Цель: закрепить знания о характеристиках основных устройств компьютерной системы, научиться использовать полученные знания и умения на практике.
Учащиеся должны знать:
- основные характеристики процессора, внутренней и внешней памяти, устройств ввода/вывода;
- функциональную схему компьютера.
Учащиеся должны уметь:
- определять характеристики основных устройств компьютера;
- выбирать оптимальный вариант компьютерной системы.
Программно-дидактическое обеспечение урока: ПК, текстовый процессор Microsoft Word, диск “Роботландия”, файл Work \ Unit03 \ inout.bmp.
Ход урока
I. Постановка целей урока.
В ходе обсуждения учащиеся обсуждают ответы на поставленные вопросы:
1. Как правильно определить состав компьютерной системы? Мой компьютер-какой он?
2. Продавец-консультант компьютерной техники. Легко ли быть им?
II. Обобщение приобретенных знаний.
Разминка.
Задание 1 по теме “Архитектура компьютера”.
Проверяемая компетентность: оценка, интеграция.
В данном задании формируется умение анализировать, сравнивать и сопоставлять информацию.
Основная цель, ради которой эта деятельность выполняется: усвоить понятия “архитектура ЭВМ”, “взаимодействие устройств”.
Литература [1]
Время на выполнение задания – до 7 мин.
Условие. Сравните схему аналитической счетной машины Ч.Беббиджа (рис.3.2.1) со схемой взаимодействия устройств компьютера согласно архитектуре фон Неймана(рис.3.2.2.). Найдите устройства, выполняющие одинаковые функции и занесите их в таблицу:
Машина Ч. Беббиджа | Архитектура фон Неймана |
Оценка сложности выполняемых действий:
Наблюдаемое действие | Сложность действия | Оценка действия в зависимости от выполненных работ |
Определяет названия нужных устройств по их критериям | Средняя | Низкая: записывает подряд все
устройства Средняя: сортирует устройства, допуская погрешности Высокая: сортирует устройства в две колонки |
Выбирает нужные названия и удаляет лишнюю информацию | Высокая | Низкая: оставляет всю информацию Средняя: устройству “склад” соответствует только одна память Высокая: устройству “склад” соответствует оперативная память и долговременная память, устройства ввода-вывода не учитываются |
Ответ:
Машина Ч. Беббиджа | Архитектура фон Неймана |
“Контора” | Устройства управления процессора |
“Мельница” | Арифметико-логическое устройство процессора |
“Склад” | Оперативная память + долговременная память |
Задание 2 по теме “Устройства ввода и вывода информации”.
Время на выполнение – 15 мин.
Проверяемая компетентность: создание, интеграция.
В данном задании формируется умение сравнивать, сопоставлять и исключать информацию.
Основная цель, ради которой эта деятельность выполняется: повторить с учащимися назначение и характеристики устройств ввода/вывода, удаление и перетаскивание информации в текстовом процессоре Microsoft Word.
Литература [2].
Дополнительные материалы [3]
Оборудование: диск “Роботландия”, файл Work \ Unit03 \ inout.bmp
Полный сценарий. Вы взялись оформлять стенд по теме “Устройства ввода и вывода информации”. Вам понадобятся картинки с устройствами ввода и вывода и описание к ним. У вас уже есть готовые картинки, остается их упорядочить.Откройте файл С: \Work \ inout.doc (рис.1). Удалите лишнее, а оставшиеся устройства уплотните. Выберите соответствующие предложения и перетащите их под те устройства, к которым они относятся.
Рисунок 1.
Устройства вывода
Информация к картинкам:
1. Получение электронной копии документа, созданного на бумаге.
2. Ускорение работы с компьютерными объектами и более удобное управление ими.
3. Устройство с силовой обратной связью на события, происходящее на экране и используемое специально для игр.
4. Ввод алфавитно-цифровых символов, управление курсором.
5. Дизайн и удобство в работе.
6. Вывод на бумагу, пленку алфавитно-цифровой и графической информации.
7. Вывод звуковой информации.
8. Речь человека непосредственно вводится в компьютер и преобразуется в цифровой код.
9. Используется для определения веса предмета.
10. Устройство, позволяющее соединить ПК с телефонной сетью.
11. Устройство для получения цифровой графической информации и непосредственного ввода ее в компьютер.
12. Устройство визуального отображения информации.
13. Характеризуется разрешающей способностью.
14. Бывают черно-белые и цветные.
15. Бывают струйные и лазерные.
16. Характеризуются выходной мощностью и диапазоном выводимых частот.
17. Бывают планшетные, ручные.
Сценарий работы учащегося:
- Прочитать условие и вводные инструкции;
- Открыть нужный файл и удалить лишние устройства, оставив среди устройств только устройства ввода в верхнем ряду и только устройства вывода в нижнем ряду, ненужные устройства удалить;
- Прочитать и перетащить нужные предложения под те устройства, которым они принадлежат (можно использовать кнопку Надпись на панели Рисования).
Ожидаемый результат выполнения задания(Рис 2,3):
Рисунок 2.
Рисунок 3.
Оценка сложности выполняемых действий
Наблюдаемое действие | Сложность действия | Оценка действия в зависимости от выполненных работ |
Интеграция | Низкий | Неправильно выбраны предложения к картинкам |
Средний | Выбрал одно-два лишних сообщения или не выбрал одно-два нужных сообщения | |
Высокий | Исключил всю несоответствующую информацию. Не выбраны 9,10 | |
Создание | Низкий | Картинки подобраны неправильно, к картинкам есть ошибки в надписях |
Средний | Ко всем картинкам подобрана информация правильно, но не ко всем есть дополнительная характеристика | |
Высокий | Картинки отобраны правильно, ко всем картинкам информация подобрана верно |
Замечание: отсутствие 5 критерия грубой ошибкой не считается.
III. Закрепление приобретенных навыков и умений
Групповая работа с прайс-листом. Приготовьте для работы прайс-листы, существующие на момент проведения урока.
Формулировка задания. Вы работаете продавцом консультантом в магазине компьютерной техники. Подберите по прайс-листу конфигурацию компьютерной системы для:
- Программиста.
- Домохозяйки.
- Школьника.
- Видеомонтажера.
- Опытного пользователя, работающего с графикой и мультимедиа.
Пояснение: выберите покупателей из предложенного списка или предложите других.
Ответы записать в тетради и озвучьте их.
IV. Итоги урока. Оцените работу класса и назовите учащихся, отличившихся на уроке.
Литература.
- Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001, стр.238.
- Дуванов А.А. Азы информатики. Рисуем на компьютере. СПб.: БХВ-Петербург, 2005.
- Информатика: Учебник для 7-9 классов. Базовый курс. Теория. / Под ред. Н.В.Макаровой. СПб.: Питер, 2001, тема 19,20.