Цель занятия:
- на основе ранее полученных знаний решить ряд познавательных (проблемных) задач;
- продолжить обучение школьников применять имеющиеся у них знания и умения в конкретной учебной ситуации;
- формировать навыки творческо-поисковой деятельности.
План занятия.
I. 1. Организационный этап: тема, цель, задачи, условия проведения работы (индивидуальные устные и письменные задания с последующим обсуждением и анализом выводов).
2. Повторение некоторых терминов и понятий:
- социальные отношения;
- социальные общности;
- социальная структура;
- номенклатура;
- страта;
- социальная стратификация;
- «средний класс»;
- маргинальность;
- социальный статус;
- социальная роль;
- социальный статус;
- социальная роль;
- социальный престиж;
- социальный конфликт.
II. Сравните:
Классовый подход к анализу общества и теорию стратификации. В чем отличие подходов?
Социальную структуру российского общества:
- в начале XX века;
- к концу 1930-х годов;
- в начале 1990-х годов;
- сегодня.
III. Подумайте:
1) Историк М. Гефтер высказал мнение: «Россия – маргинал всемирно-исторического процесса». Что дало возможность историку сделать такой вывод? Согласны ли вы с ним?
2) Как измениться социальная структура нашего общества в том случае, если
а) страна уверенно войдет в рынок;
б) страна откажется от перехода к рыночным отношениям и вернется к административно-командной системе?
3) Как изменилось наше общество
а) с начала перестройки;
б) с 1992 г., с началом перехода к рынку;
в) после 15 лет рыночных реформ?
4) Существует ли в нашей стране социальная база для:
а) социальных конфликтов;
б) реформ;
в) контрреформ?
5) Чтобы вы предпочли:
а) движение вперед по пути реформ;
в) возвращение назад к дореформенным временам?
Сопоставляем ответы и делаем обобщающий вывод.
IV. Письменное задание: «Какие профессии в наши дни заслуживают особого уважения?»
1) См. приложение № 1. Сопоставьте социальную структуру американского общества с нашими представлениями о роли той ил иной профессии. Почему так много отличий? В чем они состоят? Почему шахтеры, водители такси оказались внизу американской социальной лестницы?
2) См. приложение № 2.
1) Какие профессии, по вашему мнению, заслуживают сегодня наибольшего уважения? (Как бы вы сегодня выстроили предложенный журналом «Родина» список профессий по степени значимости?)
2) Каков будет список десяти наиболее и десяти наименее ценимых профессий сегодня?
V. Некоторые выводы по содержанию практического занятия (обсуждение итоговых решений):
1) современная социология оперирует такими понятиями как «классы», «слои» и «страты», объединенными общим названием «социальные группы»;
2) социальные группы – это двигатели общественного развития, так как без их усилий никакие изменения в обществе происходить не могут;
3) от характера социальных групп зависит не только динамика (мобильность) общества, как его статика, качество функционирования всех социальных институтов в тот или иной исторический момент;
4) от того, из каких групп состоит общество, какие из них занимают лидирующее положение, а какие – подчиненное положение, от идеологии и реальной деятельности этих групп зависит тип общества, его общественно-политическое и государственное устройство.
VI. Подведение итогов занятия:
- результативность урока;
- подвижки учащихся в решении проблемных задач по социологии.