Тип урока: игра
Цель урока:
- обобщить, систематизировать знания учащихся, выявить слабоизученный материал;
- развить логическое мышление, навыки сравнительного анализа, расширять кругозор и развивать познавательный интерес к предмету;
- воспитывать коммуникабельность, чувство товарищества.
Оборудование и принадлежности:
1. Магнитофон или проигрыватель CD-дисков
2. Физические часы
3. Химическая посуда для задания “Собери прибор”:
- штатив – 2 шт.
- пробирки – 4 шт.
- резиновые пробки – 4 шт.
- стеклянные трубки – 4 шт.
- резиновые шланги – 2 шт.
- фарфоровая чашка – 1 шт.
- спиртовки – 2 шт.
4. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
5. Табло результатов.
6. Плакаты с формулами веществ, для задания “Видео-вопрос” – 6 шт.
Класс празднично оформлен шарами и гирляндами.
Тема “Счастливый химический случай” написана на плакате и прикреплена к доске. На отдельных листах написаны химические элементы, развешаны по классу. Также написаны высказывания великих людей о химии.
Столы в классе расставлены заранее.
По середине класса стол ведущего и стол для химических принадлежностей, по бокам столы для команд. В конце класса места для судей и зрителей. В углу класса стол для аппаратуры.
Ход игры
1. Вступительное слово ведущего.
2. Знакомство с командами.
3. Представление судей.
4. Первое задание “Найди элемент”.
5. Второе задание “Собери прибор”.
6. Третье задание “Видео вопрос”.
7. Музыкальная пауза.
8. Четвертое задание “Тёмная лошадка”.
9. Пятое задание “Гонка за лидером”.
10. Музыкальная пауза.
11. Оглашение результатов игры. Награждение.
Вступительное слово ведущего:
Здравствуйте дамы и господа!
Мы начинаем наш “Счастливый химический случай”. В нашей команде принимают участие две команды: команда “Aqua” – команда девочек, и команда “Aurum” – команда мальчиков. Все они ученики одного 9 “В” класса.
На нашей игре присутствует компетентное жюри: Сеитова Б.Ж. –зам директора по учебно-воспитательной работе, Ксандопуло М.И. –зам директора по учебно-воспитательной работе, Простина А.А. –руководитель МО “Естественных наук” и Ербосынова Ж.М. – учитель химии.
Они будут следить за игрой и решать все спорные вопросы.
В нашей игре мы постараемся охватить весь курс химии, который вы уже успели пройти.
И так желаем удачи нашим игрокам и пусть победит сильнейший.
Мы начинаем НАШ СЧАСТЛИВЫЙ ХИМИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ.
Первое задание “Найди элемент”
Работа с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева. Называется период, ряд и группа команды должны назвать элемент.
1. IV группа IV период IV ряд
Ответ: титан Ti
2. I группа V период VII ряд
Ответ: серебро Ag
3. VII группа V период VII ряд
Ответ: йод I
4. VIII группа VI период VIII ряд
Ответ: платина Pl
5. VI группа III период III ряд
Ответ: сера S
Первой отвечает команда первой поднявшая руку (или если есть возможность, на стол командам устанавливаются круглые электрические светильники). За правильный ответ 1 балл.
Второе задание “Собери прибор”
На карточке написано, какой прибор нужно собрать.
Один из участников команды выходит к лабораторному столу, берет карточку, выбирает необходимые приборы и химическую посуду и собирает прибор.
1. Прибор для получения газа путем вытеснения воздуха.
2. Прибор для получения газа путем вытеснения воды.
Жюри проверяет правильность сборки прибора и выставляет опенки – максимальная оценка 5 баллов.
Третье задание “Видео вопрос”
Формулы веществ написаны на плакатах. (Сейчас во многих школах появились мультимедийные кабинеты, поэтому формулы веществ можно показывать на экране.)
Ученики должны дать названия веществам.
Каждой команде по три вещества.
1. KМnO4 – перманганат натрия, марганцовка.
2. СаСО3 – карбонат кальция, негашеная известь.
3. SO2 – оксид серы (IV).
1. NaCl – хлорид натрия, поваренная соль.
2. Са(ОН)2 – гидроксид кальция, гашенная известь.
3. СО2 – оксид углерода (IV), углекислый газ.
За каждое правильно названное вещество: 1 балл.
Четвертое делание “Темная лошадка”
Вопросы задает: Ербосынова Ж.М. (второй учитель химии)
Три вопроса, каждый вопрос оценивается в один балл.
Первой отвечает команда первой поднявшая руку.
Пятое задание “Гонка за лидером”
За одну минуту команда должна ответить на наибольшее количество вопросов.
Каждый вопрос оценивается в один балл.
Вопросы для команды: “Aqua”
1. Изделия из стекла для проведения химических реакций?
Ответ: пробирка.
2. Газ с запахом свежести?
Ответ: озон.
3. Характер оксида, реагирующего с кислотами?
Ответ: основной.
4. Объем воды массой 1 кг?
Ответ: 1 литр.
5. Разновидность атома с одинаковым зарядом ядра, но разным числом нейтронов?
Ответ: изотоп.
6. Прибор для определения массы вещества, тел?
Ответ: весы.
7. Элемент, названный в честь естественного спутника земли?
Ответ: селен.
8. Распушенное хлопковое волокно?
Ответ; вата.
9. Реакция, протекающая с очень большой скоростью?
Ответ: взрыв.
10. Отрицательная заряженная частица?
Ответ: анион.
11. Соли плавиковой кислоты?
Ответ: фториды.
12. Единица количества вещества?
Ответ: моль.
13. Твердость и белизну зубной эмали придает галоген…
Ответ: фтор.
14. На внешнем электронном слое атомов неметаллов содержится электронов
от 4 до...
Ответ: 8 15.Электролит, проявляющий основные и кислотные свойства?
Ответ: амфолит.
16. Какое вещество покрывает 2/3 поверхности Земли?
Ответ: вода.
17. Красный фосфор – ядовитое вещество или нет?
Ответ: нет.
18. Чему равна валентность серы в серной кислоте?
Ответ: 6.
19. Общее название натриевых солей?
Ответ: сода.
20. Соль йодоводородной кислоты?
Ответ: йодид.
Гонка за лидером.
Вопросы для команды “AURUM”
1. Какой строительный материал получают при спекании известняка и глины?
Ответ: цемент.
2. Газ, образующийся при грозовых разрядах?
Ответ: озон.
3. Металл, используемый для лужения?
Ответ: олово.
4. Благородный газ. применяемый в медицине?
Ответ: радон.
5. Название подгруппы элементов, в которую входят элементы только больших периодов?
Ответ: побочная.
6. Сплав меди с никелем и легирующими добавками?
Ответ: мельхиор.
7. Характер оксида взаимодействующего с кислотными оксидами?
Ответ: основной.
8. Ядовитый газ, во время Первой мировой войны, применяемый как отравляющее вещество?
Ответ: хлор.
9. Аллотропная модификация углерода, самое твердое вещество?
Ответ: алмаз.
10. Объем газа количеством вещества один моль?
Ответ: 22,4 л.
11. Зловонная красно-бурая жидкость?
Ответ: бром.
12. Положительно наряженный электрод?
Ответ: анод.
13. Элемент названный в честь планеты солнечной системы?
Ответ: уран.
14. Единица объема часто используемая в химии и быту?
Ответ: литр.
15. Чему равен заряд атома?
Ответ: ноль.
16. Область наиболее вероятного пребывания электрона в атоме?
Ответ: орбиталь.
17. Характер гидроксида типичного металла?
Ответ: основной.
18. Число патентных электронов атома углерода?
Ответ: 4.
19. Вода в кристаллическом состоянии?
Ответ: снег.
20. Металл, используемый в термометрах?
Ответ: ртуть.
Судьи подводят итоги и оглашают результаты игры.
Победившая и проигравшая команда награждаются памятными призами. В качестве музыкальных пауз использовались выступлении детей этого же класса, они сами предложили это.