Цели:
- Дать определение массы как меры инертности тела.
- Научить учащихся определять массу тела на рычажных весах.
- Ввести определение плотности тела как массы, содержащейся в единице объема.
Оборудование: две тележки с пластиной, весы лабораторные, набор тел правильной геометрической формы разной плотности.
План урока:
- Вступительная беседа учителя.
- Решение задачи на взаимодействие тел.
- Выполнение лабораторной работы.
- Определение плотности тел правильной формы.
ХОД УРОКА
I. Сегодня мы познакомимся с физической величиной, которой обладает все окружающие нас тела от мельчайших частиц до планет Солнечной системы и даже само Солнце. Но прежде, чем перейти к новой теме, ответьте на вопросы: (фронтальный вопрос)
- При каком условии тело изменяет скорость?
- Как будет двигаться тело, если на него не действуют другие тела?
- Что называется инерцией?
- Мальчик, стоя на коньках, бросает тяжелый камень. Что будет с мальчиком и почему?
Делается вывод о взаимодействии тел.
II. Проводим опыт с тележками (стр. 44, рис 46). Физика – 7, Перышкин А.В. Дрофа, 2002.
Вводится определение массы, обозначение, единицы измерения.
Задача (фронтальное решение).
Левая тележка приобрела скорость 4, правая – 60. Найти массу левой тележки, если масса правой – 50 г.
Учитель: Итак, мы рассмотрели массу как меру инертности тела. Как определили числовое значение массы?
Ученик: Мы определили массу тележки по взаимодействию с другой тележкой известной массы.
Учитель: Есть ещё один способ определения массы.
III. Выполняется лабораторная работа № 3. “Измерение массы тела на рычажных весах”.
Делается совместный вывод: Мы определили массу тела взвешиванием.
Учитель: Почему некоторые тела равного объема имеют разные массы?
Учащиеся делают предположение, что эти тела сделаны из разных вещества, а следовательно имеют разное молекулярное строение.
Учащиеся вместе с учителем делают выводы:
- Тела объемом 1 м3 каждое, изготовленные из разных веществ имеют разные массы.
Учитель вводит понятие плотности с точки зрения массы.
Плотность показывает, чему равна масса вещества, взятого в единице объема.
Значит, массу можно найти по плотности вещества.
Масса = объем х плотность (1)
Учитель: Плотность всех существующих в природе веществ посчитана и занесена в специальные таблицы.
Рассматриваются таблицы.
Учитель: Чему равна масса 1 м3 ацетона? Чему равна масса 1 см3 азота в граммах?
Из формулы (1) вывести формулу плотности:
Плотность =
Вводятся единицы измерения плотности.
Подводится итог урока.
Учитель:
- Что такое масса тела?
- В чем она измеряется?
- Какими тремя способами можно измерить массу тела?
- Что такое плотность тела?
- В чем она измеряется?
А как измерить плотность тела, мы познакомимся на следующем уроке.
Домашнее задание: § 19–22.