Тема урока: "Газообмен в легких и тканях"

Разделы: Биология


Цель урока: показать учащимся роль газообмена в легких и тканях и дыхательных движений в жизни человека.

Задачи урока:

1) образовательная

  • развивать у учащихся понятие об обмене веществ и взаимосвязи организма со средой, о взаимосвязи строения и функций органов дыхания.

2) развивающая

  • формировать у учащихся умение сравнивать,
  • развивать творческое мышление и речь учащихся при решении проблемных вопросов.

3) воспитательная

  • воспитывать у учащихся положительное отношение к своему здоровью.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний с элементами проблемного обучения.

Методы обучения:

  • метод эвристической беседы (решение проблемных вопросов),
  • частично-поисковый лабораторный метод (обсуждение результатов опыта),
  • частично-поисковый демонстрационный метод работы с экранным пособием (найти в фильме ответы на поставленные вопросы),
  • метод работы с дидактическим материалом,
  • метод решения познавательных задач.

Оборудование:

  • рельефная таблица “Органы дыхания”;
  • таблица “Дыхательная система”;
  • таблица “Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха”;
  • таблица “Изменение жизненной емкости легких”;
  • ТСО (видеофильм);
  • прибор для сравнения углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе;
  • лист темной бумаги;
  • известковая вода;
  • дидактические карточки “Газообмен в легких и тканях”.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

II. Сообщение о задачах урока.

Сегодня на уроке мы проверим ваши знания о строении и функциях дыхательной системы, познакомимся с особенностями процесса газообмена в легких и тканях, узнаем, как в нашем организме осуществляются механизмы вдоха и выдоха.

И сегодня нам с вами предстоит решить одну интересную проблему. Но прежде вспомним:

III. Проверка знаний. (Повторение изученного материала).

Каковы основные функции дыхательной системы?

Назовите воздухоносные пути человека. (работа с микротаблицей на местах и с таблицей “Дыхательная система” у доски).

Молодцы! А теперь проверим ваши знания дыхательной системы с помощью биологического диктанта. Я буду читать предложение, а вы на своих листочках пишите номер предложения и термин ему соответствующий.

Наиболее крупный хрящ гортани? (щитовидный).

Продолжением трахеи являются …? (бронхи).

Основной орган дыхательной системы? (легкие).

Каждое легкое снаружи покрыто тонкой оболочкой? (плеврой).

Тонкостенные легочные пузырьки называются? (альвеолы).

Прежде, чем перейти к новой теме, обратите внимание на ранее изученные вами термины, которые нам понадобятся на уроке:

  • Капилляры – мельчайшие кровеносные сосуды.
  • Артериальная кровь – кровь, насыщенная кислородом.
  • Венозная кровь – кровь, насыщенная углекислым газом.
  • Эритроциты – красные кровяные тельца, содержащие гемоглобин.
  • Гемоглобин – белок крови, соединяющийся с кислородом и переносящий его по кровеносным сосудам ко всем органам и тканям.
  • Диффузия – физическое явление, когда молекулы любого газа, если их концентрация велика, стремятся проникнуть сквозь проницаемые для них оболочки туда, где их концентрация мала.

Молодцы! Вспомнили все термины.

IV. Изучение нового материала:

1. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

А как вы думаете, меняется ли состав воздуха, когда мы дышим?

А в чем состоит отличие вдыхаемого воздуха от выдыхаемого? (проблемный вопрос)

Чтобы проверить изменяется ли состав вдыхаемого от выдыхаемого воздуха проведем небольшой опыт сданным прибором. В каждой из пробирок налита одинаковой концентрации известковая вода. Пробирки плотно закрыты пробками, так что в них не проходит воздух. В каждую пробирку вставлены стеклянные трубочки разной длины: одна короткая, другая более длинная. Через мундштук, который при помощи шланга и тройника соединен с пробирками, надо будет делать вдох и выдох. Для демонстрации данного опыта мне нужен один помощник.

Итак, как же изменилась вода в пробирках? (в одной из пробирок она стала мутной).

А в какой именно пробирке вода помутнела? (в которую попадал выдыхаемый воздух).

Значит, в выдыхаемом воздухе содержится вещество, которое вступило в реакцию с известковой водой. Как вы думаете, какое это вещество? (углекислый газ).

Вы правы! Действительно в выдыхаемом воздухе содержится гораздо большее количество углекислого газа, чем во вдыхаемом воздухе.

Обратите внимание на таблицу “Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха”. Из нее видно, что в выдыхаемом воздухе содержится кислорода почти на 5% меньше, чем во вдыхаемом, а количество углекислого газа в выдыхаемом воздухе возрастает больше, чем в 100 раз. Как же это происходит? Почему в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода? (Проблемный вопрос)

2. Газообмен в легких.

Для того чтобы разобраться, как же это происходит, давайте вспомним, какое строение имеют легкие? (состоят из мелких легочных пузырьков - альвеол).

Вы знаете, альвеолы легких образуют огромную поверхность равную площади волейбольной площадки.

Посмотрите, все альвеолы окутаны сетью мельчайших кровеносных сосудов – капилляров. Их стенки так же тонки, как и стенки альвеол, они очень плотно прилегают друг к другу.

Какая кровь по капиллярам поступает к альвеолам? (венозная, насыщенная углекислым газом).

Воздух в легких наоборот богат кислородом, а углекислого газа в нем практически нет. И в этот момент срабатывает закон диффузии, когда молекулы газов с большей концентрацией устремляются туда, где их концентрация меньше. Таким образом, кислород из легочных альвеол устремляется в кровь.

А что же происходит с кислородом в крови? (соединяется с гемоглобином эритроцитов).

В результате данного процесса происходят изменения и с кровью. Какой она становится? (артериальной)

А как вы думаете, что же произошло с углекислым газом? (углекислый газ из кровеносных сосудов устремляется в легочные альвеолы и через воздухоносные пути удаляется в окружающую среду)

Итак, почему же в выдыхаемом воздухе увеличивается количество углекислого газа и уменьшается количество кислорода?

Значит результатом газообмена в легких стало превращение венозной крови в артериальную, насыщение ее кислородом.

А для чего нужен кислород нашему организму? (для обменных процессов).

Чтобы в нашем организме проходили реакции обмена веществ, кислород с током крови должен попасть в каждую клеточку нашего тела. Этому способствует процесс газообмена в тканях.

3. Газообмен в тканях.

Для того чтобы подробнее узнать, как осуществляется процесс газообмена в тканях прочитайте в учебнике на странице 142 раздел газообмен в тканях и ответе на следующие вопросы:

  1. По сосудам какого круга кровообращения кислород поступает к тканям нашего организма?
  2. Как в организме образуется углекислый газ, и что с ним происходит?
  3. Как изменяется кровь в результате газообмена в тканях?

Молодцы, ребята справились с этим заданием! А сейчас мы с вами проследим пот рисунку на странице 142-143 учебника путь углекислого газа и кислорода по организму человека.

4. Дыхательные движения.

Сейчас мы с вами просмотрим фрагмент фильма, в котором вам предстоит найти ответы на следующие вопросы:

  1. По какой причине чередуются вдох и выдох?
  2. Какие мышцы участвуют в осуществлении механизма вдоха и выдоха?

Газообмен в организме идет всегда при одном условии, каком? (постоянная смена вдоха и выдоха).

А по какой причине чередуются вдох и выдох?

Действительно, вдох и выдох ритмично следуют один за другим, но в легких нет мышц, которые могли бы их попеременно сжимать и расширять. Легкие пассивно следуют за движениями грудной полости. Эти дыхательные движения осуществляются с помощью специальных мышц. Каких именно? (диафрагма и межреберные мышцы)

Когда человек делает вдох наружные межреберные мышцы сокращаются, поднимая ребра, а диафрагма становится плоской. Поэтому объем грудной полости увеличивается. Легкие, следуя за грудными стенками, расширяются, давление в них уменьшается, становится ниже атмосферного. Поэтому воздух по воздухоносным путям устремляется в легкие.

При выдохе внутренние межреберные мышцы опускают ребра, диафрагма расслабляется и становится выпуклой. Грудная полость возвращается в исходное состояние, легкие уменьшаются в объеме, давление в них увеличивается, становится чуть выше атмосферного, поэтому избыток воздуха устремляется из легких.

Дыхательные движения осуществляются в определенном ритме: у подростков – 12-18 в минуту, у взрослых – 16-20.

5. Жизненная емкость легких.

Одним из важных показателей состояния дыхательной системы является жизненная емкость легких. Что же такое жизненная емкость легких? (наибольший объем воздуха, который человек может выдохнуть после самого глубокого вдоха)

Как вы думаете, от чего зависит жизненная емкость легких? (от образа жизни человека)

Обратите свое внимание на таблицу “Изменение жизненной емкости легких”.

- Как вы думаете, почему у пловцов наибольшая жизненная емкость легких?

- А к чему может привести тучность и малоподвижный образ жизни?

Вы правы. Действительно у людей тучных и ведущих малоподвижный образ жизни жизненная емкость меньше, чем у спортсменов, так как у них наступает атрофия мышц, как следствие мышечная масса уменьшается, а подкожно-жировой слой увеличивается. Все это ведет к уменьшению объема грудной полости.

V. Обобщение.

Что же нового мы узнали сегодня на уроке?

VI. Домашнее задание.

Дома прочитать и пересказать текст на страницах 142-145, ответить на вопросы страницы 146-147.

VII. Итог урока.

Как вы думаете:

  1. Где человек реже дышит: на свежем воздухе или в душном помещении?
  2. Что лучше, перед тем как нырнуть набрать как можно больше воздуха в легкие или сделать ряд быстрых глубоких вдохов?
  3. У людей, как известно, носы бывают разной формы и величины: большие и маленькие, широкие и узкие, курносые и горбатые, длинные и короткие. Какой нос лучше иметь на Севере и почему?

Мы с вами живем в суровых северных условиях, которые отрицательно сказываются на дыхательной системе, вызывают ее заболевания. Но у данной проблемы есть свое решение – дыхательная гимнастика, которая не только тренирует, но и укрепляет ее. И я очень хотела бы вас познакомить с некоторыми упражнениями дыхательной гимнастики.

  1. Йоговское дыхание.
  2. Поперечное дыхание обеими ноздрями.
  3. Дыхание во время прогулки: вдох - на 1 шаг, выдох на 2 шага.

VIII. Выставление оценки за работу на уроке.

Поскольку, вы сегодня очень хорошо работали, я думаю все получат хорошие оценки.

За биологический диктант:

За работу на уроке:

Я очень вами довольна! Молодцы, ребята! Спасибо вам!