Пояснительная записка
Каждый человек зависит от состояния всей планеты, в том числе от состояния окружающей среды. Нет никакой возможности ни для кого избежать этой глубокой зависимости. Каждый из нас должны прийти к осознанию и принятию ответственности как за свой образ жизни, так и за то воздействие, которое он оказывает на планету. В этом и состоит одна из наиболее важных задач экологического образования: осознать эту ответственность самому и воспитать её в своих учениках.
Экологическое воспитание – это сложный и длительный процесс. Конкретные его результаты могут быть заметны только через несколько лет. Необходимо обеспечить непрерывность этого процесса на всех ступенях образования, от детского сада и начальной школы через среднюю школу, до высшего учебного заведения. Только в этом случае у человека формируется картина целостного восприятия окружающего мира.
Преподавание экологии на уроке я стараюсь сделать одновременно и рациональным, и развлекательным, так как оно должно быть обращено и к уму, и к сердцу ребёнка. Перенасыщение занятий научной информацией, особенно если дети не подготовлены к её восприятию, может дать только негативный эффект.
Проведение урока в виде игры, праздника, заочного путешествия по заповедникам, тематической физкультминутки, экологического калейдоскопа помогут сделать урок живым и интересным.
ТЕМА: ЗЕМЛЯ - НАШ ДОМ РОДНОЙ.
Цели:
- образовательная: формирование экологических знаний;
- воспитательная: воспитание любви к родной природе, Родине, самому себе;
- развивающая: развитие наблюдательности, внимания, интереса к окружающему миру.
Форма: заочное путешествие по музеям – заповедникам, экологический калейдоскоп.
Дидактическое обеспечение:
- плакаты и рисунки о защите природы, созданные учащимися;
- гербарии листьев;
- картины о природе известных русских художников;
- выставка книг об экологии России и родного края;
- Красная книга (в 2-х томах);
- магнитофон;
- кассета с записью «Пение птиц».
Словарик на доске:
«Экология – наука об окружающей среде»
«Экос» - дом, убежище
«Логос» - учение.
Эпиграф на доске:
«Все мы пассажиры одного корабля по имени
«Земля», и пересесть из него просто некуда».
(Антуан де Сент – Экзюпери)
I. Вступительное слово учителя:
Добрый день, дорогие ребята и взрослые! Сегодня я предлагаю вам немного отдохнуть. А где самый лучший отдых? Конечно, на море, в горах, в лесу и т.д. Действительно, самый лучший отдых на природе. И совершить увлекательное путешествие в мир природы нам поможет познавательная игра «Экологический калейдоскоп».
Экология – это наука об окружающей среде. Все мы обязаны жизнью нашей планете – прекрасной Земле, стонущей сегодня от боли, взывающей о помощи и, увы, остающейся по-детски беззащитной перед… нами. Экологические проблемы не знают государственных границ и природных рубежей – они глобальны.
И только зная законы и тайны природы, мы сможем стать её верными друзьями и помощниками.
Недаром замечательный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери как-то заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени «Земля», и пересесть из него просто некуда».
Экологический калейдоскоп – это интересные конкурсы, вопросы, сюрпризы, это ваши знания, эрудиция, находчивость.
Чем больше мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить.
II. Основная часть.
1) Представление команд: название, девиз, эмблема.
2) Конкурс «Эрудит» - вопросы командам:
- Кто из известных русских художников писал картины о природе?
- Кто из известных поэтов и писателей писал о природе?
- Какое дерево считается национальным деревом России? И почему?
- (Лиственница. Так как занимает почти половину лесов нашей страны, даёт прочную древесину, быстро растёт и не боится морозов. Это решено на 5 Всемирном лесном конгрессе)
Какая древесина продаётся не кубометрами, а килограммами? (Карельская берёза)
Почему погибает лес, когда вырубают старые дуплистые деревья?
- (В дуплах живут птицы, летучие мыши. Они истребляют вредных
- насекомых. Молодой лес погибает от вредных насекомых).
- Бывают ли у деревьев лишние ветви? ( Да, нижние)
- Какое дерево даёт сладкий сок, как и берёза? (Клён).
- Из какого дерева делают спички? (Из осины).
- Какое дерево применяют для изготовления лыж? (Берёза).
- Какие дрова самые жаркие? (Дуб и берёза).
- Из какого дерева делают пианино? (Из ели).
- Какой страшный зверь падок на малину? (медведь)
- Листопаднички – кто они? (Зайчата, родившиеся осенью).
- Растёт ли дерево зимой? (Нет).
- Какой цветок называют цветком влюблённых? (Ромашка).
- Косой ли заяц? (Нет).
- Какое растение или дерево даёт лучший мёд? (Липа).
- Что делает зимой ёж? (Спит).
- Никто не пугает, а вся дрожит? (Осина).
- Какое животное нашей полосы обладает самым громким голосом? (Лось)
- Какое дерево в наших краях даёт всё, что бы одеть и обуть человека? (Ель).
- Чем стрекочет кузнечик? (Трением ноги о крыло).
- Назовите «карандашное» дерево? (Кедр).
- Самый быстрый зверь? ( Гепард).
- Где у кузнечика ухо? (В коленях передних ног).
- Какая рыба без чешуи? (Сом).
- Самое большое животное? (Усатый синий кит, вес более 200 т).
- У кого рот на брюхе? (У акулы).
- Какие рыбы имеют оружие на носу? (Рыба-пила, рыба-меч).
- Есть ли у скворца своя песня? (Нет, он подражает голосам других птиц, животных, человека)
- Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (тетерева, рябчики).
- Можно ли ящерицу поймать за хвост? (Нет, она его отбросит).
На этом конкурс «Эрудит» закончен.
3) Игра «Превращения» с командами (Приложение 1).
4) Игра со зрителями: «Кто как кричит?
- собака - … (лает)
- корова - … (мычит)
- лошадь - … (ржёт)
- свинья - … (хрюкает)
- воробей - …(чирикает)
- курица - … (кудахчет)
- медведь - …(рычит, ревёт)
- голубь - …(воркует)
- гусь - … (гогочет)
- овца - …(блеет)
- олень - …(ревёт, трубит)
- лиса - … (лает)
- волк - …(воет)
- соловей - …(поёт)
5) Домашнее задание командам.
6) Продолжи фразу «А знаете ли вы …?»
Задание командам: «Определи дерево». По 1 человеку из команды выбирают одно растение из гербария и рассказывают о нём всё что знают.
7) Классный руководитель рассказывает о Красной книге и другой литературе на стенде. Красная книга - это книга, в которую заносят названия редких видов растений и животных. Представителей природы, занесённых в Красную книгу, охранять нужно особенно бережно. Первый том Красной книги вышел в 1966 году. Разделы Красной книги: «Млекопитающие», «Птицы», «Земноводные и пресмыкающиеся», «Высшие растения». Только животных более 150 видов.
Кроссворд «Деревья» (Приложение 3).
8) Зрителям - загадки:
9)
Её всегда в лесу найдёшь -
Пойдём гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(ель).Есть у родственницы ёлки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки,
Опадают те иголки.
(лиственница).У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(сосна).С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все обижают:
Кожу тонкую сдирают.
(Липа).Две сестры летом зелены;
К осени одна краснеет,
Другая – чернеет.
(чёрная и красная смородина).- Чёрная?
- Нет, красная!
- А почему белая?
- Потому что зелёная.
(красная смородина)
Этот кустарник похож на малину, только плоды
его чёрные.
(ежевика).
10) Задание – командам: «Экологическая ситуация».
* Вам предстоит выбрать место для костра. Какое вы предпочтёте и почему:
- открытую поляну;
- берег реки;
- у подножия склона горы;
- одиноко стоящее дерево;
- хвойный молодняк.
* Что можно использовать в качестве топлива и как погасить костёр?
* Какую опасность представляют оставленные туристами свалки мусора из консервных банок, стеклянной посуды, полиэтиленовых пакетов? Ваши действия по уборке мусора.
* В суровые зимы, когда на озёрах и водоёмах лёд достигает большой толщины, происходит замор рыбы. Почему? Как помочь рыбам?
* После весеннего разлива рек в понизовьях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Какую помощь им можно оказать?
11) Задание «Кто это?»
Для участия в конкурсе приглашаются по 1-му художнику от обеих команд, а также от команды болельщиков. Вам нужно с закрытыми глазами потрогать зверька в ящике. НЕ БОЙТЕСЬ, ОН НЕ КУСАЕТСЯ! Он мягкий и добрый. А теперь нарисуйте его на бумаге. (В трёх ящиках – три различных мягких игрушки – зверушки).
12) Командам – игра «Перестановка» (Приложение 2).
13) Болельщикам – задание:
Поочерёдно называть блюда, приготовленные из лесных даров. Кто называет последним – тот побеждает.
14) Конкурс «Угадай следы». (Приложение 4, 5, 6, 7, 8) (Это – лиса, заяц, куница, белка, медведь).
15) Игра «Что это за чудища?» - командам (Приложение 9,10). Играет музыка (пение птиц) -1 минуту.
16) 1 – чтец:
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы отбирая,
Что землю нужно тоже охранять,
Она как мы, такая же живая.
Сейчас, то сушим мы, то обводняем,
А удобрений столько применяем,
Что сами же боимся умереть.
Так что ж, земля обязана терпеть?
2 – чтец:
А сколько выбросов мы дарим ей,
Дымы заводов, грязь от теплоходов.
У нас прекрасная земля людей,
Боюсь, не стала бы она землёй отходов.
Земля – наш дом и летом и зимой,
И осенью, весной.
Земля – наш дом.
Задумайся о том.
17) Подведение итогов. Награждение.
18) Заключительное слово учителя.
Состоялось наше краткое (очень краткое!) знакомство с экологией. Несмотря на то, что конкурсы были шуточными и простыми, кое–что новое вы всё-таки узнали. Вот, оказывается, какое это сложное мироздание – наш Общий Природный дом.
И светлый он, и радостный, и сказочно-прекрасный и, в то же время, беспокойный, тревожный и даже трагический. Дом, живущий по своим законам, но и зависящий теперь от самого высокоорганизованного, самого умного, но, к сожалению, не самого мудрого из его обитателей – Человека.
Может быть, самое важное для каждого – узнавать всё, что только возможно, о жизни окружающей среды. Чем больше все мы будем знать о мире природы, тем лучше сможем его защитить.
Эколог – эта профессия становится всё более распространённой в мире. В нашей стране таких специалистов готовят в Москве и других институтах на экологических кафедрах. Природа ждёт своих защитников!