Изделие: Украшение силуэта юрты.
Оборудование: Образец, шаблоны, запись на кассете “Звуки курая”.
Инструменты и приспособления: Карандаш, линейка, кисточка для клея, ножницы, подкладной лист.
Цели урока:
- познакомить с народным жилищем башкир — тирмэ (юртой);
- изготовить силуэт юрты, дать понятие “силуэт”, “симметрия”; украсить юрту башкирским орнаментом (трава, волна, рога барана);
- развивать интерес к быту башкирского народа, к его истории.
Ход урока
I. Постановка темы и учебной цели.
Долгожданный звенит звонок, начинаем наш урок.
Урок труда мы сегодня проведём под девизом:
Ум и сердце в работу вложи,
Каждой минутой в труде дорожи.
А на уроке нам предстоит выполнить силуэт юрты и украсить его орнаментом.
II. Краткая беседа.
- В далёком прошлом башкиры вели кочевой образ жизни (объясняют значение слова “кочевой”) и жили в юртах, потому что им нужно было передвигаться вместе со стадами скота с одного пастбища на другое. Юрту можно было быстро собрать и поставить в другом месте. Башкиры юрту называли “тирмэ”.
Сегодня мы изготовим на уроке её силуэт. Что такое силуэт?
Силуэт — это одноцветное, контурное изображение, очертание чего-нибудь, в данном случае юрты, на фоне другого цвета.
Макет - модель юрты, предварительный образец.
Для плодотворной работы подготовим рабочее место.
III. Подготовка рабочего места
(правильное расположение).
IV. Предварительное планирование предстоящих трудовых действий.
Свою работу нам нужно организовать по плану, только вот беда, куда-то исчезли числа - номера каждого пункта пред стоящей работы. Давайте, попробуем поставить числа около того пункта плана, с которого начнём выполнять трудовые действия и продолжим по порядку.
План работы.
1. Внимательно изучаю.
2. Аккуратно размечаю.
3. Вырезаю по линиям.
4. Собираю изделия.
5. Работаю дизайнером (художником-оформителем).
V. Изготовление изделия по намеченному плану.
1). Разметка по шаблону.
Сначала тонкий картон перегибаем пополам, обводим только половину юрты.
Симметрия - пропорциональность расположения частей по обе стороны от середины центра.
2). Вырезаем, начиная снизу по прямой линии, а затем округляя вверху.
По середине вход в юрту вырезаем, и разворачиваем лист по сгибу.
3). Сборка изделия “дверь”.
4). Работа дизайнером (отделка изделия). (Видеокассета - украшенная юрта.)
Орнамент - пришло к нам от латинского слова “орнаментум” что в точности переводится “украшение”. Юрту в основном украшали геометрическим орнаментом, также часто использовали башкирские орнаменты: волна, рога барана, трава и др.
Ими мы и украсим силуэт юрты. Но cначала мы немного отдохнём и вспомним башкирскую народную игру
Vl. Физминутка
“Улетели-улетели”.
- Улетели-улетели -
Журавли улетели.
- Улетели- улетели -
Грабли улетели.
- Улетели-улетели -
Вороны улетели.
- Улетели-улетели-
Телеги улетели.
(Галки улетели... Юрты улетели.)
VII. Отделка изделия и склеивание
Узоры для украшения юрты изготовим с вами, используя приём вырезывания из цветной бумаги, сложенной в несколько раз.
VIII. Сборка изделия.
(Учитель включает аудио кассету со звуками курая)
Приклеим орнамент на силуэт юрты (работаем на подкладном листе). Юрту приклеиваем на альбомный лист.
IX. Оценка выполненной работы.
(С привлечением учащегося; обнаружение ошибок и недостатков).
Х. Подведение
Как вы думаете, как по-другому башкиры называли тирму. Они её называли “круглый дом” и говорили: “У круглого дома нет переднего угла”. Эту пословицу понимали так: в доме хозяина все, кто являются его гостями, равны все почётны.
Удалось ли нам, ребята, изобразить такой дом. Наверно интересно зайти в него и посмотреть, а что же там внутри. Об этом вы узнаете на уроках Культуры Башкортостана. А на сегодня наш урок подошёл к концу.
Вот уроку конец,
А кто работал, молодец!