Обобщение и закрепление темы "Устройства компьютера"

Разделы: Информатика


Цель: закрепить знания о характеристиках основных устройств компьютерной системы, научиться использовать полученные знания и умения на практике.

Учащиеся должны знать:

  • основные характеристики процессора, внутренней и внешней памяти, устройств ввода/вывода;
  • функциональную схему компьютера.

Учащиеся должны уметь:

  • определять характеристики основных устройств компьютера;
  • выбирать оптимальный вариант компьютерной системы.

Программно-дидактическое обеспечение урока: ПК, текстовый процессор Microsoft Word, диск “Роботландия”, файл Work \ Unit03 \ inout.bmp.

Ход урока

I. Постановка целей урока.

В ходе обсуждения учащиеся обсуждают ответы на поставленные вопросы:

1. Как правильно определить состав компьютерной системы? Мой компьютер-какой он?

2. Продавец-консультант компьютерной техники. Легко ли быть им?

II. Обобщение приобретенных знаний.

Разминка.

Задание 1 по теме “Архитектура компьютера”.

Проверяемая компетентность: оценка, интеграция.

В данном задании формируется умение анализировать, сравнивать и сопоставлять информацию.

Основная цель, ради которой эта деятельность выполняется: усвоить понятия “архитектура ЭВМ”, “взаимодействие устройств”.

Литература [1]

Время на выполнение задания – до 7 мин.

Условие. Сравните схему аналитической счетной машины Ч.Беббиджа (рис.3.2.1) со схемой взаимодействия устройств компьютера согласно архитектуре фон Неймана(рис.3.2.2.). Найдите устройства, выполняющие одинаковые функции и занесите их в таблицу:

Машина Ч. Беббиджа Архитектура фон Неймана
   

Оценка сложности выполняемых действий:

Наблюдаемое действие Сложность действия Оценка действия в зависимости от выполненных работ
Определяет названия нужных устройств по их критериям Средняя Низкая: записывает подряд все устройства

Средняя: сортирует устройства, допуская погрешности

Высокая: сортирует устройства в две колонки

Выбирает нужные названия и удаляет лишнюю информацию Высокая Низкая: оставляет всю информацию

Средняя: устройству “склад” соответствует только одна память

Высокая: устройству “склад” соответствует оперативная память и долговременная память, устройства ввода-вывода не учитываются

Ответ:

Машина Ч. Беббиджа Архитектура фон Неймана
“Контора” Устройства управления процессора
“Мельница” Арифметико-логическое устройство процессора
“Склад” Оперативная память + долговременная память

Задание 2 по теме “Устройства ввода и вывода информации”.

Время на выполнение – 15 мин.

Проверяемая компетентность: создание, интеграция.

В данном задании формируется умение сравнивать, сопоставлять и исключать информацию.

Основная цель, ради которой эта деятельность выполняется: повторить с учащимися назначение и характеристики устройств ввода/вывода, удаление и перетаскивание информации в текстовом процессоре Microsoft Word.

Литература [2].

Дополнительные материалы [3]

Оборудование: диск “Роботландия”, файл Work \ Unit03 \ inout.bmp

Полный сценарий. Вы взялись оформлять стенд по теме “Устройства ввода и вывода информации”. Вам понадобятся картинки с устройствами ввода и вывода и описание к ним. У вас уже есть готовые картинки, остается их упорядочить.Откройте файл С: \Work \ inout.doc (рис.1). Удалите лишнее, а оставшиеся устройства уплотните. Выберите соответствующие предложения и перетащите их под те устройства, к которым они относятся.

Рисунок 1.

Устройства вывода

Информация к картинкам:

1. Получение электронной копии документа, созданного на бумаге.

2. Ускорение работы с компьютерными объектами и более удобное управление ими.

3. Устройство с силовой обратной связью на события, происходящее на экране и используемое специально для игр.

4. Ввод алфавитно-цифровых символов, управление курсором.

5. Дизайн и удобство в работе.

6. Вывод на бумагу, пленку алфавитно-цифровой и графической информации.

7. Вывод звуковой информации.

8. Речь человека непосредственно вводится в компьютер и преобразуется в цифровой код.

9. Используется для определения веса предмета.

10. Устройство, позволяющее соединить ПК с телефонной сетью.

11. Устройство для получения цифровой графической информации и непосредственного ввода ее в компьютер.

12. Устройство визуального отображения информации.

13. Характеризуется разрешающей способностью.

14. Бывают черно-белые и цветные.

15. Бывают струйные и лазерные.

16. Характеризуются выходной мощностью и диапазоном выводимых частот.

17. Бывают планшетные, ручные.

Сценарий работы учащегося:

  • Прочитать условие и вводные инструкции;
  • Открыть нужный файл и удалить лишние устройства, оставив среди устройств только устройства ввода в верхнем ряду и только устройства вывода в нижнем ряду, ненужные устройства удалить;
  • Прочитать и перетащить нужные предложения под те устройства, которым они принадлежат (можно использовать кнопку Надпись на панели Рисования).

Ожидаемый результат выполнения задания(Рис 2,3):

Рисунок 2.

Рисунок 3.

Оценка сложности выполняемых действий

Наблюдаемое действие Сложность действия Оценка действия в зависимости от выполненных работ
Интеграция Низкий Неправильно выбраны предложения к картинкам
Средний Выбрал одно-два лишних сообщения или не выбрал одно-два нужных сообщения
Высокий Исключил всю несоответствующую информацию. Не выбраны 9,10
Создание Низкий Картинки подобраны неправильно, к картинкам есть ошибки в надписях
Средний Ко всем картинкам подобрана информация правильно, но не ко всем есть дополнительная характеристика
Высокий Картинки отобраны правильно, ко всем картинкам информация подобрана верно

Замечание: отсутствие 5 критерия грубой ошибкой не считается.

III. Закрепление приобретенных навыков и умений

Групповая работа с прайс-листом. Приготовьте для работы прайс-листы, существующие на момент проведения урока.

Формулировка задания. Вы работаете продавцом консультантом в магазине компьютерной техники. Подберите по прайс-листу конфигурацию компьютерной системы для:

  1. Программиста.
  2. Домохозяйки.
  3. Школьника.
  4. Видеомонтажера.
  5. Опытного пользователя, работающего с графикой и мультимедиа.

Пояснение: выберите покупателей из предложенного списка или предложите других.

Ответы записать в тетради и озвучьте их.

IV. Итоги урока. Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.

Литература.

  1. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, стр.238.
  2. Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
  3. Информатика: Учебник для 7-9 классов. Базовый курс. Теория. / Под ред. Н.В.Макаровой. СПб.: Питер, 2001, тема 19,20.