаруживать и анализировать с детьми слова, с помощью которых авторы создают образ ветра в стихотворениях М.Исаковского “Ветер”, А. Пушкина “Ветер, ветер ты могуч…”;
- выразительного и осознанного чтения;
- конвергентного и дивергентного мышления;
- способствовать развитию эмоционально волевой сферы, эстетической и коммуникативной культуры.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
Цель: создать эмоциональный настрой детей на работу.
Учитель. Давайте закроем глаза и послушаем. Что вы услышите, почувствуете? А может, у вас возникнут какие-то образы, картины.
(Звучит шум ветра)
Учитель. Что вы услышали? Почувствовали?
Дети. Услышали завывание ветра, шум ветра. Почувствовали холод, свежесть, страх, спокойствие.
Учитель. Слушая звуки, мы способны создать в нашем воображении образ ветра – ветра могучего, злого.
2. Проверка домашнего задания.
Учитель. Давайте посмотрим, какой ветер в стихотворении Майкова “ Колыбельная песня”. Какой ветер вы нарисовали? (На доске рисунки детей.)
Дети. Делятся своими впечатлениями о ветре.
Учитель. А почему вы изобразили его таким?
Дети. Потому что он один смог успокоить, убаюкать дитя.
Учитель. Прочитайте это стихотворение, передав настроение ветра.
Дети. Выразительное чтение стихотворения.
3. Постановка целей урока.
Учитель. В этом стихотворении ветер ласковый и заботливый, а каким вы представляете ветра в стихотворениях М. Исаковского “Ветер”, и А. Пушкина “Ветер, ветер ты могуч…”
Что для этого нужно сделать?
Дети. Познакомится с текстом стихотворений.
4. Первичное чтение.
Учитель. Послушайте, какая картина создается в вашем воображении? Кто рассказчик? Как поэты добиваются того, что мы видим ветер? (Проблемный вопрос.)
5. Повторное чтение.
Учитель. Прочитайте стихотворение и подчеркните глаголы.
Дети читают про себя, а потом вслух.
Учитель. Назовите глаголы.
Дети.
Учитель. Почему так много глаголов?
Дети. Глаголы передают движение
Учитель. Какой здесь ветер? (Зачитайте, где мы видим ветер.)
Дети. Ветер тихий, осторожный.
Учитель. Какой глагол показывает, что ветер двигается тихо?
Дети. Это глагол вышел.
Учитель. Зачитайте, где показано, что ветер усиливается?
Дети. Пробежал по крыше, поиграл немного.
Учитель. Что означает пожурил?
Дети. Ласково наказал, взъерошил перышки у воробьев.
Учитель. Зачитайте, где мы слышим ветер.
Учитель. Постучал в окошко.
Учитель. Какой литературный прием использует автор?
Дети. Это прием-олицетворение.
Учитель. Для чего он используется?
Дети. Чтобы ярче показать образ ветра.
Учитель. Какой звук помогает услышать голос ветра?
Дети. Гласный звук (а).
Учитель. Как называется этот литературный прием ?
Дети. Ассонанс – повтор гласных.
Учитель. Какой же здесь ветер?
Дети.
Учитель. Представьте, что вы художник. Передайте цветом настроение ветра.
(Дети передают настроение ветра, показывая круги разных цветов.)
Почему вы взяли желтый, голубой, зеленый, оранжевый..?
(Учитель прикрепляет на доску буквы “В” – желтого цвета, “Е” – голубого, “Т” – зеленого, “Е” – голубого,“Р” – оранжевого.)
Дети. Потому что ветер теплый.
6. Выразительное чтение
Учитель. Прочитайте стихотворение М. Исаковского, передав настроение ветра.
Дети. Выразительно читают это стихотворение.
7. Чтение стихотворения А. Пушкина.
Учитель. Во втором стихотворении вот таким я представляю себе ветра. Почему?
(Учитель прикрепляет на доску слово “ВЕТЕР” – буквы раскрашены в холодных тонах.)
Прочитайте про себя.
Учитель. С каким ветром вы встретитесь в этом стихотворении?
Дети.
Учитель. Докажите строками из стихотворения.
Дети доказывают строками из стихотворения.
8. Выразительное чтение.
Учитель. Прочитайте стихотворение выразительно. Как поэты добиваются того, что мы видим и слышим ветер?
9. Прослушивание музыкального отрывка.
Учитель. А композиторы, при помощи чего могут передать образ ветра?
Дети. При помощи звуков.
Учитель. К какому стихотворению подходит этот музыкальный отрывок?
(Звучит музыка.)
10. Работа по картинам.
Учитель. Могут ли живописцы создать образ ветра?
Чтобы убедиться в этом, рассмотри репродукции картин Аркадия Рылова и Исаака Левитана.
Удачно ли художники назвали свои картины? Как изображают ветер художники?
Учитель. Можно ли остановить ветер?
Дети. Нет.
Учитель. Ветер – это стихия, остановить его нельзя. Разные ветры летают над землей, называют их по-разному, потому что разное у них настроение.
11. Итог.