Цель:
1. Познакомить учащихся с историей создания гимна, герба, флага России;
2. Способствовать формированию у учащихся чувства патриотизма, интереса к своей истории и истории символики своей страны;
3. Способствовать развитию чувства коллективизма и дружбы в параллели 8-х классов.
Подготовка
Один класс из параллели заранее готовится: подбирает материал, читает, изучает все, что связано с символами России. Другой класс помогает готовить плакаты со словами гимнов разных лет, раздаточный материал (слова современного гимна России), плакаты со словами современного гимна России, гербом и флаг Российской Федерации.
Учитель готовит изображения гербов России разных лет, полоски цветной бумаги, видеоряд с просторами России, видами Москвы, музыкальное сопровождение (песни о России, гимн России, фонограмму с гимном Москвы). Договаривается о бесплатной поездке в Москву для победителей (это возможно сделать, если использовать постановление № 516 и бесплатный автобус).
Жюри заготавливает протоколы для подведения итогов игры, грамоты, шоколадные медали.
Игра проводится в актовом зале для всей параллели. Класс, который готовился заранее – на сцене (дети рассаживаются за столы с номерами по 5 человек), остальные ученики – зрители. Напротив сцены – жюри (3 ученика старших классов). У ведущего имеются 2 помощника. Сцена украшена яркими плакатами с видами просторов России, шарами, на которых стоят номера, вверху написано название игры. На стенах зала висят слова гимнов России разных лет.
Ход игры
Звучит песня « С чего начинается Родина?» Под нее играющая команда поднимается на сцену. По телевизору идут кадры русской природы.
Ведущий: С чего начинается Родина? Ответов на этот вопрос множество. Это зависит от того, где живет человек, чем он занимается, кто находится рядом с ним. Но есть образы России, которые символизируют ее в глазах людей разных наций. Это герб, флаг и гимн нашей страны. Вот о них мы сегодня с вами и поговорим. Итак, мы отправляемся вглубь веков.
Помощники лопают один из подготовленных заранее шаров с №1, в котором находится первое задание
Ведущий: Сейчас я прочту первый вопрос. Та команда, представитель которой первым поднимет руку, получает право ответа. За верный ответ команда получает шоколадную медаль. У кого больше их окажется в конце игры, тот и победил! Если команда отвечает неправильно или с ошибкой, то другие команды могут добавить или исправить ответ. За каждое правильное дополнение жюри дает команде 1 очко. Три таких очка можно обменять на 1 медаль. В случае ответа без поднятия руки (выкрики с места), у команды отбирается 1 медаль.
1.Итак, первый вопрос. Что такое гимн России? (Ответы на все вопросы находятся в приложении к игре)
Жюри вручает команде медаль за верный ответ и отмечает это в своем протоколе (образец протокола – в приложении к игре)
Подводится промежуточный итог игры.
(Лопается шар №2)
2. Ведущий: Как нужно вести себя при исполнении гимна страны?
Жюри вручает команде медаль за верный ответ и отмечает это в своем протоколе.
(Лопается шар №3)
3. Ведущий: Сейчас мои помощники раздадут вам конверты с текстом современного гимна России. Текст гимна разрезан построчно и перемешан. Ваша задача как можно быстрей сложить из строчек только 1-ый куплет и припев гимна, хотя в конверте имеются строчки и из других куплетов, и наклеить их на лист бумаги. Кто первым справится с заданием, поднимает свой лист вверх и жюри оценивает верность выполнения задания. Итак, внимание, начали.
(Звучит инструментальная музыка)
Ведущий: Ну что же команда №____ уже готова. Она отдает свой лист жюри, а все остальные могут проверить правильность выполнения задания, послушав запись гимна нашей страны. (Звучит гимн России./1-ый куплет и припев/. Первая команда, которая встанет, получит поощрительный приз – 2 балла. В случае если команда, отдавшая свое задание жюри, не справилась с ним, то жюри может просмотреть листы всех команд и вручить медали всем, кто правильно выполнил это задание).
Жюри вручает команде медаль за верный ответ и отмечает это в своем протоколе.
(Лопают шар №4)
Ведущий: Сейчас командам дается 30 секунд на то, чтобы найти на стенах нашего зала плакат с гимном России того или иного времени. Номер плаката соответствует номеру вашей команды. (Звучит песня подмосковные вечера). Дети ищут плакаты и садятся на место).
4. Ведущий: А теперь вы через одну минуту должны рассказать, что вам известно о создании этого варианта гимна. (Песня продолжает звучать. Дети обсуждают, затем по очереди отвечают).
Жюри вручает команде медаль за верный ответ и отмечает это в своем протоколе.
Подводится промежуточный итог игры.
Помощники устанавливают на сцене плакат с текстом гимна Российской Федерации.
(Лопается шар с №5)
5. Ведущий: Еще одним символом нашего государства является герб России. Вы, конечно, знаете, как он выглядит сейчас, и что в разные годы становления нашей страны герб видоизменялся. Помощники разнесут вам конверты, в каждом из которых находятся изображения различных гербов. Ваша задача – выбрать из них современный герб Российской Федерации. Кто сделает это быстрее, тот получит возможность рассказать о нем и заработать еще одну медаль в свою копилку. Внимание - время пошло! (Звучит песня «Березы».)
Первая нашедшая герб команда рассказывает о нем. При этом помощники устанавливают плакат с гербом на сцене. Другие команды имеют возможность добавлять ответ, зарабатывая таким образом очки. Кроме того, каждая команда получает право сказать, какой герб попался им, не рассказывая о нем. За правильно угаданный герб команда получит 1 балл.
Подводится промежуточный итог игры.
Ведущий: Неофициальными символами России являются здания Адмиралтейства в Санкт-Петербурге, Собор Василия Блаженного и Большой театр в Москве, русская культура: книги, фильмы, балет. Чтобы восстановить свои силы, я предлагаю вам посмотреть отрывок из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского. (Выступление ученицы)
Пока она танцует, по столам разносятся конверты с самоклеящимися разноцветными (красными, желтыми, зелеными и т.д.) полосками бумаги одинакового размера и листы формата А-4.
(Лопается шар №6)
6. Ведущий: Ну что же, вы немного отдохнули и для вас следующее задание. Открыв по моей команде конверты, вы должны изготовить флаг Российской Федерации. Тот, кто первым поднимет правильно выполненный флаг, получит возможность рассказать о нем и приобрести еще одну медаль! И так внимание – начали! (Звучит марш «Прощание славянки»)
Ведущий: Я вижу, что команда №___ готова. Прошу жюри оценить правильность выполнения задания.
На сцену выносится флаг Р.Ф.
Жюри вручает команде медаль за верный ответ и отмечает это в своем протоколе или дает возможность исправить неверный ответ другой команде.
Ведущий: Обратите внимание - на сцене сейчас находятся все три символа нашего государства – герб, флаг и гимн. И прежде, чем мы перейдем к последнему заданию, я хочу, чтобы вы послушали стихотворение о них, которое сочинила ученица нашей школы.
(ученица читает стихотворение- оно в приложении)
Пока она читает, помощники разносят конверты, в каждом из которых находится всего один флаг: СССР, РСФСР, Российской империи, Москвы или Зеленограда.
(Лопается шар №7)
7. Ведущий: Итак, последнее задание! На ваших столах в конверте находится изображение флага. У каждой команды - свое. Через 1 минуту вы должны ответить, что это за флаг! За верно угаданный флаг – медаль. Если нет, то другая команда получает возможность заработать 1 балл! (Звучит инструментальная музыка).
Подводится промежуточный итог игры.
Ведущий: Ну, а пока жюри подведет окончательные итоги нашей игры, я хочу задать вопрос залу. Скажите, пожалуйста, какой гимн был написан в годы В.О. войны?
Предлагаю вместе исполнить этот гимн! (Звучит фонограмма гимна Москвы. Дети исполняют его, а по телевизору идут кадры о Московских достопримечательностях).
Ведущий: Ну а теперь – слово жюри!
Жюри награждает победителей грамотами, бесплатной поездкой в Москву. У всех участников остаются в виде поощрения шоколадные медали, которые они заработали во время игры.
Дети уходят из зала под марш «Прощание славянки»
Литература:
1. Учебное пособие для учащихся основной средней школы «Государственные символы России», В.А. Клоков, В.В. Кружалов – М.: Изд. Дом «Новый учебник», 2002