Цели: закрепление знаний ГП, рельефа и геологического строения России;
- усвоение навыков групповой работы, работы с дополнительными источниками информации;
- воспитание любви и уважения к своей Родине.
Оборудование:
- физическая карта России;
- макеты проектов; иллюстрации;
- портреты путешественников, исследователей;
- высказывания знаменитых людей.
От нас природа тайн своих не прячет, Но учит быть внимательными к ней. (Н. Рыленков)
Учитель: Сегодня мы встретились на повторительно-обобщающем уроке по теме: “Удивительные просторы России”.
Целью урока является закрепление знаний о разнообразии природы нашей Родины, ее уникальности.
Была проведена предварительная работа. Учащиеся класса были разделены на 4 группы. Каждая группа разрабатывала свой проект, отражающий уникальность определенной территории России. Все, что группы наработали, нам будет сегодня представлено на наше суждение.
Учитель: Начало Руси, ее истоки, зарождались на территории Русской равнины. Сначала – Киевская Русь, затем образовались княжества, в том числе и Московское княжество, которое в последующее время стало играть центральную роль в формировании России как государства.
(Защита учащимися проекта “Русская равнина”; представление макета. Приложение 1)
Учитель: В настоящее время ресурсы Русской равнины значительно истощились, взгляд правительства все чаще стал обращаться на восток. Уместно вспомнить слова М.В. Ломоносова: “Богатство Российское прирастать будет Сибирью”. И мы обращаемся к следующему проекту – Западная Сибирь.
(Защита учащимися проекта “Западная Сибирь”, представление макета. Приложение 2)
Учитель: Есть в России удивительный объект, которому нет равных в мире. Люди многих стран приезжают полюбоваться этим объектом.
Чистой, чистой хрустальной чашей
Он лежит меж обрывистых скал,
Голубая жемчужина наша,
Легендарное море Байкал.
Следующий наш проект – озеро Байкал.
(Защита учащимися проекта “Оз Байкал”, представление макета. Приложение 3)
Учитель:
Камчатка – край неповторимый,
Камчатка – гордость и краса.
Вулканы – горы дымовые,
Долина – гейзеров душа.
Наш следующий проект – Камчатка.
(Защита учащимися проекта “Камчатка”, представление макета. Приложение 4)
Учитель: Заслушав информацию по защите проектов, скажите:
– Как вы понимаете слова Н. Рыленкова, которые послужили эпиграфом к нашему уроку?
– Согласны ли вы с названием темы нашего урока, что просторы России – удивительны?
– Были ли трудности при подготовке проектов? В чем она выражалась?
– Помогают ли такие творческие работы расширить ваши знания о Родине?
– Как вы оцениваете свою работу в группах?
Хотелось бы закончить наше занятие словами Сергея Викулова из стихотворения “Россия”:
Россия – росы и сиянье,
И значит – утро, значит – свет,
И расстоянья, расстоянья...
Без них России просто нет.