Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления блока учебной информации, ее закрепления, применения и проверки уровня усвоения средствами технологии самостоятельного группового обучения.
Тип урока: комбинированный.
Цели по содержанию:
Образовательная: изучить причины создания Красной Армии, обеспечить повторение и углубленное изучение ранее изученных понятий Рабоче–Крестьянская Красная Армия (РККА), Реввоенсовет, Совет рабочей и крестьянской обороны.
Развивающая: продолжить развитие и формирование умений: излагать главные вопросы темы, готовить и выступать с сообщениями, работать с исторической картой и документами, дополнительной литературой, анализировать их, делать выводы, записывать главное в тетрадь.
Воспитательная: воспитание гражданских и патриотических чувств.
Формы организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, парная.
Методы: частично – поисковый, исследовательский
Оборудование: учебник История России 9 класс (под редакцией Данилова А.А, Косулиной Л.Г), История Отечества 10 класс (под редакцией Жаровой Л.Н, Мишиной И.А), настенная карта «Гражданская война и интервенция в России», видеофильм из серии «Россия XXв», аудиозапись с музыкой группы «Любэ» - «Конь», сообщения учащихся о Блюхере В.К; Вацетисе И.И; Тухачевском М.М; Троцком Л.Д, исторические документы, портреты, форма, мультимедиа.
Учитель: Сообщается тема урока и цель.
Звучит музыка: «Проводы» (как родная меня мать провожала).
Учитель: В ходе урока необходимо записать этапы создания Красной Армии. Приложение 1
Мультимедиа. 1 кадр о революции.
Учитель: В октябре 1917 года произошла Октябрьская революция, к власти в стране пришли большевики, с октября и по март 1918 года по всей стране шло становление власти советов, где мирным путем, а где вооруженным, и первые выступления против большевиков были стихийными и разрозненными, не пользовались массовой поддержкой населения и проходили на фоне относительного быстрого и мирного установления власти советов это время назвали «Триумфальным шествием советской власти в стране». Однако уже в самом начале противостояния сложилось два основных центра сопротивления власти большевиков: к востоку от Волги, в Сибири, где преобладали зажиточные крестьяне, находившиеся под влиянием эсеров, а также на юге – на территориях, заселенных казачеством, известным своим свободолюбием и особым укладом жизни. Главными фронтами гражданской войны становятся Восточный и Южный.
Ленин был приверженцем марксистского положения о том, что после победы социалистической революции регулярная армия, как один из главных атрибутов буржуазного общества, должна быть заменена народным ополчением, которое будет созываться лишь в случае военной опасности. Однако размах антибольшевистских выступлений потребовал иного подхода.
1.15 января 1918 года декретом Совнаркома провозглашено создание Рабоче–Крестьянской Красной Армии (РККА). В числе первых добровольцев, вступивших в РККА, были питерские рабочие – красногвардейцы. 29 января 1918 года был образован Красный Флот.
Учитель: На партах у всех лежат документы о создании РККА.
Учитель: Ответьте, пожалуйста, на вопрос, на каких принципах шел процесс формирования Красной Армии?
Ответы учащихся: армия создается из сознательных и организованных элементов трудящихся, доступ в нее открыт для всех, кто готов отдать свои силы, жизнь для защиты завоеваний революции, необходимы рекомендации: войсковых комитетов или демократических организаций.
Учитель: ответы все правильные. Рекомендации давали люди, стоящие на платформе советской власти.
Учитель: Сейчас мы посмотрим с вами фрагмент видеофильма о создании РККА. Хочу обратить ваше внимание на то, чтобы вы внимательно посмотрели фильм и ответили на вопрос.
Учитель: О чем свидетельствует документальная кинохроника? Какова их подготовка? Кто были первыми красноармейцами?
Ответы: очень плохо одеты, у многих нет соответствующей формы, многие не умеют стрелять, нет дисциплины.
Учитель: ответы правильные.
2.Учитель: Осенью 1917 года – весной 1918 года шел процесс демобилизации старой царской армии. Упразднялись все старые чины и звания, сословия, вводилась выборность командного состава.
Вопрос. Что такое демобилизация (вспомнить определение).
Ответы: разоружение старой армии, роспуск солдат по домам, упразднялись все военные чины.
Учитель: Многие солдаты и офицеры старой царской армии не согласные с новой властью, властью большевиков, уходили служить на Дон к атаманам Каледину, Деникину, Алексееву и другим генералам и атаманам. На Дону формируется Добровольческая армия под командованием генерала Лавра Корнилова, которая положила начало белому движению, названному так по контрасту с красным – революционным. Белый цвет символизировал законность и порядок. Участники белого движения считали себя выразителями идеи восстановления былой мощи и могущества Российской державы и беспощадной борьбы с теми силами, которые, по их мнению, ввергли Россию в хаос и анархию, - с большевиками.
Применявшийся поначалу добровольческий принцип комплектования приводил к организационной разобщенности, децентрализации в управлении войсками, что пагубным образом отражалось на боеспособности и дисциплине Красной Армии. Она потерпела ряд серьезных поражений.
Вот почему, ради достижения высшей стратегической цели – сохранения власти большевиков, Ленин счел возможным отказаться от своих воззрений в области военного строительства и вернуться к традиционным, «буржуазным», как он говорил принципам, т.е. к всеобщей воинской повинности и единоначалию.
3. Учитель: Еще весной 1918 года был издан декрет об обязательном военном обучении. Женщины могли обучаться военному делу добровольно.
4. 22 апреля 1918 года – была отменена выборность командиров и введена первая советская военная присяга, текст которой был составлен Л.Д.Троцким.
В тот же день был сделан важный шаг к переходу от добровольного принципа формирования армии к всеобщей воинской обязанности: каждый вступивший в ряды РККА, должен был принять присягу и прослужить в ней не менее шести месяцев.
Красноармеец в форме, читает Военную присягу (документ – история Отечества).
Учитель: Ответьте на вопрос, что являлось самым главным, самым важным для вступивших в ряды РККА?
Ответы учащихся.
Учитель: Вопрос первый. Каков был срок службы в рядах Красной Армии?
Учитель: Вспомните, сколько служат в современной Российской армии?
У: А теперь посмотрим фрагменты фильма, обратите внимание на первую форму красноармейцев, что в ней особенного, что ее отличает от современной формы?
Кадры мультимедиа о форме (3,4,5).
Ответы учащихся: длинные шинели, гимнастерки, нет знаков отличия, непривычные головные уборы, у многих нет сапог, ноги обмотаны портянками.
Учитель: абсолютно верно, формы на всех не хватало, одевались, у кого что было.
Учитель: На 20 мая 1918 года в армии Советской республики насчитывалось чуть более 322 тысяч бойцов. Из них вооруженных было около 200 тысяч, обученных – около 31 тысячи. Такими силами невозможно было противостоять войскам белогвардейцев и интервентов.
«Всякая революция лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться», - говорил Ленин осенью 1918 года.
5. В мае 1918 г. ВЦИК издает постановление «О переходе к всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян».
В июле 1918 г – закон был опубликован, в нем говорилось: «лица от 18 до 40 лет мужского пола обязаны проходить военную службу». В течение лета – осени 1918 г в ряды РККА было мобилизовано 300 тыс.ч. В постановлении также говорилось, что лица, недостойные служить в армии по своим нравственным качествам, не допускались в ее ряды (впоследствии издан декрет «об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям»). Для них вводилась альтернативная служба.
Костяком армии были члены РКП (б). К концу гражданской войны Красная армия насчитывала 5,5 млн. бойцов, из них свыше 700 тысяч, рабочих, 4 млн. крестьян. В нее было призвано около 50 тыс. офицеров и генералов старой армии, 10 тысяч военных чиновников, 40 тыс. врачей и медперсонала в основном старой царской армии. Старые военные специалисты составляли 35% всего командного состава Красной армии. К 1 января 1919 г ряды красной армии составляли примерно 165 тысяч бывших царских офицеров и солдат. Привлечение военспецов сопровождалось строгим «классовым» контролем над их деятельностью. А поручено было принимать офицеров старой армии Тухачевскому Михаилу Николаевичу.
Сообщение учащегося. Портрет. Тухачевский Михаил Николаевич, человек исключительных способностей, учась в кадетском корпусе, он собственноручно изготовил скрипку, про него всегда говорили, что у него золотые руки, так как он все всегда предпочитал делать сам. С отличием закончил кадетский корпус и был принят в Александровское военное училище, окончание училища совпало с началом первой мировой войны. Тухачевский был в звании подпоручика лейб – гвардии Семеновского полка. Весной 1918 года был принят на работу в военный отдел Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК), в апреле вступил в партию большевиков. Он лично принимал бывших офицеров, его беседы отличались исключительным тактом. Новый командарм производил на своих собеседников огромное впечатление, и не одна сотня офицеров, благодаря ему, перешла тогда на сторону Советской власти. Это позволило быстро создать полевое управление 1-й армии, штабы дивизий и бригад, наладить штабную работу.
Учитель: Большое внимание уделялось формированию новых командных кадров.
6. В 1917 – 1919 гг помимо краткосрочных курсов и военных школ для подготовки среднего командного звена из наиболее отличившихся красноармейцев были открыты высшие военные учебные заведения. Привлечение в армию военных специалистов осуществлялось одновременно с введением должности военных комиссаров, которые должны были контролировать действия командира, отвечали за боеспособность и стойкость частей, осуществляли политическое воспитание матросов и красноармейцев.
7. В сентябре 1918 г для общего руководства военными действиями на фронтах был создан Реввоенсовет Республики (РВСР), состоявший из командующего фронтом (армией) и двух комиссаров. В его состав вошли Л.Д. Троцкий (председатель), Э.М. Склянский, К.Х Данишевский, П.А. Кобозев, И.И. Вацетис и другие.
Л.Д.Троцкий рассказывает учитель.
Троцкий Л.Д, оставаясь наркомом по военным и морским делам, в должности председателя РВСР очень много сделал для превращения Красной Армии в революционную, регулярную армию. Он активно боролся с так называемой оппозицией, которая сопротивлялась введению воинской повинности и привлечению военных специалистов. Он принимал участие в разработке операций по разгрому Колчака, Деникина, Юденича, белополяков. Он работал в тесном контакте с Лениным, который всецело доверял ему. Троцкий проявил склонности к администрированию и силовому давлению. Члены РВСР были наделены чрезвычайными полномочиями (вплоть до расстрела изменников и трусов без суда и следствия), выезжали на самые опасные участки фронта.
8.Учитель: 2 сентября 1918 г была учреждена должность Главнокомандующего Вооруженными силами. Первым главкомом республики стал Вацетис И.И
Выступление учащегося. – портрет на мультимедиа.
Вацетис И.И окончил академию Генерального штаба, и в звании полковника участвовал в первой мировой войне. Со своим полком перешел на сторону Советской власти. Подавлял
9.Учитель: 2 сентября 1918г ВЦИК принял декрет, объявлявший РСФСР единым военным лагерем.
Учитель: самостоятельно изучите документ и ответьте на вопрос, С какой целью принят этот документ?
Ответы учащихся: Республика была в опасности, белые части наступали, нужно было защищать дело революции, власть большевиков.
Учитель: Все верно, республика Советов была в опасности.
10.Для координации действий фронта и тыла в конце ноября 1918 был учрежден Совет рабочей и Крестьянской Обороны.
Учитель: прочитайте документ об образовании Совета Рабочей и Крестьянской Обороны и ответьте на вопрос: Какие функции возлагались на Совет?
Ответы учащихся: мобилизация всех сил и средств в интересах обороны.
Учитель: Он должен был мобилизовать все ресурсы страны на защиту Социалистического Отечества. Совет обороны возглавлял Ленин. Совету обороны подчинялись все наркоматы и РВСР. Дважды в неделю на заседаниях совета обороны рассматривались вопросы о производстве оружия, боеприпасов, снабжении фронта и тыла, распределение людских ресурсов.
Самая большая опасность власти большевиков грозила с востока. Для отпора – сформирован Восточный фронт. Бои на восточном фронте были тяжелыми и кровопролитными.
Большую помощь войскам восточного фронта оказал 10 тысячный партизанский отряд под командованием В.К.Блюхера.
Выступление учащегося. Портрет.
Блюхер В.К. был родом из крестьян. Его деда помещик за расторопность и смекалку прозвал Блюхером по имени Прусского фельдмаршала Блюхера. Кличка превратилась в фамилию. Молодой Василий работал на заводе, где сблизился с большевиками. В годы первой мировой войны получил два Георгиевских креста, Георгиевскую медаль, получил звание унтер офицера. В 1915 г ранен. Затем с отрядом красногвардейцев устанавливал Советскую власть в Челябинске. Организовал отпор атаману Дутову под Оренбургом и был отрезан от основных сил Красной армии. В невероятно трудных условиях Блюхеру удалось провести свой отряд по тылам белых. Блюхер первым был награжден орденом Красного Знамени (так как его переход в течение сорока дней в полторы тысячи километров приравнивали к переходу Суворова через Альпы).
Учитель: Но давайте вернемся назад. Когда одним из первых декретов советсткая власть упразднила все старые звания, чины, сословия упразднила и царскую наградную систему. В первые годы советской власти как таковой системы поощрения в течение года не было, Красные герои довольствовались скромными подарками. Например: «за преданность революции и умелое командование батареей красному командиру – артиллеристу товарищу Наливайко преподносятся красные шаровары».
У: Вспомним фильм «Офицеры» (где командир тоже был награжден красными шароварами)
Награды в виде одежды были часто, еще и потому, что ее просто не хватало. Желанной наградой были часы, личное оружие, или просто благодарность перед строем бойцов.
Первый орден появился в наградной системе советской власти в 1918г. Им стал орден Красного Знамени РСФСР. Орден на мультимедиа. Приложение 1
30 сентября 1918г за №1 орден вручен В.К. Блюхеру (впоследствии за годы гражданской войны получил четыре ордена, и пятый в середине 20 годов за работу в качестве военного советника при революционном правительстве Китая).
Четыре ордена Красного Знамени получили еще три героя Гражданской войны С.С Вострецов, И.Ф. Федько, Я.Ф. Фабрициус. Более тридцати человек награждены этим орденом трижды, а около трехсот человек – дважды. Всего кавалерами ордена Красного Знамени стали около 15 тысяч человек.
В 1924 году был учрежден орден Красного Знамени СССР.
Кроме орденов, появились почетные боевые нагрудные знаки отличия, почетные революционные красные знамена, почетное наградное огнестрельное оружие.
В боях с интервенцией и гражданской войны строилась и формировалась Красная армия, молодые бойцы обучались военному делу, изучали Устав, различные военные дисциплины. И не раз еще испытывали нашу Красную армию захватчики – милитаристы. Суровым испытанием для народа и его вооруженных сил была Отечественная война с фашизмом.
Учитель: Мы рассмотрели историю создания Красной армии. Как вы считаете, какой этап был самым сложным и почему?
Ответы учащихся: наверное, первый, так как время было очень сложное, неопределенное, только что прошла демобилизация царской армии, и тут набор в новую армию Красную, над страной нависла опасность интервенции, укрепление новой власти большевиков, народ был в раздумье, куда идти в белую или красную, что из них лучше.
Учитель: подводит итог.
С полным основанием можно считать, что нынешняя российская армия – прямая наследница боевой славы, опыта, традиций Советских Вооруженных сил и Красной армии. В тоже время – она наследница замечательных традиций и блистательных побед русской армии дореволюционного времени. Она наследница тех, кто прославил себя на льду Чудского озера, Куликовом поле, под Полтавой, и Бородино, в знаменитом Брусиловском прорыве и победах Великой Отечественной войны.
Звучит музыка. Преображенский марш. Музыка «Проводы».