Идея разработки данной программы возникла не на пустом месте. Ни для кого не секрет, что в современном обществе все острее встает вопрос межнациональных отношений. Особенно остро на него реагируют подростки в силу своих психологических особенностей, социальной и эмоциональной незрелости. Этим же объясняется и наибольшее вовлечение учащихся в неформальные движения и группировки. Детей привлекают, как правило, красивыми атрибутами, многообещающими лозунгами. В таких организациях происходит подмена истинной демократии анархическими идеями, которая очень по душе подросткам.
В нашей школе пока не отмечались экстремистские настроения, поэтому программа направлена на профилактику подобного поведения, куда включены следующие направления: военно-патриотическое, правовое, толерантность, спортивно-массовая работа, конфликтология. Кроме того, программа предполагает связь воспитательной работы с учебной – на уроках истории, литературы, москвоведения, МХК, ОБЖ, где будет сделан упор на перечисленные выше направления (для преподавания используются государственные общеобразовательные программы и штатные учителя школы).
Отдельные идеи и формы уже использовались в воспитательной работе школы в различные годы. Данная программа – результат обобщения опыта работы педагогического коллектива, она рассчитана на старшие классы общеобразовательной школы и удобна тем, что практически не требует дополнительного финансирования за исключением необходимых денежных средств на награждение учащихся – участников различных конкурсов, предлагаемых «Программой».
ПРОГРАММА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ЭКСТРЕМИСТСКИХ НАСТРОЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ.
Цели:
Укоренение в школе неприятия насилия, борьба против разложения коллектива по межнациональным признакам; формирование толерантного отношения к окружающим.
Задачи:
1. Развитие способностей предупреждения конфликтов ненасильственными методами.
2. Более глубокое знакомство учащихся с историей ВОВ, подвигами советских солдат и злодеяниями фашистских захватчиков.
3. Развитие у учащихся толерантного сознания, формирование спокойного, отношения к людям другой национальности.
4. Вовлечение большого количества учащихся в спортивные кружки, секции; творческие объединения и клубы, общественную работу, благотворительность с целью отвлечения от неформальных объединений.
5. Изучить подробно цели и способы действий скинхедов для разъяснения подрастающему поколению пагубности подобных настроений и истинного «лица» данного движения.
Основные этапы:
1 Этап ( мотивационный )
Цель: Ознакомление коллектива учащихся, учителей, родителей с основными задачами «Программы по предупреждению экстремистских настроений среди молодежи».
Форма реализации: круглые столы, методические объединения, родительские собрания.
2 Этап (аналитический)
Цель: выяснить уровень отношений в коллективе учащихся, уровень сплоченности, уровень воспитанности, уровень информированности о исторической роли Советской армии в разгроме фашизма, а так же спроса на организацию досуговой деятельности детей.
Форма реализации: анкетирование, беседы, родительские собрания, конкурсы сочинений.
3 Этап (информационный)
Цель: выяснить, как решить поставленные задачи и методически грамотно использовать исторический материал.
Форма реализации: подбор материалов, классные часы, стенгазеты, изучение СМИ, интернета по данной проблеме, составление плана работы с учащимися, родителями, учителями.
4 Этап ( реализация )
Цель: практический переход к выполнению «Программы». Приложение.
Форма реализации: классные часы, конкурсы рисунков, чтецов, плакатов, сочинений, фотографий, видеороликов, диспуты, встречи, экскурсии, концерты, спортивные соревнования, родительские собрания, педагогические советы.
5 Этап (заключительный)
Цель: подвести итоги и спланировать работу на следующий период (2007-2008 учебный год)
Форма реализации: самоанализ результативности работы; анализ поведения «трудных» подростков, состоящих на различных видах учета, анализ наличия и характера правонарушений, совершенных нашими учащимися за год, анализ уровня воспитанности в конце года, уровня сплоченности коллектива, наличие «отверженных» в классах, подведение итогов военно-патриотической работы.
Формы работы:
1. Углубленное изучение Великой Отечественной войны на уроках истории.
2. Занятия учащихся (индивидуальные и групповые) с психологом школы по конфликтологии.
3. Родительские собрания:
- «Предупреждение правонарушений и
ответственность за их совершение»
- «Жестокое обращение с детьми»
- «Проблемы подросткового возраста».
4. Анкетирование учащихся и родителей:
- по уровню сплоченности класса
- по уровню воспитанности
- по изучению спроса на досуговую деятельность.
5. Театрализованные постановки:
суд над хулиганством.
6. Круглый стол для учащихся:
«Мои права и обязанности»
«Я и закон».
7. Конкурсы рисунков, чтецов, плакатов, сочинений, фотографий, видеороликов по военно-патриотической и правовой тематике.
8. Классные часы, уроки мужества, диспуты,
встречи на тему:
- международный экстремизм
- движение скинхедов:
ложь и правда
- героическая летопись ВО войны.
9. Экскурсии по военно-патриотической тематике.
10. Благотворительные концерты для ветеранов, адресная помощь ветеранам и инвалидам.
11. Спортивные соревнования с целью привлечения учащихся к здоровому образу жизни и отвлечения от неформальных объединений.
Прогнозируемый результат внедрения «Программы предупреждения экстремистских настроений среди молодежи».
1. Использование в воспитательном процессе «Программы» должно привести: к укоренению в школе духа нетерпимости к агрессии, насилию, межнациональной розни, умению решать конфликты не насильственным путем, развитию личности, способной воспринимать действительность и соблюдать правила человеческого общежития.
2. Способность воспринимать людей такими, какие они есть.
3. Терпимое, благожелательное отношение к людям.
4. Ощущение гордости за подвиг, совершенный нашими прадедами в ВОВ и победившими фашизм (при том, что в рядах красной армии воевали люди многих национальностей).
5. Понимание, что деятельность скинхедов несет в себе браваду и фетишизм, который основывается на ложном понимании общества, законов его развития.
6. Недопустимость экстремистских настроений, так как они приведут к терроризму, локальным войнам и в результате к расколу общества, противостояние в котором может погубить всю цивилизацию в целом.
7. Использование спорта в качестве вывода человека из повышенного эмоционального состояния.
8. Понимание красоты и мудрости национальных обрядов, основанное на изучении культурологических традиций, уклада жизни, особенностей разных народов.