Цели:
- Создание условий для развития эстетического и художественного вкуса студентов.
- Повышение профессионального мастерства через целостное познание мира в контексте культурно-исторических ценностей эпохи и традиций росписи в Алтайском крае.
- Развитие творческого мышления.
Задачи:
- Формирование профессиональных навыков у студентов по урало-сибирской росписи с использованием их в практической деятельности с дошкольниками.
- Развитие познавательной активности студентов системой дифференцированных заданий с учетом их индивидуальных способностей в области русского народного искусства.
- Применение знаний и умений по данной теме в работе с детьми ДОУ, совершенствование профессиональной деятельности.
- Воспитание художественного вкуса посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству.
Предшествующая работа:
Изучение теоретических аспектов, подготовка сообщений, разучивание движений русского народного танца.
Оборудование:
Центральная стена помещения украшена урало-сибирской росписью <фото>, столы расставлены рядами, на столах баночки с водой, подставки с кисточками, гуашь, шаблоны с элементами данной росписи, салфетки, альбомные листы бумаги, мольберт, альбом с образцами росписи.
Музыкальное оформление:
Магнитофон, кассета с русскими народными песнями.
Ход мероприятия
Подгруппа студентов водит хоровод – под музыку муз. гр. «Ивана Купала», русской народной песни «Коляда» <фото 3>.
После хоровода рассаживаются за столы.
Ведущий – Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам.
- Здравствуйте, красны девицы! Чем вы заняты, что вы делаете?
Девицы – А мы песни поем, хороводы водим, да истории рассказываем о возникновении на Алтае декоративно-прикладного искусства и хотим такому мастерству научиться! <фото 2>.
Ведущий – Расскажите нам историю?
(Студентка …… )
Народное декоративное искусство Алтайского края отличается большим своеобразно и многогранностью. Разнообразие оформления бытовых предметов различных по материалу и технике исполнения обусловливаются расположением Алтайского края: в центре Западной Сибири, где некогда кочевали и расселялись многочисленные народности и племена. Богатство природы Алтайского края, ее разнообразие и красота растительного мира отразились в урало-сибирской росписи.
(Студентка……..)
В те давние времена XVI – XVII в. в России внутренние помещения теремов и палат украшали различными видами росписи - различными травами по золотому и цветному фону расписывали ставни, двери, наличники, опечки, различную домашнюю утварь.
(Студентка ……)
В 1646 г. вследствие неурожая в северных и северо-восточных областях европейской части России произошло массовое переселение в Сибирь и на Алтай крестьян из России, наибольшее число переселенцев были выходцами с Поморья, из Холмогор, Великого Устюга, Вятки.
Спасаясь от преследований правительства, раскольники-старообрядцы бежали в Сибирь и на Алтай, они стремились уберечь от уничтожения и сохранить свои старинные обычаи, бытовой уклад, культуру древнерусского орнамента – костюмы, уборы, оформление жилища.
(Студентка…… )
В летописях и былинах сохранились сведения о древнем обычае русского народа украшать свое жилище росписью. Характерной особенностью росписи, распространенной на Урале и в Алтайском крае, является своеобразный кистевой прием исполнения. Роспись писалась с «маху», т.е. быстрыми маховыми движениями кисти, рисунок дополнялся так называемыми «разживками» – мелкими, яркими мазками небольшой кистью, обычно черными или интенсивно белыми на более темном фоне, служившими для подчеркивания основных цветовых пятен, придания им остроты и законченности. Декоративная роспись, занесенная на Алтай из различных регионов европейской части России, получила дальнейшее развитие. Каждый дошедший до нашего времени ансамбль интерьерных алтайских росписей говорит о таланте и фантазии орнаменталиста.
Мастеров – красителей на диалектах называли «красильщики», «травники», «прохожие красильщики».
Своеобразие урало-сибирской росписи.
(Студентка ……...)
Одной из интереснейших разновидностей свободной кистевой росписи, распространенной на обширной территории Урала, Западной Сибири и некоторых областях русского Севера является урало-сибирская роспись, применяемая в декоративном убранстве крестьянского дома, традиционной утвари, посуды и других изделий из дерева, луба, бересты. Образцы росписей, сохранившиеся в этих регионах, имеют много общего в плане композиционных решений, месторасположения их в интерьере жилищ, способах выполнения, в применяемых мотивах (цветы, листья, птицы) и цветовых вариациях.
(Студентка …….)
Традиция росписи жилища в селах Алтайского края получила широкое распространение со второй половины XIX в.и сохранилась до XX в.
До сегодняшнего дня старожилы сел Алтая вспоминают о домах, полностью «раскрашенных цветами» внутри. Красочные узоры отличались яркостью и праздничностью, поражали неисчерпаемой фантазией народных мастеров, рассказывающих о красоте окружающего мира с помощью орнамента, изображения растений и птиц. Сказочные рисунки в интерьере суровых и замкнутых по своему внешнему облику построек раскрывают перед нами богатый внутренний мир людей, наполненный теплом весенних цветов, ароматом спелых плодов, образами песен, былин и сказок, радугой ярких и сочных тонов окружающей природы.
(Студентка…….)
Избу народный мастер расписывал, начиная с сеней. Как цветочный сад, раскрывался перед человеком интерьер: на потолке, стенах, дверях, шкафах цвели диковинные цветы, порхали птицы; снаружи декорировались ставни, наличники. Растительными узорами украшали двери, полати, перегородку – заборку, красный угол, простенки между окнами, потолок. Композиции составлялись самые разнообразные: на перегородках, потолках, опечках, на дверях и в простенках окон – кусты и деревья в вазонах, символизирующие «древо жизни» – обиталище духов, покровителей дома. Интересно то, что большое внимание уделяли даже росписи двери в кладовку, что должно было символизировать пожелание богатого урожая и достатка в доме.
По воспоминаниям старожилов, росписью могла быть украшена мебель и утварь: столы, кровати, лавки, посудные шкафчики, корыта, ушаты. Шкафчики для посуды с расписанными створками, боковыми стенками можно и сегодня увидеть в селах края. Но чаще всего в настоящее время встречаются раскрашенные прялки. Авторы росписей в большинстве случаев сейчас не известны, но все же экспедиционные поиски и беседы со старожилами позволили выявить имена некоторых из них . Так в Заринском районе Алтайского края работал красильщик Петушок.
Ведущий - Засиделись красны – девицы, не пора ли хоровод поводить.
Хоровод – под музыку русской народной песни «Во саду ли, в огороде» ансамбля «Золотое кольцо».
После хоровода девицы рассаживаются за столы.
Ведущий - Интересные истории нам девицы рассказали, и много мы узнали из истории данной росписи.
А вы, девицы, хотели бы научиться этой росписи?
Я вас сейчас познакомлю.
Краски для росписи мастера готовили сами из цветных глин. Кисточки использовали самодельные, например, из конского волоса или свиной щетины. Пользовались красильщики и фабричными красками, покупая их в лавках у купцов.
В современной урало-сибирской росписи по дереву используют готовые художественные масляные краски. Сама роспись выполняется колонковыми, беличьими плоскими (№6-10) и круглыми (№1-4) кисточками. А сегодня, поупражняться в рисовании росписи, нам понадобится гуашь, круглые №1 кисти, шаблоны элементов росписи.
Приемы росписи.
На Урале и в Западной Сибири распространена одна из интереснейших разновидностей свободной кистевой росписи масляными красками. Ей свойственна особая техника мазка, так называемый разбел, когда белильная оживка, моделирующая форму изображения, выполняется одновременно с цветной прокладкой, за один прием.
Белила берут на край кисти, предварительно обмакнутой в жидкую краску. Кистью проводят таким образом, чтобы белила были на верхнем крае, или по контуру мотива.
Благодаря этому получается живописный переход от цвета к белилам, от цветной середины к белому контуру. В урало-сибирской росписи применяют небольшое количество цветов, причем большая роль отводится цветному фону. Он позволяет достигать звучности росписи при относительно небольшой яркости отдельных красок.
Произвожу показ данного приема, (на один край плоской кисти набираю белую гуашь, а на другой край кисти набираю красную гуашь.) Провожу по бумаге «украешки» – они могут быть волнистыми, прямыми линиями <рисунок 20>. При этом кисть нужно держать вертикально относительно листа бумаги, прижимая ее большим, указательным и средним пальцами.
Мотивы росписи.
Фантастические алые и лазоревые цветы, виноградные гроздья, гирлянды фруктов, ягод смородины и черемухи, всевозможные листья <рисунок 4>, <рисунок 5>, <рисунок 6>, <рисунок 10>, <рисунок 17>, <рисунок 18>, <рисунок 19>.
Реже встречаются изображения птиц и зверей, человека и домашних животных.
Также используются многолепестковые розетки, в исполнении которых прослеживались простейшие элементы кистевой росписи: это ягодка – круговой мазок и округлые остроконечные листья. Листья вырастали в ветку, куст, дерево на стене, простенках и двери, круг на потолке.
Для Алтая характерна роспись:
- цветущий куст, колосья, листья березы, цветы лопуха, ягоды облепихи, смородины, калины, огоньки, яблочки;
- птицы – трясогузки, синички, сороки, кукушки, ушастые филины.<рисунок 14>, <рисунок 16>.
Узоры из цветков и птиц наносились от руки без трафарета, приемами свободной росписи. Опытный мастер мог расписать дом за 5-6 дней.
Содержание росписи (символика).
По представлению предков, каждый дом находится под покровом духа, оберегающего огонь в очаге и скотину во дворе, и по этому все это в декоративно-прикладном искусстве идет на охранение от зла и пожелание добра, чтобы не пускать злые силы - под окном, дверью изображали добрых духов в образе птиц, коня или человека.
Верх зданий украшали магическими изображениями коня или петуха.<рисунок 2>, <рисунок 12>.
Расписывали – двери, ставни (розетка венок) цвет в избе преобладал – красный (цвет оберег).
Древо жизни – основу росписи среднего яруса составлял растительный орнамент. Для дерева и букета характерна симметричность и ярусность. Чаще всего они бывают (в 3 - 5 ярусов) .Стебель может быть изображен у куста, стебель, который плавно отходит от корня в разные стороны. Внизу стебель оформлен в вазу или в виде разветвления корня, вазы очень разнообразны.<рисунок 3>, <рисунок 7>, <рисунок 8>.
- А мы сегодня с вами начнем освоение росписи с простейших графических элементов: <фото 4>.
- предлагаю поупражняться на своих листах бумаги, элементами росписи – приписок, стеблей, корня. <рисунок 13>.
- После этого, на имеющихся заготовленных шаблонах с элементами данной росписи предлагаю выполнить определенную композицию с элементами приписок.
Их выполняют и повторяют в самых простых композициях – цветке с листком, цветке с ягодками.
Приписки в урало-сибирской росписи в отличие от хохломской травки, оканчивающейся волнистыми линиями, более грубы. У них один кончик округлен, а другой вытянут. Такой каплей видный мазок делают с любого конца, толстого либо тонкого.
Такую работу можно проводить с дошкольниками в ДОУ, начиная со средней группы и старших дошкольников.
В ДОУ может быть оформлено помещение, которое своей красочной средой позволит почувствовать самый дух росписи, поэтическое мировосприятие уральских и сибирских крестьян, устраивающих себе такое красивое и радостное жилище.
Последующее изучение росписи можно продолжить на основе постоянно усложняющихся заданий.
В конце выполнения росписи студенты обмениваются мнениями, делают выводы.
До встречи, дорогие друзья. (звучит музыка).