Оценивание достижений учащихся в 4-м классе. Контрольная работа по русскому языку

Разделы: Начальная школа


Цель: дать объективную оценку достижений учащихся 4 класса в соответствии с требованиями ГОС (НРК).

Задачи:

  1. Выявить уровень усвоения учащимися учебного материала, полученного как в рамках школьных дисциплин, так и вне этих рамок;
  2. Выявить уровень коммуникативных и речевых умений учащихся.

Документы, определяющие содержание данной работы:

  1. Федеральный компонент ГОС;
  2. Требования к уровню подготовки учащихся.

Структура контрольной работы.

I. Предварительная самостоятельная подготовка учащихся.

II. Данная контрольная работа состоит из 3 заданий:
№1. Диктант.
№2. Беседа по содержанию текста диктанта.
№3. Коллективно- творческая работа по составлению текста.

III. Самооценка учащихся.

IV. Итог урока.

Задания контрольной работы представляют информационно-методологическую, экологическую, социально-правовую линии стандарта:

1. информационно-методологическая содержательная линия:

  • умение писать текст под диктовку в соответствии с орфографическими нормами;

  • знание изученных орфограмм;

  • умение проверять орфограммы слабых позиций в корне и окончании слова;

  • общее понятие о тексте, видах текста;

  • умение анализировать содержание текста, делать выводы;

  • коммуникативные и речевые умения.

2. экологическая содержательная линия:

  • наблюдение отдельных природных объектов;

  • понимание важности природоохранной деятельности человека.

3. социально-правовая содержательная линия:

  • развитие таких качеств как ответственность, бережное отношение к природе;

  • умение слушать и слышать всех участников диалога.

Составляющие качества образованности:

задания

Предметно-информационная Деятельностно-коммуникативная Ценностно-ориентационная
1. Знание изученных орфограмм.

Знакомство со средствами познания окружающего мира.

Умение писать текст под диктовку, умение проверять орфограммы в корне и в окончании слова. Наблюдение отдельных природных объектов. Развитие таких качеств, как аккуратность, организованность, способность к самоконтролю, самопроверке.
2. Представление о влиянии человека на окружающую среду.

Понимание важности природоохранной деятельности человека.

Умение анализировать содержание текста, делать выводы.

Умение использовать полученную информацию, способность опираться на свой жизненный опыт.

Развитие таких качеств личности, как ответственность, бережное отношение к природе, умение слушать и слышать всех участников диалога.
3. Общее понятие о тексте, видах текста.

Представление о разнообразии природы родного края, о влиянии человека на окружающую среду.

Умение составлять по плану тематически единый связный текст.

Применение этикетных правил говорящего и слушающего.

Коммуникативные и речевые умения.

Способность выражения собственного мнения, личного отношения.

Осознание речевой задачи каждого участника диалога.

4. Система оценивания.

Оценка письменного задания №1 проводится в соответствии с нормами оценивания письменных работ по русскому языку:

работа выполнена без ошибок – 3 балла;

допущено 1-2 ошибки – 2 балла;

допущено 3-5 ошибок – 1 балл;

допущено более 5 ошибок – 0 баллов.

Оценка задания №2 проводится по следующим показателям:

  1. понимание речевой задачи каждого участника диалога;
  2. применение этикетных правил говорящего и слушающего.
Ответ учащегося соответствует вопросу, речь точная, выразительная – 2 балла;
Ответ частично соответствует вопросу, речь недостаточно точная и выразительная – 1 балл;
Речь не является точной, ответы на вопросы несвязные – 0 баллов.

Оценка задания №3.Оценивание уровня речевых и коммуникативных умений обучающихся производится на основе анализа текста, представленного учащимися, по следующим показателям:

текст является тематически единым, связным; в тексте точное словоупотребление - 2 балла;
текст связный лишь в отдельных фрагментах; речь недостаточно точная - 1 балл;
текст не является тематически единым; текст не является связным; речь неточная - 0 баллов.

Комплексная оценка уровня образованности:

«5» - 6-7 баллов;

«4» - 4-5 баллов;

«3» - 2-3 балла.

5. Содержание контрольной работы.

I. Предварительная самостоятельная подготовка учащихся к контрольной работе.

Обучающимся предлагается самостоятельно собрать информацию на тему: «Лесные ягоды Свердловской области».

II. Контрольная работа.

Задание №1.

Диктант.

Ягодные места

Богаты уральские леса ягодами.

Адрес сладкой земляники у лесных пней спрашивай. Земляника любит расти на лесной вырубке, в светлом месте. Под деревьями её не найдёшь.

Адрес вкусной черники узнаешь у тёмной ёлки. Больше всего черники бывает в еловом лесу. Береги черничный кустик, не рви его. Ведь он может жить триста лет.

А кислую клюкву найдёшь на мшистом болоте. Словно красные бусы, лежат её ягоды на мягкой зеленой подушке.

Бережно собирай лесную ягоду, не жадничай, и природа отблагодарит тебя за это.

Задание №2.

Беседа по содержанию текста диктанта.

  1. О каких ягодных местах рассказывается в тексте?
  2. Как вы думаете, почему земляника растёт в светлом месте, а не на мшистом болоте?
  3. Может ли кислая по вкусу ягода быть полезной? Почему?
  4. Какие правила необходимо соблюдать, если вы собираете лесные ягоды?
  5. Какие лесные ягоды, растущие в Свердловской области, вы знаете? Опишите их среду обитания.

Задание №3.

Коллективно-творческая работа с последующим представлением результата своей деятельности.

Учащимся предлагается работа в группе.

1. Составьте текст – описание любой лесной ягоды, не называя её. В работе возможно использование следующего плана:

  • Внешний вид ягоды.
  • Полезные свойства ягоды и её использование.
  • Среда обитания.
  • Правила сбора.

2. Представьте классу результат работы своей группы.

III. Самооценка обучающихся.

Оцени результат своей работы. Для этого ответь на следующие вопросы (напротив правильного ответа поставь крестик):

Вопросы

да

нет

затрудняюсь ответить

1. Использовал(а) ли ты при подготовке к контрольной работе различные источники информации (книги, журналы, средства массовой информации и т.д.)?      
2. Участвовал(а) ли ты в обсуждении содержания диктанта?      
3. Участвовал(а) ли ты в работе группы ?      
4. Как ты считаешь, соответствует ли текст, созданный вашей группой, заданию?      
5. Легко ли было тебе выполнять задание №1      
задание №1      
задание №1      

Дай оценку заданиям №1, №2, №3. Поставь крестик, если ты считаешь, что:

  №1 №2 №3
задание было интересным      
задание было трудным      
я приобрел(а) новые знания и умения, выполняя задание      

IV. Итог урока.