- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы с вами проведем внеклассное мероприятие на тему “Земля – наш общий дом”. Почему мы сегодня говорим об этом? Да потому, что экологические изменения на планете побуждают живущих ныне людей все глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в ее практическое разрешение.
- Ребята, до появления на Земле человека один вид исчез в среднем за 1000 лет. С 1850 по 1950 гг. этот интервал составил 10 лет, а после 1950г. – всего один год!
В настоящее время ученые считают, что один вид на Земле исчезает в 1 день, а с 2000 г. этот темп возрос до одного вида в час.
- Что же делать?
- Существует целое экологическое движение. Вы, ребята, тоже можете помочь, участвуя в обществах по охране природы.
- Международный союз охраны природы выпускает Красную книгу, которая является сигналом, где печатаются собранные учеными факты о редких и исчезающих растениях, птицах, рыбах, насекомых, зверях.
1 ученик: Чтение стихотворения “Мольба природы” Р. Ругина
Сварил я нельму. И ухи глоток –
Роскошной, жирной – с жадностью отведал.
И, поперхнувшись, говорить не мог,
Как будто друг меня внезапно предал.Обманутый несчастный аппетит
Смутился, растерялся, заметался,
И перед ним испытывая стыд,
Его я уговаривать пытался:- А ну давай попробуем другой
Кусочек! Погляди, какое чудо!..
Но запах нефти в рыбе дорогой,
А также вкус – присутствовали всюду.
Лизало пламя донце котелка,
А я корил свою родную реку:
- Ты это что ж, кормилица-река,
Подсунула сегодня человеку?А впрочем, я ведь знаю: ты сама
Хоть в чем-нибудь виновна здесь едва ли –
То люди от великого ума
Самим себе беду наколдовали.Качая нефть из глубины земли,
Опережая плановые сроки,
Не углядели, не уберегли –
Спустили в реку черные потоки.Неужто может впрямь прийти пора –
И вкуса не узнают наши внуки
Не только нельмы или осетра,
Но даже и простой зубастой щуки?
Вода молчит. И рыбы в ней – молчат.
И солнце с высоты не скажет слова.
Молчит листва, глотая синий чад.
А вместе – молят грозно и сурово:- Мы, человек, друзья, а не враги!
Ты свой процесс всего превыше ценишь.
Но все-таки и нас побереги.
Ведь нас ничем на свете не заменишь.Преследуя возвышенную цель,
Твори, дерзай смелее год от года,
Но сохраняй живого колыбель –
Текучую, смеющуюся воду…И к тем словам прислушивался я
И размышлял тревожно и серьезно:
Вот в этом направлении, друзья,
Давайте колдовать, пока не поздно!
- Нам надо стараться беречь и охранять все живое везде и всюду.
2 ученик:
Наш дом родной, наш общий дом, -
Земля. где мы с тобой живем!
Ты только посмотри, вокруг:
Тут – речка, там – зеленый луг.
В лесу дремучем не пройдешь,
Воды в пустыне не найдешь!
А где-то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у нас названье есть –
Леса, и горы, и моря,
Все называется Земля!
А если в космос ты взлетишь,
То из окна ракеты
Увидишь шар наш, голубой,
Любимую планету!
- А теперь давайте вместе с вами посмотрим на модель нашей планеты, и вы поможете определить места материков на ней. Как мы назовем модель Земного шар?
И первый мой вопрос такой:
- Так почему же голубой
Наш общий дом, наш шар Земной?
- Да, верно, потому что большую часть поверхности Земли покрывает вода.
3 ученик:
Из недр Земли забил родник,
Ручьем хрустальным ставший вмиг…
Спешат ручьи, вперед бегут,
И вот рекой уже текут!
Река течет не как-нибудь,
А прямо к морю держит путь…
И море как огромный рот,
Все воды рек в себя вольет!
Ну а потом их примет сам
Необозримый океан!
И он омоет шар земной
Водою чистой, голубой.
- А теперь давайте определим материки Земного шара.
4 ученик:
Короной снежной с двух сторон,
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика –
Антарктика и Арктика!
Чтоб полюса мне не искать,
Должны вы их скорей назвать,
Потом на шаре показать.
5 ученик:
С льдины прыгает на лед
Белый мишка и ревет!
Как же мишке не реветь?
Хоть и белый, да медведь!
6 ученик:
А на полюсе другом
Прямо в воду кувырком,
А потом на льдины
Прыгают пингвины!
Но пингвины и медведи,
Между прочим, не соседи!
Их проблема не пустяк:
Им не встретиться никак!
- Земля – это не только вода, но и суша.
Это огромный материк, где живут звери, птицы,
Где растут деревья и цветы, где высятся горы
И дышат жаром пустыни.
- Определить название материков Земного шара нам помогут загадки:
7 ученик:
Материк лежит большой,
Самый жаркий и сухой.
Там и лето круглый год.
Кто его мне назовет? (Африка)
8 ученик:
Больше всех материков,
И конечно, краше тот,
Где мы с тобой живем,
Где Россия наша! (Евразия)
9 ученик:
Ну а эти самые длинные,
И конечно, очень нужные!
Они почти соединили полюс
Северный и Южный (Северная и Южная Америка)
10 ученик:
Для других он - младший брат.
Невелик, зато богат.
Там одна страна всего.
Назови-ка нам его! (Австралия)
11 ученик:
Дуют ветры ледяные,
Горы – снежные, крутые.
Там о лете не слыхали,
Там согреешься едва ли!
Он не мал и не велик.
Этот снежный материк. (Антарктида)
12 ученик:
Вот и глобус наш готов!
Шесть на нем материков,
Снизу, сверху – полюса!
Ну ,а где же чудеса?
Чудо – это жизнь везде,
И на суше, и в воде!
13 ученик:
Ну ,а теперь о самом важном.
Взглянуть на нашу Землю страшно!
Вода мутнеет с каждым днем,
А воздух! Сколько грязи в нем!
Когда-то чистый, голубой,
Теперь он грязный и больной!
Погибнуть может все живое!
Земля, что сделали с тобою?
- Ребята, а знаете ли вы, как помочь Земле, на которой мы живем?
- Да, все это верно.
14 ученик:
Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защититься
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
- К сегодняшнему мероприятию вы должны были выполнить рисунок с изображением любимого животного, птицы, насекомого, растения, а также приготовить интересное сообщение о нем.
- Итак, прошу рассказать и показать то, что вы приготовили.
- Хорошие рисунки и сообщения вы приготовили, а теперь попробуйте отгадать ребусы (см. с 145 Т.И. Тарабарина, Е.И. Соколова. И учеба, и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1998)
15 ученик:
Нас учат дружно здесь играть
Писать, считать и рисовать.
И танцевать, и говорить.
Нас учат. как на свете жить!
И мы стремимся всей душой
Скорее подрасти,
Планету сделать молодой
И от беды спасти!
- А теперь, ребята, давайте вместе, дружно исполним песню “Дружат дети всей Земли” на слова В. Викторова и музыку Д. Львова-Компанейца.
После песни дети могут загадывать друг другу загадки о животных, растениях, играть в игры, танцевать.
Использованная литература:
- Северные родники/Автор-составитель
Л.Ф.Федорова. Тюмень: Изд-во Института проблем
освоения Севера СО РАН, 2001. 448с., 16 цв.ил.
Стихотворение Р.Ругина “Мольба природы”, с.18-19 - Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания/ Автор-составитель С.Н.Николаева. – М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1998. – 320с. Стр. 86-90