Проектная деятельность как средство активизации мыслительной деятельности на уроках информатики

Разделы: Информатика, Общепедагогические технологии


 

Торопись, ведь дни проходят,
Ты у времени в гостях,
Не рассчитывай на помощь.
Помни всё в твоих руках.

Ю. Палецкис

Изменения, происходящее в системе общественной жизни, непривычные для человека (безработица, банкротства предприятий, занятия личным бизнесом, завоевание своего “места под солнцем” любой ценой, жёсткий индивидуализм в различных сферах межличностных отношений и т.п.) оказывают неоднозначное влияние на содержание деятельности всех социальных институтов, начиная с семьи и до образовательных учреждений всех уровней и рангов. В результате “воспитательное пространство” в наши дни, избавившись от прежних мировоззренческих и нравственных ценностей, значительно расширилось, в нём представлены различные точки зрения. Основной смысл этих изменений заключается в призвании приоритета личности, её прав и свобод в профессиональном выборе, в приверженности к различным формам и видам творческой художественной деятельностью.

В традиционной теории целью образовательной системы воспитания признавалось всестороннее гармоничное развитие личности. В настоящее время идёт становление системы образования, ориентированного на иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение.

Воспитание учащихся обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперирования информацией, творческим решением проблем с акцентом на индивидуализацию. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика.

Личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания ставят в центр образовательной системы личность учащегося и обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её обучения. Углубить и расширить знания и умения по предмету можно через проектную деятельность.

Поэтому в педагогической деятельности одной из внедряемых мною инновационных технологий является организация проектной деятельности учащихся.

Углубленное изучение предмета возможно только тогда, когда учащиеся мотивированы на получение знаний, заинтересованы в обучении и владеют навыками самостоятельной работы по добыванию знаний. Выйти за рамки предмета можно через творческие задания: написание рефератов по темам проектной деятельности, выполнение нестандартных практических заданий, творческая поисковая работа в рамках предметов по проекту, создание мини-проектов на уроках и т. п. Руководитель проектной группы, планируя подобные задания, должен обеспечить учащихся необходимым алгоритмом действий этой деятельности: дать план работы над пояснительной запиской, порекомендовать литературу, объяснить цель и порядок выполнения творческого задания, проследить этапы выполнения проекта, создать банк проектов.

Чтобы чего-то достичь в жизни, человек должен не только захотеть, чтобы его выучили, но и научиться получать знания самостоятельно. Использование метода проектов в учебно-воспитательном процессе позволяет учащимся приобрести знания, умения, освоить навыки самостоятельной работы, развить потребность в самообразовании. А это очень важно, потому что назрела необходимость в специалистах, которые способны самостоятельно повышать свою квалификацию, реагируя на изменения рыночной экономики.

Проектирование педагогического процесса

В настоящее время в педагогической литературе и высказываниях педагогов-практиков термин “проектирование” употребляется довольно часто. Он связывается с разработкой конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов и др.

Педагогическое проектирование способствует созданию педагогических объектов, включая и педагогические процессы.

Как в области техники, технологично спроектированный педагогический процесс должен быть доступен и понятен педагогам-практикам, удобен для использования, т.е. достаточно подробно разработан.

Педагогическое проектирование связано с разработкой эффективной деятельности как педагогам, так и учащимся. Посредством грамотно разработанных педагогических процессов, технологий и других объектов педагог способствует развитию и саморазвитию личности учащихся, сводит к минимуму отрицательное влияние различных факторов, обеспечивает необходимые психолого-педагогичекие условия. Тем самым он создаёт своеобразный проект индивидуального развития личности в условиях принятой педагогической системы.

На этом моделирования происходит разработка обобщённого образца, модели как общей идеи создания нового педагогического объекта, и намечаются основные пути её движения. К педагогическим моделям относятся концепции развития учебных заведений и ученических объединений, уставы и положения учебных заведений, педагогические теории и индивидуальные концепции, отражающие взгляды педагога и т.д.

На этапе проектирования создаётся проект, т.е. осуществляется конкретизация разработанной модели для определенных педагогических условий, здесь возникает возможность её практического применения. Педагогический проект содержит данные для последующей детальной разработки педагогического объекта. К педагогическим проектам относятся учебные планы и учебные программы, квалификационные характеристики, методические рекомендации, планы внеучебной воспитательной работы и т.д.

На этапе конструирования проект детализируется до базовых компонентов объектов, в том числе до конкретных действий реальных участников педагогических процессов, находя своё воплощение в различных конструктах. И хотя в технике нет понятия конструкт, а есть конструкторная документация, тем не менее оно введено в педагогику. Педагогический конструкт содержит конкретные данные и создаёт возможность представить и корректировать любой педагогический объект. К педагогическим конструкторам относятся: планы и конспекты уроков, сценарии внеклассных мероприятий, графики контроля выполнения заданий, дидактические материалы, расписание и т.д.

Введение технологии проектной деятельности

Введение технологии проектной деятельности проводится поэтапно.

I. Организационный этап

  • Была изучена технология проектирования.
  • Создается творческая группа учащихся
  • Создан банк проектов, учащиеся ознакомлены с теоретическими основами проектирования.
  • Созданы мини-проекты в рамках недели информатики.
  • Начата работа над долгосрочными проектами.
  • Создаётся копилка образцов печатной продукции.

II. Информационный этап.

На данном этапе была сформирована информационно-методическая папка, содержание которой отражает историю возникновения, типология и структура проектирования, календарь работы над проектом, рекомендации к проектированию, критерии оценки и др. На уроках и консультациях с учащимися были рассмотрены вопросы:

  • Проект, его типы и структура.
  • Этапы проектной деятельности.
  • Критерии оценки проектов.
  • Оформление результатов проектной деятельности.

Проведенная работа позволила перейти к следующему этапу.

III. Опробационный этап

  • Я привлекла других учащихся в творческую группу, контролировала, оказывала методическую поддержку проектной деятельности, координировала внутригрупповую работу учащихся.
  • В кабинете создан уголок проектов, для каждого учащегося создан календарь работы над проектом.
  • Расширена тематика проектов.
  • Были созданы мини-проекты, групповые проекты, индивидуальные проекты. В проектах было задействовано около 20 учащихся. Проекты были разного жанра: газеты, кроссворды с фрагментами, демонстрационно-иллюстративный материал, прикладной проект. Некоторые проекты были выполнены в качестве промежуточной аттестации по предметам.
  • Деятельность учащихся была организована: индивидуально, в парах, в группах. Все проекты реализовывали дидактические цели: обобщить, систематизировать учебный материал, применить его на практике, развить творческие способности.
  • Учащиеся приняли участие в научно-методической конференции Проекты учащихся были выставлены на городские конкурсы заняли призовые места.

Проанализировав проектную деятельность, учитывая недостатки, мною был составлен план дальнейших действий:

  • расширить тематику проектов, создать банк проектов, постоянно корректировать его с учетом интересов, потребностей учащихся, школы, общества;
  • создать банк межпредметных проектов и разработать их примерное содержание;
  • в целях стимулирования проектной деятельности у учащихся предложить выполнение проекта в качестве промежуточной аттестации по предметам, как альтернативную форму, рефератам, зачетам;
  • готовить проекты внеклассной работы для мотивации учебной деятельности учащихся.

IV. Внедренческий этап

Внедренческий этап проводился мною планомерно.

  • В тематическое планирование обучения внесены элементы проектной деятельности.
  • Разработаны межпредметные проекты.
  • Разработаны методические рекомендации к составлению теоретической части проекта, схема обдумывания, алгоритм работы над проектом и типология проектов для каждого класса, критерии оценки проекта. (Приложение № 1)
  • В начале учебного года определена творческая группа учащихся.
  • Составлен календарь работы для каждого учащегося.
  • Проводятся консультации для учащихся.
  • Провести подготовку и защиту проектов на научно-практической конференции.

Использование элементов проектной деятельности
на уроках теоретического обучения на I курсе

Тема: “Текстовой процессор MS Word”.

Проект “Создание печатной продукции для разнообразных фирм”

Тип: прикладной.

Продукты труда: объявление, информационный листок, визитка, прайс-лист, печатная реклама в газету, приглашение на открытие.

Организационный и подготовительный этапы проектирования

1 урок. “Форматирование шрифта и абзаца”

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока:

Обучающая: познакомить со структурой документа и способами её изменения, стандартным и расширенным способом форматирования шрифта и абзаца, вставкой символов, использованием буквицы, вставкой колонтитулов и сносок, знакомство с целями, задачами проекта, научить составлять схему обдумывания.

Этап урока: первичное закрепление знаний и умений.

После объяснения новой темы даётся описание проекта и структура. Учащиеся разбиваются на группы – рекламные агентства, каждой группе предлагается подобрать название своего рекламного агентства и заказ какой-либо фирмы.

Ставится задача в течении 5 уроков по мере изучения материала создавать для фирмы печатную продукцию. Предлагается на данном уроке обсудить оформление объявления с использованием форматирования шрифта и абзаца, вставкой буквицы, вставкой символов, вставкой сносок. Составление схемы обдумывания, знакомство с требованиями к изделию. Составление технологии работы. Закончить работу дома или предложить свой вариант. Проверка и описание работы на следующем уроке.

Этап урока: организация д/з.

Просмотрите образцы объявлений в периодической печати. Попробуйте создать объявление дома, опишите технологический процесс.

Конструкторский и технологический этапы проектирования

2 урок. “Нумерованные и маркированные списки”

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока:

Обучающая: повторить понятия о форматировании шрифта и абзаца, познакомить с видами списков, со стандартным и расширенным способом вставки списков, редактированием списков, отрабатывать умение описания технологического процесса работы.

Этап урока: повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания группы и опрос любого из группы по технологии выполнения задания.

Этап урока: закрепление.

После объяснения новой темы учащиеся продолжают работать в группах. Продумывают создание информационного листа с использованием маркированных, нумерованных и многоуровневых списков продукции данной фирмы с использованием форматирования шрифта.

Этап урока: организация д/з.

Подберите образцы списков в периодической печати. Опишите технологический процесс.

3 урок. “Вставка объектов Word Art и рисунков”

Тип урока: объяснение нового материала.

Цель урока:

Обучающая: повторить понятия о вставке и редактировании списков, познакомить со способами вставки рисунков и объектов Word Art, редактированием объектов, рассмотреть панель рисования и настройки изображения, отрабатывать умение описания технологического процесса работы.

Этап урока: повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания группы и опрос любого из группы по технологии выполнения задания.

Этап урока: закрепление.

После объяснения новой темы учащиеся продолжают работать в группах. Подготавливают эскиз приглашения и визитки для работников. Создание пробных образцов

Этап урока: организация д/з.

Продолжить работу дома, описать технологию выполнения работы.

4 урок. “Вставка таблиц”

Цель урока:

Обучающая: повторить понятия о вставке и редактировании рисунков и объектов Word Art, познакомить со способами вставки таблиц, рассмотреть панель Таблицы и границы, рассмотреть команды Меню Таблица, отрабатывать умение описания технологического процесса работы.

Этап урока: повторение пройденного материала.

Проверка домашнего задания группы и опрос любого из группы по технологии выполнения задания.

Этап урока: закрепление.

Тип урока: объяснение нового материала.

После объяснения новой темы учащиеся продолжают работать в группах. Продумывают создание прайс-листа и рекламы в газету для своей фирмы. Просматривают образцы и описывают технологию работы.

Этап урока: организация д/з.

Создать таблицу, описать технологию выполнения работы.

Экономический и заключительный этапы проектирования

5 урок. “Редактирование таблиц”

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Обучающая: повторить понятия: форматирование шрифта и абзаца, вставка списков, вставка и редактирование рисунков и объектов Word Art, вставка и редактирование таблиц; обобщение и систематизация знаний, уточнение приобретённых представлений, выбор оптимальных технологий для решения конкретных задач.

Этап урока: актуализация знаний.

Сообщение о цели урока: подведение итогов по проектированию, оценка приобретенных знаний и умений по теме.

Этап урока: закрепление и повторение знаний.

Учащиеся готовят свои проекты к защите, между участниками группы распределяются роли: технолога, дизайнера, рекламного агента, бухгалтера. Готовят схемы обдумывания, описание технологии работы. Каждая группа должна защитить проект, обсуждается актуальность, смета расходов, технология работы.

Этап урока: систематизация и обобщение новых знаний.

Происходит защита проектов, каждой группе выдается план защиты проекта. При защите проекта преподаватель выбирает объект труда, который надо защищать. Оценивается группа в целом, рассматриваются индивидуальные работы или предложения учащихся. Обсуждается дизайн, себестоимость и качество выполнения проекта.

План защиты проекта.

1. Актуальность___________________________________________

2. Объект труда___________________________________________

3. Цель: _________________________________________________

4.  Задачи проекта:

___________________________________________________________
___________________________________________________________
__________________________________________________________
___________________________________________________________

5. Схема обдумывания

6. Технология работы

    Операция

    Технология работы

    1    
    2    
    3    
    4    

7. Смета расходов

 

№ п/п Наименование Расход Единица измерения Цена за единицу Сумма затрат
1 Бумага        
2 Краска        
3 Набор текста        
4 Амортизация ПК        
5 Зарплата        

ВСЕГО

 

Примерный банк проектов

  1. Информация, информационные прогрессы, информационные ресурсы.
  2. Поколения ЭВМ.
  3. Информатика – наука об информации.
  4. Теория кодирования.
  5. Искусственный интеллект.
  6. Роботы и робототехника.
  7. Машинная музыка.
  8. Кроссворды по темам: “Информация”, “Единицы измерения информации”, “Кодирование информации”, “Арифметические основы ЭВМ”, “Логические основы ЭВМ”.
  9. Структурная схема ПК.
  10. Развитие микропроцессов.
  11. Сканворды по темам: “Память”, “Процессоры”, “История развития ЭВМ”, “Структурная схема ЭВМ”, “Функциональные характеристики ЭВМ”.
  12. Ребусы и задачи по темам: “Информация”, “Кодирование информации”.
  13. Информатика в картинках.
  14. Функциональные характеристики ПК.
  15. Загадки по информатике.
  16. Основоположники аппаратного и программного обеспечения.
  17. Компьютер на службе образования.
  18. Развитие российской ЭВТ.
  19. Новости микропроцессорной техники.
  20. Вычислительные приборы: от каменного века – до наших дней.

Заключение

Проектная деятельность неразрывно связана с понятием – “творчество”. Творчество – это способность познавать и удивлять, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Оно является высшей формой активности и самостоятельной деятельности человека и оценивается по социальной значимости и оригинальности. Творчество невозможно без самостоятельных деятельности и мышлений.

На первый план выступает не только актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся способов действия, но и выдвижение гипотезы, формирование идеи и разработка оригинального плана решения задачи.

Творчество, как созидательная деятельность, характеризующаяся неповторимостью и оригинальностью, всегда происходит в конкретных социально-исторических условиях, в тесной связи с окружающим миром, формами уже созданной культуры. Рассматривая творчество с педагогической точки зрения, правильно видеть в нем деятельность, в процессе которой создаются новые индивидуально значимые ценности, а также развиваются способности личности.

Творческая направленность и активность в деятельности создает реальные условия для развития творческих качеств личности, активизирует обучение, расширяет и углубляет собственно знания.

В процессе работы часто возникают объективные и субъективные трудности:

  • не всегда аппаратное и программное обеспечение отвечает требованиям работы над проектом, что влечёт потерю интереса к работе;
  • в некоторых случаях учащиеся не хотят продолжать работу над проектом в связи с нежеланием самостоятельно добывать знания;
  • иногда при самооценке учащегося и объективной оценки проекта происходят расхождения;
  • при работе над проектом возникают трудности с творческими разработками, поэтому надо учитывать способности учащихся при распределении проектов;
  • учащимся в основном больше нравится работать над практической частью, теоретическую часть оформляют единицы.

Предлагаю некоторые пути преодоления:

  • разрешать учащимся работать над проектом дома;
  • проводить индивидуальные консультации;
  • проводить предварительную защиту проектов;
  • провести тестирование на креативность и учитывать эти данные при распределении проектов (Приложение 1);
  • при распределении проектов учитывать способности и знания учащихся.