Всем, кто остался вечным солдатом на
фронтах Великой Отечественной…
Всем, кто думал о Родине…
Всем, кто жизнь не успел прожить…
Солдатам Второй мировой…
Посвящается!
Учитель: Война…Великая Отечественная, ставшая испытанием человеческого духа и плоти, как много и как мало мы о ней знаем. 27 млн. погибших – это 27 млн. историй, которые судьба не успела дописать. Вы – будущие учителя истории, но Великая Отечественная война – это не просто тема Ваших уроков…Историю Великой Отечественной войны должен знать каждый уважающий себя человек, это история нашей Родины, история ваших близких: бабушек, дедушек, прошагавших во имя жизни по трудным, полным скорби, горя и потерь фронтовым дорогам.
Уч-ся: Россия всегда стояла на пути тех, кто стремился к мировому господству. Гитлер, захвативший полмира, готовясь к войне с Россией, цинично заявил: “Я имею право уничтожить миллионы людей низшей расы…”.
Уч-ся:
Казалось, было холодно цветам.
И от росы они слегка поблекли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.
Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.
Такою все дышало тишиной,
Что вся земля ее спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось…
Учитель: В воскресенье, 22 июня 1941 года, утреннюю тишину разорвали взрывы бомб и снарядов. (На экране появляется видеофрагмент, звуки взрывов, вой снарядов). Началась невиданная, страшная доселе Великая Отечественная война. Страна огромная, собрав все силы свои, встала грудью перед опасностью. Вмиг повзрослели мальчишки и девчонки, с бала выпускного, взяв почти сразу в руки оружие, не успев порадоваться даже за свои аттестаты…
Уч-ся:
Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные…
Гудят накатанные рельсы.
Просторно, холодно, высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку.
Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России…
Учитель: Именно в это время Константин Симонов пишет строки, которые выразили все, о чем думал каждый из русских людей.
Уч-ся:
Касаясь трех великих океанов.
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать…
Учитель: Сколько пережить пришлось нашим людям за эти годы лихолетья, сколько потерь.Всегда поражаешься силе духа русского народа, не сломленного, сумевшего выстоять и победить ненавистного врага…А прежде пришлось все эти 4 труднейших года учиться побеждать.
(Учитель очень эмоционально рассказывает про битвы, показывая на картах места сражений, параллельно с рассказом учителя учащиеся смотрят видеофрагменты.)
1. Битва под Москвой.
2. Сталинградское сражение.
3. Курская битва.
4. Блокада Ленинграда.
5. Взятие Берлина.
Учитель: Фашистская Германия хотела уничтожить не только наше государство, но и народы, которые пренебрежительно считали низшими. (На экране появляются видеофрагменты о концлагерях). Мир никогда не должен забывать вещественных и документальных доказательств, представленных на Нюрнбергском процессе:
- высушенных человеческих голов, которые украшали квартиры эсэсовцев;
- образцов мыла и обработанной человеческой кожи, из которой были изготовлены абажуры;
- фотографий 7-тонной партии человеческих волос, “подготовленных” в Освенциме и предназначавшихся для изготовления тюфяков и теплых носков;
- директив об использовании для удобрения огородов пепла сожженных в крематориях тел.
Человечество не вправе забывать об этом!
(На экране появляется надпись: Белжец – уничтожено 600 тысяч, Собибур – 250 тысяч, Треблинка – 800 тысяч, Освенцим – более 4 миллионов.)
Учитель: Вспоминать ужасы войны тяжело, но забывать нельзя. На фронтах войны сражались и наши земляки. (Учитель рассказывает о фронтовиках, уроженцах данной местности, награжденных высшими знаками отличия, показывает на экране их фотографии.)
Уч-ся:
Пусть не все герои –
Те, кто погибли.
Павшим – вечная слава!Вспомним всех поименно,
Горем вспомним своим.
Это нужно не мертвым,
Это нужно живым.
Люди Земли! Убейте войну! Прокляните войну!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!
Но о тех, кто уже не придет никогда, – заклинаю, – ПОМНИТЕ!