Цель: дать объективную оценку достижений учащихся 4 класса в соответствии с требованиями ГОС (НРК).
Задачи:
- Выявить уровень усвоения учащимися учебного материала, полученного как в рамках школьных дисциплин, так и вне этих рамок;
- Выявить уровень коммуникативных и речевых умений учащихся.
Документы, определяющие содержание данной работы:
- Федеральный компонент ГОС;
- Требования к уровню подготовки учащихся.
Структура контрольной работы.
I. Предварительная самостоятельная подготовка учащихся.
II. Данная контрольная работа состоит из 3
заданий:
№1. Диктант.
№2. Беседа по содержанию текста диктанта.
№3. Коллективно- творческая работа по
составлению текста.
III. Самооценка учащихся.
IV. Итог урока.
Задания контрольной работы представляют информационно-методологическую, экологическую, социально-правовую линии стандарта:
1. информационно-методологическая содержательная линия:
умение писать текст под диктовку в соответствии с орфографическими нормами;
знание изученных орфограмм;
умение проверять орфограммы слабых позиций в корне и окончании слова;
общее понятие о тексте, видах текста;
умение анализировать содержание текста, делать выводы;
коммуникативные и речевые умения.
2. экологическая содержательная линия:
наблюдение отдельных природных объектов;
понимание важности природоохранной деятельности человека.
3. социально-правовая содержательная линия:
развитие таких качеств как ответственность, бережное отношение к природе;
умение слушать и слышать всех участников диалога.
Составляющие качества образованности:
№ задания |
Предметно-информационная | Деятельностно-коммуникативная | Ценностно-ориентационная |
1. | Знание изученных орфограмм. Знакомство со средствами познания окружающего мира. |
Умение писать текст под диктовку, умение проверять орфограммы в корне и в окончании слова. Наблюдение отдельных природных объектов. | Развитие таких качеств, как аккуратность, организованность, способность к самоконтролю, самопроверке. |
2. | Представление о влиянии человека на
окружающую среду. Понимание важности природоохранной деятельности человека. |
Умение анализировать содержание
текста, делать выводы. Умение использовать полученную информацию, способность опираться на свой жизненный опыт. |
Развитие таких качеств личности, как ответственность, бережное отношение к природе, умение слушать и слышать всех участников диалога. |
3. | Общее понятие о тексте, видах текста. Представление о разнообразии природы родного края, о влиянии человека на окружающую среду. |
Умение составлять по плану тематически
единый связный текст. Применение этикетных правил говорящего и слушающего. Коммуникативные и речевые умения. |
Способность выражения собственного
мнения, личного отношения. Осознание речевой задачи каждого участника диалога. |
4. Система оценивания.
Оценка письменного задания №1 проводится в соответствии с нормами оценивания письменных работ по русскому языку:
работа выполнена без ошибок – 3 балла;
допущено 1-2 ошибки – 2 балла;
допущено 3-5 ошибок – 1 балл;
допущено более 5 ошибок – 0 баллов.
Оценка задания №2 проводится по следующим показателям:
- понимание речевой задачи каждого участника диалога;
- применение этикетных правил говорящего и слушающего.
Ответ учащегося соответствует вопросу, речь точная, выразительная | – 2 балла; |
Ответ частично соответствует вопросу, речь недостаточно точная и выразительная | – 1 балл; |
Речь не является точной, ответы на вопросы несвязные | – 0 баллов. |
Оценка задания №3.Оценивание уровня речевых и коммуникативных умений обучающихся производится на основе анализа текста, представленного учащимися, по следующим показателям:
текст является тематически единым, связным; в тексте точное словоупотребление | - 2 балла; |
текст связный лишь в отдельных фрагментах; речь недостаточно точная | - 1 балл; |
текст не является тематически единым; текст не является связным; речь неточная | - 0 баллов. |
Комплексная оценка уровня образованности:
«5» - 6-7 баллов;
«4» - 4-5 баллов;
«3» - 2-3 балла.
5. Содержание контрольной работы.
I. Предварительная самостоятельная подготовка учащихся к контрольной работе.
Обучающимся предлагается самостоятельно собрать информацию на тему: «Лесные ягоды Свердловской области».
II. Контрольная работа.
Задание №1.
Диктант.
Ягодные места
Богаты уральские леса ягодами.
Адрес сладкой земляники у лесных пней спрашивай. Земляника любит расти на лесной вырубке, в светлом месте. Под деревьями её не найдёшь.
Адрес вкусной черники узнаешь у тёмной ёлки. Больше всего черники бывает в еловом лесу. Береги черничный кустик, не рви его. Ведь он может жить триста лет.
А кислую клюкву найдёшь на мшистом болоте. Словно красные бусы, лежат её ягоды на мягкой зеленой подушке.
Бережно собирай лесную ягоду, не жадничай, и природа отблагодарит тебя за это.
Задание №2.
Беседа по содержанию текста диктанта.
- О каких ягодных местах рассказывается в тексте?
- Как вы думаете, почему земляника растёт в светлом месте, а не на мшистом болоте?
- Может ли кислая по вкусу ягода быть полезной? Почему?
- Какие правила необходимо соблюдать, если вы собираете лесные ягоды?
- Какие лесные ягоды, растущие в Свердловской области, вы знаете? Опишите их среду обитания.
Задание №3.
Коллективно-творческая работа с последующим представлением результата своей деятельности.
Учащимся предлагается работа в группе.
1. Составьте текст – описание любой лесной ягоды, не называя её. В работе возможно использование следующего плана:
- Внешний вид ягоды.
- Полезные свойства ягоды и её использование.
- Среда обитания.
- Правила сбора.
2. Представьте классу результат работы своей группы.
III. Самооценка обучающихся.
Оцени результат своей работы. Для этого ответь на следующие вопросы (напротив правильного ответа поставь крестик):
Вопросы |
да |
нет |
затрудняюсь ответить |
|
1. Использовал(а) ли ты при подготовке к контрольной работе различные источники информации (книги, журналы, средства массовой информации и т.д.)? | ||||
2. Участвовал(а) ли ты в обсуждении содержания диктанта? | ||||
3. Участвовал(а) ли ты в работе группы ? | ||||
4. Как ты считаешь, соответствует ли текст, созданный вашей группой, заданию? | ||||
5. Легко ли было тебе выполнять | задание №1 | |||
задание №1 | ||||
задание №1 |
Дай оценку заданиям №1, №2, №3. Поставь крестик, если ты считаешь, что:
№1 | №2 | №3 | |
задание было интересным | |||
задание было трудным | |||
я приобрел(а) новые знания и умения, выполняя задание |
IV. Итог урока.