Цели:
- Обучать умению изменять глаголы по временам с учетом вопроса, на который отвечает глагол в неопределенной форме, установить практическую значимость умения определять спряжение глаголов;
- Тренировать в разграничении оттенков лексического значения глаголов эмоционального состояния и отношения, уточнять роль этого умения в развитии и обогащении речи, ее осознанности;
- Обучать взаимоконтролю, самоконтролю и способам учебного сотрудничества, используя семантику глаголов эмоционального состояния, способствовать воспитанию доброго отношения и подобных чувств к окружающему миру.
Оборудование:
- Таблицы-памятки о лексико-семантических группах глаголов эмоционального состояния и отношения. (Приложение 1).
- Карточки с напечатанными глаголами: недолюбливать, ненавидеть, не любить, тосковать, печалиться, грустить, опасаться, бояться, трепетать.
- Таблица “Изменение глаголов по временам”.
- Напечатанный эпиграф урока.
- Картина “Семья
- Разрезанные на отдельные слова изречения:
“Против всего можно устоять, но не против доброты”. (Ж.-Ж. Руссо)
“Пригоршня добрых дел стоит больше бочки знаний”. (Дж. Герберт)
“Гнев есть оружие бессилия”. (Софья Сегюр)
“Разделенная радость – двойная радость, разделенное горе – половина горя”. (В. Гете)
Ход урока
1. Оргмомент.
- Урок русского языка.
- Прочитаем эпиграф к нему: “Доброта – язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать” . (П. Бови)
- Таким образом, сегодня у нас урок доброты. Надеюсь, что этот язык тоже будет вам понятным и родным, как русский.
2. Каллиграфическое упражнение.
- Сегодня повторим написание буквы Л.
- Кто знает почему? (предположения детей)
- С этой буквы начинаются “добрые” глаголы.
- Запишите их в тетрадь, используя таблицу-памятку. (любить, любоваться, ласкать).
- Когда используют эти глаголы? Нравятся они вам?
- Запишите предложение с одним из них.
3. Сообщение темы урока.
- Что вам пришлось сделать с глаголом? (изменять)
- Часто вам приходиться изменять глаголы? Зачем?
- Сегодня на уроке будем изменять их по временам. Какую тему запишите в тетради?
4. Выявление особенностей изменения глаголов по временам.
- Назовите, что вы знаете о временах глагола? (вывешивается таблица “ Изменение глаголов по временам”)
- Выберите с соседом по парте глагол из памятки. Он должен быть “добрый”, измените его по временам, пользуясь схемой: н.ф. настоящее время, прошедшее время, будущее время.
- Будьте внимательней друг к другу!
- Сколько форм глагола получилось? Почему в форме будущего времени два слова? Как определить правильность окончаний?
- Продолжая работать парами, образуйте от записанных вами глаголов однокоренные, отвечающие в неопределенной форме на вопрос: что сделать?
- Измените образованные глаголы по временам по той же схеме.
- Сравните. Совместно сделайте вывод. (предположения детей)
- Прочитайте вывод в учебнике на странице 216.
- Нравится ли вам сотрудничать в паре? Какие чувства испытываете?
5. Упражнения на закрепление изученного материала и разграничение оттенков лексического значения глаголов.
- Прочитайте слова на карточках и выполните задание.
(Дети задают вопросы, чтобы уточнить задания с записанными на отдельных карточках глаголами:
недолюбливать, ненавидеть, не любить, тосковать, печалиться, грустить, опасаться, бояться, трепетать)
- Какое задание вы придумали бы к ним?(варианты заданий предлагают дети)
- Найдите три группы синонимов и расположите их в порядке постепенного усиления чувства.
- Первая группа глаголов: недолюбливать, не любить, ненавидеть, обозначающие отрицательное отношение.
(Один ученик располагает на доске, остальные в тетрадях)
- Кто правильно расположит на доске вторую группу глаголов и ответит, что они обозначают?
(Это глаголы, которые обозначают тяжелое душевное состояние: печалиться, грустить, тосковать).
- Расположите третью группу глаголов в нужном порядке.
- А как вы понимаете слово трепетать? (Сильно бояться, что даже дрожать от страха).
- Можно страхом заставить сотрудничать, общаться, подчиняться?
- Что человек при этом испытывает?
- Правильно, эта группа глаголов обозначает страх у людей и животных.
- Что общего у записанных девяти глаголов?
(В неопределенной форме отвечают на вопрос: что делать? (значит имеют три временные формы)
- Какие глаголы, образованные от данных, не будут иметь формы настоящего времени? (загрустить, затосковать, полюбить, возненавидеть)
- Подберите, пожалуйста, антонимы ко второй группе глаголов, воспользуйтесь памяткой. (Радоваться, веселиться, ликовать, торжествовать)
- Что они обозначают? (Хорошее душевное состояние)
- Кто может объяснить разницу между глаголами радовать и радоваться? (Радовать – творить добро)
- Что вам больше нравится?
- Чем вы сейчас можете порадовать нас, друг друга? (улыбками)
Физкультминутка (совместно с учениками)
- Запишите предложение по картинке такое, чтобы один из глаголов, обозначающих положительное отношение, был в настоящем времени (выполняют сидящие на 1 ряду), в прошедшем времени (выполняют ученики на 2 ряду), в будущем времени (3 ряд).
- Определите признаки использованных глаголов, согласуйте с соседом по парте
6. Повторение.
- Прочитайте в учебнике сказку из упражнения 505 на стр.216
- Почему ветер бессилен? (Он действует жестко и грубо, а солнце ласково и бережно).
- Спишите абзац, где выражена основная мысль сказки, подчеркните орфограммы. Какие из них наиболее актуальны?
- Какие вопросы вы бы задали в соответствии с изучаемой темой? (В каком времени употреблены глаголы?)
- Как называются глаголы во втором предложении?
- Можно ли эти глаголы употребить в настоящем времени?
- Какое предложение из этой сказки можно взять в энциклопедию мысли настоящего человека?
(Лаской и добротой можно сделать гораздо больше, чем гневом)
7. Творческая работа.
- Я раздам на каждую группу из четырех человек “рассыпанное” изречение, а вы их соберете в правильном на ваш взгляд порядке.
- Прочитайте полученные изречения.
8. Итог урока.
- Что вы об этом уроке сегодня рассказали бы дома?
- Можете ли вы объяснить кому-либо тему урока?
- Давайте прорепетируем?
(Ученики вспоминают основные понятия, изученные на уроке и раскрывают их сущность в ответе.)
Домашнее задание.
- Предлагаю вам дома выполнить одно из упражнений на выбор: упражнение 506 – оно требует выполнение по образцу, или упр.507, где нужно самостоятельно проанализировать данный материал и выбрать форму записи.