Оздоровление детей. "Сеансы здоровья"

Разделы: Работа с дошкольниками


Многие дети часто и длительно болеют. Но всем родителям хочется, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным и крепким. Однако не все знают, как этого добиться. И в результате дети, особенно дошкольники, часто болеют, растут слабыми, плохо развиты физически. Маленький - значит слабый - считают родители - его надо охранять, защищать, оберегать.

Движение - это путь не только к здоровью, но и к развитию интеллекта. Движение, особенно пальцев рук, способствует развитию и совершенствованию речевого аппарата ребенка, стимулирует развитие центральной нервной системы.

Правильно организованное физическое воспитание, способствует развитию у детей логического мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности. Укрепляется воля и вырабатывается характер. Приложение.

Есть целая группа мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к действию метеорологических факторов. В книге Ю. Ф. Змановского даны рекомендации по организации эффективной системы оздоровительно воспитательной работы с детьми.

Только рационально осуществляемый совместными усилиями специалистов ДОУ и родителей комплекс воспитательных и профилактических мер может обеспечить укрепление здоровья растущего организма.

1. Изучив книгу Ю. Ф. Змановского, я в тесном сотрудничестве с методистом разработала систему прослеживания физического развития ребенка, которая заключается в составлении и оформлении карты «Биологический портрет ребенка», которая заполняется в начале года с дополнением в конце учебного года.

В карту физического развития ребенка входят: антропометрические данные, показатели физической подготовленности детей, биологический портрет ребенка.

После оформления этой карты довожу до сведения родителей состояние физического развития детей, в соответствии с показателями Ю. Ф. Змановского. При составлении биологического портрета ребенка, необходимо уделить особое внимание знаниям психологии и педагогики, а именно:

1. Знак зодиака (гороскоп)
2. Психотип (психология)
3. Тип суточной активности (кто как засыпает)
4. Цветотип (какой цвет выбирает)

Это приводит к тесному контакту в работе с родителями, т. к. только родители могут донести до нашего сведения те особенности ребенка, которые он проявляет в домашней обстановке, ведь не секрет, что в нашей практике встречаются такие дети, которые по-разному ведут себя в детском саду и дома.

II. Работу с детьми по оздоровлению проводила в индивидуальной форме. Из группы я выбрала часть детей по разным показаниям - слабо развитые мышцы ног, рук, часто болеющих детей на основании медицинских показаний и старшей медицинской сестры детского сада.

В индивидуальной работе использовала разнообразные методы и приемы, направленные на укрепление здоровья ребенка, а именно:

  • Упражнения по профилактике плоскостопия
  • Комплекс упражнений для ушных раковин
  • Оздоровительные упражнения для шей
  • Оздоровительные упражнения для горла
  • Массаж головы
  • Массаж лица
  • Точечный массаж (лицо, руки)
  • Массаж шейных позвонков
  • Дыхательные упражнения
  • Логоритмические упражнения

III. «Дни здоровья» проводятся 1 раз в месяц, утвержденне заведующей и старшей медицинской сестрой. Можно брать только элементы раз в день или 1 раз в неделю. «День здоровья» можно проводить в следующей форме:

1. Хороводные игры
2. Утренняя гимнастика
3. Элементы коррегирующей гимнастики
4. Дыхательная гимнастика (картотека) <Рисунок 1. JPG>
5. Пальчиковая гимнастика (картотека) <Рисунок 2. JPG>
6. Бодрящая гимнастика
7. Гимнастика для глаз (картотека) <Рисунок 3. JPG>
8. Беседы и рассматривание иллюстраций (о здоровье, природа + дети, доктор, больница)
9. Наблюдения на прогулке, в группе из окна
10. Подвижные игры с использованием атрибутов: куклы, маски, наряды себе и детям.
11 . Чтение произведений К. Чуковского «Айболит», «Мойдодыр».
12. Ходьба босиком по дорожкам <Рисунок 4. JPG> <Рисунок 4 A. JPG>
13. Ходьба по мокрым дорожкам, холодным, теплым, мокрым и сухим.
15. Элементы массажа ушей, головы, рук, ног <Рисунок 5. JPG>
16. Точечный массаж (ширма для родителей).
17. Экскурсии на природу
18. Закаливание организма с помощью продуктов питания (ширма для родителей).
19. Закаливание организма травами (закаливание традиционными и нетрадиционными формами).
20. Сон под музыку.
21. Полоскание горла настоями трав (индивидуальная работа с родителями).
22. Прием витамин (индивидуальная работа с родителями).
23. Умывание холодной водой + обтирание торса <Рисунок 6. JPG>
24. Полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры после еды.
25. Психогимнастика.
26. Длительное пребывание на свежем воздухе, сон в хорошо проветриваемом помещении.

IV. Я в своей работе по оздоровлению детей разработала и широко использую следующую форму проведения «Дня здоровья»: - Сеансы здоровья (альбом прилагается). Сеанс здоровья состоит из 4х частей

1. Дыхательная гимнастика.
2. Охрана зрения:
- гимнастика для глаз
- снятие усталости этюд «горящая свеча» (рассказывание сказки).
3. Упражнение на расслабление всего организма.
4. Пение колыбельных песенок.

Сеанс здоровья лучше проводить во 2-ой половине дня, в конце рабочей недели, чтобы снять у детей нервное напряжение и настроить на отдых в выходные дни.

Своеобразный «Сеанс здоровья» мы можем предложить родителям провести в домашней обстановке, с активным использованием разнообразных полезных и нужных продуктов питания.

V. Такие дни здоровой пищи можно проводить и в условиях детского сада 1 раз в квартал, утвержденные заведующей и старшей медицинской сестрой, составлять меню с наибольшим добавлением сока, фруктов, овощей.

Систематическое проведение «Дней здоровья» дает положительные результаты как в развитии, так и в оздоровлении ребенка.

Конспект открытого занятия по проведению кружковой работы в младшей группе «СЕАНС ЗДОРОВЬЯ»

ЦЕЛЬ:

1. Формировать у детей умение заботиться о своем здоровье.
2. Воспитывать желание участвовать в оздоровительных играх.

ХОД ИГРЫ

1. Дыхательное упражнение с элементом фитотерапии.

Небольшая беседа об осени.

На улице стало холодно, с деревьев облетели последние листочки. А в группе тепло и растут цветы. Хорошо

На столе стоит цветок - герань. Я обрызгаю листочки водичкой, и цветок даст аромат. Мы с вами их понюхаем. Наклонились - вдох, выпрямились - выдох (4 раза).

Герань – цветок, полезный для здоровья. Он (цветок) - полечил наши ушки

2. Комплекс самомассажа глаз.

Ребята, хотите поиграть с глазками. Садитесь поудобнее на коврик. К вам в гости пришли веселые человечки. Хотите с ними поиграть.

Комплекс самомассажа глаз:

а) Зажмуримся - посмотрим на человечка (3 раза),
б) Постреляем глазками вверх-вниз (3 раза),
в) Посмотрим вдаль - на носик (3 раза), г) Поморгаем (3 раза),
д) Глазки отдыхают. Потереть ладошки, приложить к глазкам (2 раза).

Поиграем с глазками. Наши глазки хотят расслабиться.

3. Этюд - «Горящая свеча» (снятие усталости).

Воспитатель медленно начинает рассказывать стихотворение «Осень наступила» А. Плещеева.

I. Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

2. . . . Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.

В заключение дети дуют на свечу. - Ребятки посидели, глазки отдохнули. Сейчас мы с вами поиграем. Вы будете котятами, а я буду мама-кошка.

4. Этюд на расслабление (спящий котенок)

Котята ложатся на коврик и точат свои коготки. Тихо мяукают. Мяу-мяу. Отдыхают. В это время звучит медленная колыбельная песенка «Серенькая кошечка». Воспитатель садится рядом и гладит детей.

Используемая литература:

1. Филиппова С. О. «Мир движений мальчиков и девочек», 2001г.
2. Лысова В. Я. , Яковлева Т. С. «Спортивные праздники и развлечения», 2000г.
3. Кудрявцев В. Т. , Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления», 2000г.
4. Мартынов СМ. «Ваш малыш должен не болеть», 1999г.
5. Синкевич Е. А. , Большева Т. В. «Физкультура для малышей», 1999г.
6. Дайлидене И. П. «Поиграем, малыш», 1992г.
7. Ю. Ф. Змановский «Воспитываем детей здоровыми», 1989г.
8. Р. В. Танкова-Ямпольская, Т. Я. Чертак «Ради здоровья детей».
9. С. А. Пономарев «Растите малышей здоровыми».
10. К. Д. Губерт «Гимнастика и массаж в раннем возрасте», 1992г.
11. В. П. Спирина «Закаливание детей», 1978г.
12. В. А. Шишкина «Движение + движение».