Цели:
1. Познакомить учащихся с основными внешнеполитическими событиями в 1985-1991 годах.
2. Подвести учащихся к пониманию итогов политики «нового мышления».
3. Продолжить формирование умений самостоятельно работать с документами, текстом учебника, анализировать, делать выводы, излагать «сквозные» вопросы темы.
Оснащение:
- Учебник по истории России XX - начало XXI века для 9 класса, авторы: А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт.
- Экспериментальное учебное пособие Е.Саплиной, В. Сорокина, И. Уколовой «Трудные пути к демократии»,
- политическая карта мира, атласы по истории России,
- презентация к уроку (автор: Пименова М.В.),
- раздаточный материал для учащихся.
Оформление доски:
- Цитата на доске: «Суть перестройки в том, что она соединяет социализм и демократию, теоретически и практически восстанавливает ленинскую концепцию социалистического строительства…
Поэтому больше социализма, больше демократии. Мы будем идти к лучшему социализму…»
М.С.Горбачёв
- Портрет М.С.Горбачёва.
- Хроника событий:
1990 - М.С.Горбачёву единогласным решением Нобелевского комитета присуждена Нобелевская премия мира.
1991, декабрь – американский президент поздравил свой народ с победой в «холодной войне».
Данный материал может демонстрироваться через эверхедпроектор.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания с целью актуализации опорных знаний учащихся по теме «Политика гласности: достижения и издержки». Слайд №1.
Учитель сообщает: На XXVII съезде КПСС в феврале 1986 года М.С.Горбачёв в своём новаторском докладе произнёс три ключевых слова - «перестройка», «ускорение», «гласность».
Фронтальный опрос:
-Дайте определение перестройки.
-Чем она была вызвана?
-Что обозначает понятие «ускорение»?
-Что такое гласность?
Слайд №2: «Если раньше монополией на гласность обладала КПСС, то теперь эта монополия у противоборствующих с ней сил».
? Что, по вашему мнению, хотел сказать первый секретарь ЦК КП РСФСР И.Полозков, употребляя термин «монополия на гласность»? Выразите своё отношение к его словам.
Как вы считаете, должна ли существовать монополия на гласность, монополия на информацию?
? Какое влияние оказала политика «гласности» на проведение политических реформ и духовную жизнь общества? Дайте развернутый ответ.
? Что понимали под «гласностью» различные политические силы?
? К чему привела политика «гласности»?
Сделайте вывод.
Индивидуальная работа. Слайд №3:
Соотнесите события и даты.
XIX партийная конференция, 1 съезд народных депутатов СССР, распад СССР, начало экономических реформ, разработка программы «500» дней, введение поста Президента СССР.
1989,1991,1988,1990,1990,1987.
Ответы:
XIX партконференция – 1988,
Выборы 1 съезда народных депутатов СССР – 1989,
Распад СССР – 1991,
Начало экономических реформ – 1987,
Разработка программы «500 дней» –1990.
Введение поста Президента СССР – 1990.
По выбору учителя можно организовать самоопрос учащихся по теме домашнего задания, что даёт возможность большему количеству учащихся принимать участие в обсуждении проблемы и выступлений товарищей.
3.Изучение нового материала. Слайд №4:
План изучения темы:
1. Новое политическое мышление.
2. Восток-Запад. Начало разоружения.
3. Разблокировка региональных конфликтов.
4. Распад социалистической системы.
5. Итоги политики «нового мышления».
Учитель сообщает тему урока, план изучения темы, напоминает о необходимости использовать специальную терминологию при рассмотрении проблемы, поясняет учебную задачу для учащихся: по ходу работы на уроке заполнить таблицу «Итоги внешней политики».
Позитивные изменения |
просчёты |
Работа со словарем раздаточного материала: «холодная война», биполярный мир, «третий мир», НАТО, ОВД, СЭВ, «социалистический лагерь», «бархатные» революции, диалектика нового мышления, пролетарский интернационализм.
Параллельно идёт демонстрация слайдов презентации.
Изучение нового материала начинается с перечисления признаков «холодной войны».
Учащиеся называют гонку вооружений, биполярность
(раскол) мира, создание военно-политических блоков, наличие локальных конфликтов.
Учитель сообщает: Руководителем внешнеполитического ведомства был Э.А. Шеварнадзе.
Министр иностранных дел СССР
Эдуард Амбросьевич Шеварнадзе
Родился в 1928 году в высокогорном селе Мамати Чохатаурского района. С 1957г. по 1961 – первый секретарь ЦК комсомола Грузии. С 1965 по 1972 – министр внутренних дел Грузии. В 1972г. становится первым секретарем ЦК компартии Грузии. Приобрел славу неординарного руководителя. В 1985 году Э.А. Шеварнадзе назначается на должность министра иностранных дел СССР, заменив Андрея Андреевича Громыко, продержавшегося на этой должности 28 лет. Член Политбюро ЦК КПСС в 1985-90.
(по желанию можно заранее поручить ученику подготовить краткий исторический портрет Э.А.Шеварнадзе ).
Учитель продолжает: В начале перестройки появляется новая философско-политическая концепция, получившая название «новое политическое мышление».
Суть этой концепции раскрывается с помощью
«Новое политическое мышление – это взгляд на
мир через человека, его интересы. Я страстно
желал, чтобы мы разговаривали с моими
зарубежными коллегами как люди, у которых есть
общие заботы».
Э.А.Шеварнадзе
Основные направления внешней политики:
- Нормализация отношений Восток – Запад
- Разблокирование региональных конфликтов
- Установление тесных экономических и взаимовыгодных контактов между странами
«Новое политическое мышление»
- Отказ от вывода о расколе мира
- Признание мира целостным и неделимым
- Отказ от силовых методов
- Отказ от принципов пролетарского интернационализма
Раскрывая 2-й вопрос темы, учитель предлагает охарактеризовать отношения СССР-Запад с помощью учебного пособия «Хроника событий» с.137-138
(приложение №1) и ответить на вопрос:
в чём была важность сокращения обычных вооружений в условиях, когда ведущие страны мира имеют ядерное оружие?
СССР и США: начало разоружения
- Ежегодные встречи на высшем уровне
- Подписание договора об уничтожении ракет средней и меньшей дальности
- Соглашение об ОСНВ-1
Далее учащиеся знакомятся с документами социологических исследований в пособии с.140
Почему мирные инициативы М.С.Горбачёва по-разному встретили американцы и советские люди?
Рассматривая третий вопрос темы, учащиеся вспоминают, какие локальные конфликты происходили?
Решение региональных конфликтов
1989г. – завершение вывода советского воинского контингента из Афганистана
1989г. ВизитМ.С. Горбачёва в Китай
1991г. – Мадридское соглашение по арабо-израильскому конфликту
Учащиеся знакомятся с материалом «Афганская война» с.141-142 пособия (приложение №3).
С помощью учебника (с.349) учащиеся называют события, характеризующие разблокировку региональных конфликтов, и делают вывод.
Какие страны входили в социалистический лагерь? Учащиеся показывают их на карте.
Учащиеся анализируют документы в пособии с.144-145 «Прощай, Восточная Европа!»
(приложение №4) и отвечают на вопрос.
Выделите общее и различное в темпах, характере и содержании преобразований в странах Центральной и Восточной Европы в 1987-1991 годах?
Распад социалистической системы
1989-1990гг. - вывод советских войск из Восточной Европы
1990г. - согласие на объединение Германии
1991г.- роспуск СЭВ и ОВД
Учащиеся обсуждают стихотворение А.Бекетова «Аж башни под рубинами…» с.146 в пособии (приложение №5).
Как вы понимаете строки поэта «и рабство тает медленно, как лёд в колымской заводи»?
Выводы по теме учащиеся делают с помощью записей, которые они вели в течение урока. Можно использовать записи таблицы «Итоги внешней политики».
Вывод учащихся:
Сложившаяся международная ситуация заставила российское руководство отказаться от старых методов взаимодействия и выработать новую концепцию.
Учитель знакомит с различными мнениями очевидцев перестройки во внешней политике.
Мнения:
Критики: подрывало устои обороноспособности страны
Реформисты:
Национальная безопасность обеспечивается не грудами оружия, а радикальными реформами.
Учитель интересуется мнением учащихся.
4. Рефлексия.
- Учитель проводит проверку работы со словарём. Устный опрос.
- Покажите на примерах, каким образом внешняя политика СССР в период перестройки отражала особенности внутренней политики?
5. Домашнее задание:
§52, работа на контурной карте:
Пример: Указать определённым знаком государства, подписавшие Заключительный акт СБСЕ.