Цели урока:
- Отработка практических навыков при решении задач.
- Развитие самостоятельности учащихся в процессе групповой и индивидуальной работы.
- Закрепление ранее изученного материала.
Оборудование:
- пробирки с водой, спиртом, подсолнечным маслом;
- яйцо – 3 шт, сосуды с водой разной плотности;
- сосуд с чистой водой, картофелина, сахар, соль, сода;
вода плотность, которой равна 1050 , гвоздь, картофелина, береза.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие ребят, постановка перед учащимися целей урока.
2. Составь лото.
Учащимся предлагается составить лото, и определить по какой теме будет идти отработка практических навыков при решении задач. (Работа в группах)
Сила тяжести M = F l Сила упругости V = Вес тела P = pgh Давление F = mg Мощность F = kx Скорость P = mg Путь P = Время N = Плотность = Масса S = v t Работа t = Момент силы Объем m = pV Гидростатическое давление A = F S
Учитель: Переверните карточки лото. На обратной стороне у каждой карточке лото написана буква. Если вы правильно составили лото, то вы получите тему сегодняшнего урока.
Ребята, по какой теме мы сегодня будем с вами отрабатывать практические навыки при решении задач?
Ученики: Архимедова сила.
Учитель: Запишите формулу закона Архимеда.
Ученики: Fа =pж gVт
Учитель: От чего зависит архимедова сила?
Ученики: От плотности жидкости, от объема тела
3. Решение экспериментальных задач.
Работа в группах.
Каждой группе дается определенное задание. Выполняют его учащиеся и делают презентацию задачи.
Задание №1 Определите плотность жидкости в каждом сосуде. Дано : яйцо – p= 1010 , 3 жидкости плотности, которых равны 1000 , 1010 , 1030 |
Задание № 2 Определите, в какой последовательности расположатся следующие жидкости: вода, спирт, подсолнечное масло. |
Задание № 3 В банке наполненной водой, на дне лежит картофелина. Как следует изменить состав воды, чтобы картофелина всплыла. Дано: сосуд с водой на дне которого лежит картофелина, соль, сода. |
Задание № 4 При каких условиях тело: а) плавает внутри жидкости; б) тонет; в) всплывает? Изобразите на чертеже силы, действующие на это тело в каждом случае |
Задание № 5 Определите, в какой последовательности расположатся тела неправильной формы в растворе жидкости плотность, которой равна 1050 Дано: вода плотность, которой равна 1050 , гвоздь, картофелина, береза |
4. Решение расчетных задач.
(Индивидуальная работа, один ученик работает у доски, объясняя задачу)
- Дидактический материал (Опорные конспекты и дифференцированные задачи по физике А.Е. Марон, Е.А. Марон.)
- Стр. 43 1-7, 2-8, 1-13
- На камень, полностью погруженный в воду, действует выталкивающая сила, равная 25 Н. Определите объем камня.
- Тело объемом 5 дм3 имеет массу 5 кг. Тонет ли это тело в бензине.
- Какая требуется сила, чтобы удержать в воде металлический брусок массой 226 г и объемом 20 см3.
5. Решение качественных задач.
- Почему бесполезно горящую нефть, бензин, керосин тушить водой?
Ученики: Эти нефтепродукты будут всегда на поверхности воды, так как они легче воды.
- У костистых рыб есть орган, называемый плавательным пузырем и являющийся своеобразным гидростатическим устройством. Как рыба использует свой плавательный пузырь? Как при этом изменяется сила Архимеда?
Ученики: При увеличении объема пузыря сила Архимедова увеличивается, и рыба поднимается, при уменьшении объема пузыря сила Архимедова уменьшается, рыба опускается.
И слышно было, что Рогдая
Тех вод русалка молодая
На хлады перси приняла
И, жадно витязя лобзая,
На дно со смехом увлекла… (А.С. Пушкин)
Руслан и Людмила.
Учитель: Какое условие необходимо, чтобы тело Рогдая опустилось на дно?
Ученики: Сила тяжести, действующая на Рогдая, должна быть больше силы Архимеда.
Глядят на мутный ток реки,
Склонясь на копья боевые.
Ах! Как желал бы там он быть;
Но цепь мешала переплыть… (М.Ю. Лермонтов)
Кавказский пленник.
Учитель: Почему с тяжелой цепью реки невозможно переплыть?
Ученики: Сила тяжести, действующая на человека, больше силы Архимеда и человек просто-напросто пойдет на дно.
6. Закрепление материала.
Тест по теме “ Архимедова сила”
Вариант №1
1. Какую физическую величину определяют по формуле Fa =pжgVт
А). Архимедову силу.
Б). Силу тяжести.
В). Силу упругости
Какая из приведенных ниже величин не нужна для расчета выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость?
А) объем тела.
Б) плотность жидкости.
В) плотность тела
3. Когда тело , целиком погруженное в жидкость , всплывает?
А) Fа = Fт.
Б) Fа < Fт.
В) Fа > Fт.
Железный брусок в воде тонет, а деревянный такого же объема плавает. На какой из них действует большая выталкивающая сила:
А) На деревянный брусок.
Б) на железный брусок
В) одинаково
5. В какой последовательности расположатся в одном сосуде три не смешивающиеся между собой жидкости : керосин, вода , ртуть. Вверху расположится …
А) ртуть.
Б) вода.
В) керосин.
Вариант № 2
По какой формуле можно определить архимедову силу
А) F = m g
Б ) Fa =pжgVт
B) F = k x
Какая из приведенных ниже величин нужна для расчета выталкивающей силы, действующей на тело, погруженное в жидкость?
А) масса .
Б) плотность жидкости.
В) плотность тела
3. Когда тело, целиком погруженное в жидкость, плавает внутри жидкости?
А) Fа = Fт.
Б) Fа < Fт.
В) Fа > Fт.
4. Железный брусок в воде тонет, а деревянный такого же объема плавает. На какой из них действует меньшая выталкивающая сила:
А) На деревянный брусок.
Б) на железный брусок
В) одинаково
5. В какой последовательности расположатся в одном сосуде три не смешивающиеся между собой жидкости : керосин, вода , ртуть. Внизу расположится …
А) ртуть.
Б) вода.
В) керосин
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №1 | №2 | №3 | №4 | №5 | ||
1 вариант | А | В | В | А | В | 2 вариант | Б | Б | А | Б | А |
7. Итог урока.
8. Домашнее задание: повторить § 46-48, № 112, 114