Цели:
- познакомить с записью и решением примеров “в столбик”,
- развивать мышление учащихся при решении задач,
- воспитывать у детей чувство доброты, отзывчивости.
Ход урока
1. Отгадайте загадку:
Ты весь мир обогреваешь,
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все … (солнце).
Нашим помощником на уроке сегодня будет доброе, ласковое, весеннее солнышко.
(показываю солнышко).
Посоревнуемся с солнечными лучиками:
- посчитай: (примеры-цепочки на магнитной доске):
- красный лучик
- синий
- зеленый
- докажи решение. Найдем правильный ответ. (Показываю числа 7,9)
1) 7+8-9=6
2) 7+7-6=8
3) 7+6-5=8
2. Какие геометрические фигуры здесь видите? Назови! (фигуры на доске).
Дети отвечают: точки, отрезки, лучи, углы, ломаные, линии, треугольники, четырехугольники, круги, окружности.
3. Солнышко посылает вам с заданием свою подругу-радугу.
Поиграем с радугой? (рис. 1 и рис. 2)
Карточки на доске.
Назови и сравни числа каждой пары:
12 и 21 (мальчики) чем похожи?
54 и 45 (девочки) чем отличаются?
Дети отвечают: двузначные; разряд десятков, разряд единиц. В записи чисел использованы одинаковые цифры. Ч етные и нечетные; > , < ; разное количество десятков и единиц.
- Представьте каждое число в виде суммы разрядных слагаемых.
12=10+2 54=50+4 21=20+1 45=40+5
4. Как радо солнышко. И шлет вам следующее задание. (показываю задание)
Работа с учебником:
с. 149 №457.
- Прочитайте первое задание. “реши, сделай подробную запись.”
- Дети пишут самостоятельно в тетради, учитель пишет на доске, ему помогают ученики. 23+16=(20+3)+(10+6)=(20+10)+(3+6)=30+9=39
- Второе задание прочитай.
- Что заметили? (отвечают) читает дальше.
- Как записано сложение чисел 23 и 16?
- Как записаны единицы? Как десятки? Где стоит знак действия?
- Что в этой записи заменяет знак равенства? Как записано значение суммы?
- Сравни это решение с подробной записью. Какой способ больше понравился? Почему?
- Запишем это решение в тетрадь.
1 кл. Вниз , 2 вправо.
Читаем дальше:
- Запиши “в столбик” сумму 34+25, найди ее значение.
- 3 клетки вправо от 1 примера.
Закрываю полосой, лучиком единицы, затем десятки. (рис. 3)
- Какой разряд спрятал лучик солнца?
Вывод: единицы пишу под единицами, десятки под десятками.
5. Физминутка:
Солнечные зайчики
Играют на стене,
Поманю их пальчиком
Пусть бегут ко мне.
Ну, лови, лови скорей!
Вот, вот, вот – левей, левей!
Убежал на потолок.
А мы прыг – скок, прыг – скок!
6. - Задание от солнышка каждому ученику.
- Запиши сумму “в столбик” и найди ее значение. 3 клетки вправо от второго примера. (на партах солнышки с примерами).
- Но солнышко хочет дать совет, предупредить вас.
“Напутствие солнышка”.
Единицы и десятки –
Верные друзья!
Путать в записи примеров
Их никак нельзя!
Милый добрый ученик,
С ними подружи.
Строго друг под другом
Запиши! (рис. 4, рис. 5).
- Приступайте к решению. - Я увидела такие записи: (пишу на доске).
(единицы под единицами, десятки под десятками).
- Проверяем. ( 96…)
- Что интересного в числе? Число перевертыш. (рис. 6)
(вращаю солнышко с число 96).
7. – Внимание на доску.
- Прочитай про себя.
- Это задача?
- Дополни. (записываю вопрос).
На клумбе росло 8 тюльпанов. Посадили еще 6 тюльпанов.
Сколько тюльпанов стало на клумбе?
- Прочитаем, хорошо.
- Решайте, самостоятельно.
Задача.
8 + 6 = 14 (т. )
Ответ: 14 тюльпанов стало на клумбе.
- Солнышко увидело 2 решения. (показываю).
8 +6 =14 (т. ) 8 – 6 = 2 (т.)
- Помогите найти правильное решение.
- Прочитайте ответ.
8. Резервное задание:
Реши уравнение самостоятельно
1 в. 2 в. х + 5 = 15 х + 6 = 16
9. Я увидела, как вы дружно умеете работать. А вам понравилось с солнышком работать?
- Что нового узнали на уроке?
- Возьми в руки солнышки.
Как радуется оно! Хорошо поработали! Оставьте себе на память.
10. На солнышке запишите число 99. Дома придумать примеры на сложение двузначных чисел. Записать и решить “в столбик”, ответ: 99.
- Разгадайте секрет этого числа. На следующем уроке расскажете.
11. Урок окончен. Спасибо за работу.