Цели:
- Конструирование способа вычитания многозначных чисел.
- Отрабатывать алгоритм сложения многозначных чисел.
- Формировать вычислительные навыки, развивать память, внимание, творческое мышление.
Ход урока
1. Организационный момент:
Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие во владения принцессы Арифметики. Кто помнит, что изучает Арифметика? (Д: Арифметика – раздел математики, изучающий числа и действия с ними).
- А какие действия с числами вы умеете выполнять? (Мы умеем сравнивать, складывать и вычитать многозначные числа).
- Все ли хорошо справляются с этими операциями? (……)
- Ну, а чтобы мы не заблудились во владениях Арифметики, нам нужен проводник. И таким проводником будет паровозик из Ромашково.
- (Учитель вывешивает на доску плакат с изображением паровозика)
2. УСТНЫЙ СЧЕТ
- Паровозик не трогается с места, пока мы не вставим пропущенные числа.
На доске нарисованы вагончики с примерами:
- Как называются неизвестные компоненты?
- Теперь паровозик может отправиться. ( Звучит музыка.)
3. Ситуация успеха.
1) - Итак, первая станция – город Чисел.
- Как вы думаете, кто жители этого города? А что вы знаете о числах?
(Число – это результат измерения).
- А умеете ли вы сравнивать многозначные числа? Каков алгоритм сравнения?
На доске:
***<*** | 1234<1235 |
9**<8*** | 2179 ? 5678 |
80*>90 | 3508<3900 |
*5*? *6* | 78653>9142 |
(Дети у доски сравнивают выражения).
2) – Выполните сложение многозначных чисел:
Дети самостоятельно выполняют действия с самопроверкой по эталону
75368 + 8479 = 83847 | 1564 + 7398 = 8962 |
86793 + 98564 = 185357 | 38906 + 45715 = 84621 |
5786 + 69453 = 75239 | 2847 + 38907 = 67554 |
- Какие могут быть ошибки при нахождении суммы чисел?
- как это можно графически изобразить?
Ошибки в записи
Замена знака
Ошибки при сложении однозначных чисел.
Не определили переполнение разряда.
Не прибавили единицу
У кого бывают такие проблемы? Как их избежать?
Возникновение ситуации «интеллектуального конфликта».
3) Выполните вычитание многозначных чисел
- Как же быть? Выходит, мы не сможем найти разность?
- Как вы предлагаете построить работу? (Мы предлагаем объединить в группы).
- Давайте вспомним правила работы в группе: (Вывешивается плакат).
- Мы нужны друг другу
- Мы стараемся понять друг друга
- Мы не говорим все сразу
- Мы смотрим на говорящего
- Мы не ссоримся, а доказываем свою точку зрения.
Дети объединяются в группы.
- Какая у вас возникла проблема? (Число единиц
разряда уменьшаемого меньше числа единиц того же
разряда вычитаемого).
- Что нам предстоит сделать? (Мы должны попытаться
найти способ вычисления разности и
зафиксировать свое открытие графически).
5. Фиксация места разрыва в знаковой форме
- Как же нам зафиксировать нашу проблему?
Приходим к или
abc4
- Попробуйте совместными усилиями решить эту
проблему.
Дети работают в группах на больших листах. По
окончании работы листы вывешивают на доску.
Возможные варианты решений:
Обсуждение:
- Есть ли одинаковые способы решения? (нет)
- Посмотрите на предложенные варианты и
попробуйте понять, как же рассуждали авторы?
Представители от групп выносят на обсуждение
свои варианты
Представитель группы 1.
- Мы изобразили на схеме уменьшаемое 3214 и
вычеркнули вычитаемое 1304, при этом разбив 1
мерку на 4 мерки Е2, т.к. мы работаем в четверичной
системе счисления.
Учитель. – Понятна ли мысль группы 1? Есть ли
вопросы?
Представитель группы 2.
- Мы выполнили вычитание, так как и при сложении,
опираясь на принцип поразрядности. от 1 отнять 0
мы можем легко. От 2-х единиц второго разряда мы не
можем отнять 3 единицы, поэтому занимаем единицу
из третьего разряда. Зная, что в четверичной
системе счисления каждая единица образуется из 4
предыдущих, во второй разряд переходят 4 единицы.
4 единицы да еще 2 единицы, будет 6 единиц второго
разряда 6 – 3=3
Учитель. – Есть ли у вас вопросы?
Учитель. – А кто хочет задать вопрос
представителям группы 3?
Дети: А в какой системе счисления мы пополнили
вычисления? почему из третьего разряда во второй
у вас перешло 10 единиц?
Представитель группы 3.
- Мы поняли свою ошибку. При выполнении
вычислений мы не обратим внимание на систему
счисления.
Учитель. Какой мы можем сделать вывод?
Дети: При выполнении вычислений мы должны
обращать внимание на систему счисления.
Учитель. – Понятна ли вам мысль группы 4?
Представитель группы 4.
7. Итоги: Вот и закончилось наше сегодняшнее
путешествие.
- Кому урок принес пользу? Какую?
- Спасибо за урок (Звучит музыка)
Д. з. Придумать 3 примера на вычитание и решить
любым способом.