Каждый ребенок имеет право
родиться здоровым.
Задачи урока:
- усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя, курения на организм человека и потомство;
- приобретение учащимися знаний этического и гуманитарного характера, составляющих основу мировоззрения;
- стимуляция познавательного интереса, творческих навыков анализа проблем и путей их решения;
- развитие навыков по применению биологических знаний на практике;
- воспитание чувства ответственности за свою семью и своих близких, чувство коллективизма, формирование и развитие нравственных качеств школьников.
Оборудование:
Таблицы, плакаты и рисунки по теме урока, телевизор, видеомагнитофон и видеофильм «Размножение и развитие».
Урока:
- Вступительное слово учителя.
- Изучение нового материала. Выступление учащихся. Обсуждение.
- Блиц-опрос.
- Заключение.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, представим, что вы давно окончили школу, вам 30-35 лет. Вы на родительском собрании. Педагог, рассказывая об успехах ваших детишек, отмечает, что одни с трудом читают, вертятся, несобранны, невнимательны, за остальными не успевают и на уроках физической культуры не всё у них получается. А родители жалуются, что им некогда, что сын или дочь ленивы, не заставишь читать, лишней минуты не посидит за уроками, ждет нас, чтобы сделать домашнее задание.
О других учитель отзывается по-иному: доброжелательны, общительны, легко «схватывают» новое, задачи решают с удовольствием, физическая культура – один из любимых уроков, домашние задания всегда выполнены.
Возникают вопросы:
- почему дети такие разные?
- родителями каких детей вам хотелось бы оказаться на этом собрании?
2. Тема: «Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека».
- На прошлых уроках мы рассматривали вопрос об эмбриональном развитии организмов, о формировании 3 зародышевых листков и органогенезе. Теперь посмотрим, как это всё выглядит в действительности (смотрим кадры из фильма «Развитие человека»).
Обратите внимание! С первых дней образования зародыша и до трех месяцев очень опасно влияние каких-либо факторов на развивающийся плод, так как ещё нет хорошо сформировавшейся плаценты.
Опасно всё: антибиотики, чай, кофе, цитрусовые, другие продукты. Особенно опасно влияние алкоголя и никотина. Почему?
Запись темы.
Вступая в брак, каждая молодая семья мечтает о том, чтобы дети были здоровыми, способными, красивыми и, конечно, счастливыми. А чтобы это действительно было так, молодым надо хорошо себе представлять, каким образом это обеспечивается.
Родители десятидневного малыша обратились к мудрому старцу с вопросом, когда же им начинать воспитывать своего ребенка, ответ старца был: «О-о-о, вы опоздали на 10 дней…».
Но человечество накопило достаточно много научных сведений, и поэтому сегодняшний мудрец ответил бы, что опоздали они с воспитанием как минимум на один год... Почему?
(Смотрим кадры из фильма «Развитие человека»).
3. Выступление учащихся.
1 ученик. Зачитывает выдержки из местной газеты (о заболеваниях детей в городе).
2 ученик. Комментарий таблицы.
Алкогольный синдром плода (АСП) и его проявление у новорожденных |
|
Внутриутробная гипотрофия | 80-90 % |
Аномалия конечностей | 18-41 % |
Недоношенность | 40-70 % |
Нарушение физического развития | 80-90 % |
Врожденный порок сердца | 30-49 % |
Косоглазие | 10-20 % |
Микроцефалия | 84-88 % |
Неврологические нарушения | 85-89 % |
Аномалии лица | 65-70 % |
Уродства половых органов | 38-49 % |
Учитель зачитывает выступление главного врача поликлиники на заседании при администрации города о состоянии здоровья подростков в районе.… В последние годы всё больше детей и подростков втягивается в баловство – курят, пьют пиво и суррогат, ведут нездоровый образ жизни, заводят сомнительных друзей. Особо чувствительны к ядовитым веществам, содержащимся в алкоголе и дыме, половые железы: изменяется структура, функция и масса, количество вырабатываемых половых клеток, появляются аномальные гаметы (сперматозоиды без хвоста, без головки, оплодотворяющая способность снижается в 3 раза). Повреждаются и женские гаметы. Сперматозоиды и яйцеклетки сморщиваются и неправильно соединяются, что приводит к уродствам и гибели плода.
3 ученик. Сообщение данных о воздействии алкоголя на мужской и женский организмы.
Воздействие алкоголя на мужской и женский организмы.
Если содержание алкоголя в крови принять за единицу, то окажется, что содержание его в разных органах человека при этом составит:
селезенка – 1,
сердце – 1,
почки – 1.3,
печень – 1.45,
надпочечники – 1.5,
желудок – 1.7,
мозг – 1.75;
половые органы:
у женщин – 1.35,
у мужчин – 1.55.
Какие аномалии в развитии плода обнаруживаются у пьющей матери?
Заболевания пьющей матери |
Поражение плода |
1. болезни печени | поражение печени |
2. заболевания почек токсикоз | гипоксия и надпочечная недостаточность |
3. заболевания сердца и сердечная недостаточность | гипоксия |
4. поражение лёгких и хроническая пневмония | гипоксия |
Заболевания эндокринной системы |
|
1. гипертиреоз | повреждение щитовидной железы, гипотиреоз |
2. сахарный диабет | гипоксия, отёк мозга, обменные нарушения, незрелость организма |
4 ученик. Исследования, проведенные в странах западной Европы, показали, что практически все из 3000 обследованных детей, страдающие врожденной идиотией, были зачаты в праздничные дни.
Проблема «праздничных» или «воскресных» детей стара как мир. Один из мифов древних римлян рассказывает о том, что Юпитер обладал красивым совершенным телом, огромной физической силой и умом. А его сын Вулкан родился хромым и необузданным потому, что был зачат Юпитером в момент сильного опьянения.
5 ученик. В Др. Риме на стенах домов алкоголиков писали: «Пьяницы рождают пьяниц». По законам Рима молодым людям до 30 лет строжайше запрещалось пить вино и особенно это относилось к жениху и невесте во время свадьбы.
Даже однократное опьянение в момент зачатия может быть причиной слабоумия родившегося ребенка и др. болезней, сопутствующих ему в жизни.
«Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные способности, губит благосостояние людей, и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомства», - писал Л.Н. Толстой.
Сейчас доказано, что в 100 % случаев опьянение в момент зачатия приводит к рождению неполноценных детей.
Только одна рюмка спиртного может привести к непоправимому несчастью. К великому сожалению, об этом до сих пор ещё знают не всё.
6 ученик. Сообщение о влиянии курения на организм детей и взрослых.
Учитель. Это только небольшая часть информации о вредном влиянии на детский и взрослый организм таких пагубных пристрастий, как курение и употребление спиртосодержащих напитков. А теперь вернемся к началу нашего урока…
Вам 30-35 лет. Идет родительское собрание.
ребёнок |
||
капризен | «схватывает на лету» | |
неусидчив | раньше всех решает задачи | |
плохо пишет, читает, считает | хорошо читает | |
замкнут, друзей не имеет | общителен, доброжелателен |
Родителями какого ребёнка желали бы вы оказаться на собрании?..
(Все, конечно, выбирают ребёнка с хорошей характеристикой…)
А где же родители капризных, неусидчивых детей со слабым здоровьем?!..
(На это обычно следует ответ «Среди нас!…».)
У вас пока есть выбор.
Все родители желают и надеются на то, что дети унаследуют их достоинства, а не слабости и недостатки. Никто не хотел бы оставить детям, проблемы, ведущие к короткой и неполноценной жизни.
4. Блиц–опрос.
(Ребятам раздаются карточки с вопросами.)
- Что нового узнали вы сегодня на уроке?
- Каково ваше отношение к рекламе пива и сигарет?
- Каково ваше отношение к девушкам, которые курят и пьют пиво?
- Говорят, что каждый ребёнок имеет право родиться здоровым. Как вы это понимаете?
- Что лучше, по-вашему, пить: вино, водку, пиво?
- Удовлетворены ли вы уроком?
- Проявился ли интерес к биологии на данном уроке?
- Осознаёте ли вы важность полученных на сегодняшнем уроке знаний?
5. Заключение.
Разумеется, не все сведения, полученные в школе, будут усвоены полностью и запомнятся на всю жизнь, но основные представления, а главное, - внимательное и серьёзное отношение к своему здоровью, а значит, и к здоровью будущего ребёнка, должны служить руководством во всех действиях и поступках.
Каждый ребёнок имеет право родиться здоровым. А обязанность каждого родителя – родить его здоровым.