Цели:
1. Продолжить знакомство с творчеством В.В. Бианки.
2. Развитие умения читать выразительно, умение давать полные и точные ответы на вопросы учителя, развитие умения точно находить нужный отрывок из текста, выделять главное, развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы.
3. Воспитание любви к природе, умение видеть её красоту, бережное отношение к природе и её обитателям.
Оборудование: портрет писателя, библиотечка книг В.В. Бианки, CD с записью “Голоса леса”, «Лесная газета», магнитофон, рисунки лисицы, карточки со словами: орнитолог, зафуфукал, зигзаги, засеменил, опомнилась.
Ход урока
Организационный момент
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил. (Н. Заболоцкий.)
Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712–1778 гг.): “Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению...” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо.
Для отработки правильного быстрого чтения выполним с вами упражнение. Надо найти и прочитать по порядку буквы алфавита. (Работа с таблицей Шульте)
Ж |
Г |
К |
Д |
И |
Л |
Е |
З |
Б |
М |
Т |
А |
О |
Ч |
Ф |
В |
Й |
Ё |
С |
Ц |
У |
Х |
Н |
П |
Р |
Найдите в квадрате слово, состоящее из 2 букв. (Ёж) Это слово много раз будет звучать сегодня на уроке.
II. Проверка домашнего задания
1) Вступительная беседа
– С какими произведениями мы познакомились на предыдущем уроке? (П.Комаров «Оленёнок» и К.Ушинский «Лиса Патрикеевна»).
– Каких жанров были произведения? Выберите модель к каждому произведению.
– Какое было домашнее задание? (Ответить на вопросы, подготовить выразительное чтение, нарисовать рисунок лисы, выучить стихотворение наизусть по желанию).
2 ) Чтение стихотворения учащимися
– Какое настроение нужно передать при чтении стихотворения?
3) Работа по учебнику
Выборочное чтение рассказа: ответы на вопросы.
III. Новый материал
1) Вступительное слово учителя
– Ребята, сегодня мы продолжим наше знакомство с миром животных.
Вспомните авторов рассказов о животных и заполните таблицу, работая в группе. Помните о правилах работы в группе. (Не шуми, не перебивай, учись слушать и высказывать своё мнение)
– А приглашает нас в путешествие детский писатель Виталий Валентинович Бианки. Вам знаком этот писатель? Сегодня мы пополним знания о нём и его творчестве.
2) Рассказ детей о писателе
а) “Человек – творение природы. Любовь к природе – естественное чувство нормального человека. Но бывают люди с какой-то особенной любовью: в их присутствии лучше растут самые капризные растения, их не боятся самые пугливые животные. Кажется, сама природа только и ждёт момента, чтобы раскрыть им свои тайны. Таким человеком был писатель и учёный Виталий Валентинович Бианки”.
б) “Родился он в семье учёного-орнитолога (знатока птиц), хранителя коллекций зоологического музея в Петербурге. Мама будущего писателя так умела обращаться с растениями, что под её руками расцветал любой зачахший кустик. Родители передали сыну свою любовь к природе.
в) (Из дневника В. Бианки):
“Отец рано начал брать меня с собой в лес. Он каждую травинку, каждую птицу и зверюшку называл мне по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по виду, по голосу, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей”.
г) Окончив университет, Виталий Валентинович побывал с экспедициями в самых разных уголках страны и везде изучал природу, накапливал впечатления. Природа и стала главным героем его произведений, которые сам писатель называл “сказки – не сказки”. Герои Бианки живут своей обычной, “природной” жизнью, но при этом говорят “человечьим языком”. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателям лучше понять жизнь Природы.
Учитель: Какие произведения Бианки вы знаете? Назовите. Перед вами выставка книг этого автора. Художником почти во всех книгах является Чарушин. Знаменитую «Лесную газету» читают и слушают дети и взрослые уже много лет. Я предлагаю вам послушать отрывок из этого произведения. ( Аудиозапись)
Нынешний год отличается тёплой зимой и от этого многие животные, впадающие в спячку, проснулись. Хуже всего ежам, т.к. они долго засыпают. А если просыпаются, то уже не могут опять залечь в спячку, и от морозов гибнут. Поэтому люди, встретившие ежей, спасают их, держа дома до весны.
3) Подготовка к чтению произведения
– Вы готовы отправиться в путешествие? Закройте глаза, прислушайтесь. (звучит запись “Звуки леса”).
– Куда это мы попали? (В лес)
– Зачем люди ходят в лес?
– Вот и мы с вами отправимся в лес, но не только за грибами и ягодами, а ещё понаблюдать за жизнью его обитателей.
– Прочитайте название произведения (“Ёж - спаситель”).
– Ребята, как вы понимаете смысл слова “спаситель”? (В словаре В. Ожегова это слово объясняется так: тот, кто спас кого-то или что-то)
– За что же ежа так могли назвать? Я думаю, ответ мы найдём в произведении.
4) Чтение рассказа в группах (хорошо читающие ученики)
5) Беседа по содержанию
– Какое чувство вызвало у вас произведение? (Чувство страха за Машу, жалость).
– Почему? (Гадюка могла укусить, ёжик уколол)
– Какого жанра произведение? Докажите.
– Почему так озаглавлен рассказ? Объясните.
6) Словарная работа
Какие непонятные слова вам встретились в тексте? Обсудите их в группе.
- Зафуфукал (запыхтел, засопел)
- Зигзаги (кривые линии)
- Засеменил (пошёл быстро-быстро маленькими шажками)
-
Опомнилась (прийти в сознание, вернуть себе самообладание)
7) Работа с иллюстрацией
К какому отрывку подходит иллюстрация
III . ФИЗМИНУТКА
Музыкальная зарядка из CD сборника «На зарядку становись!»
8) Работа над образными выражениями
– Прочитаем необычные выражения из произведения:
“от страха у Маши руки-ноги отнялись”
“гадюка вскинулась всем телом”
9) Самостоятельное чтение (жужжащее)
и выполните задание в тетради, работая в парах.
10) Проверка самостоятельной работы
IV. Творческое задание.
Как вы думаете, что думал ёжик, видя плачущую Машу? Что бы он ей сказал, если бы мог говорить? Обсудите это и покажите инсценировкой. Постарайтесь передать характер ежа.
V. Домашнее задание.
Выразительное чтение. Пересказ по картинному плану. Модель .
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Подведем итоги нашей работы. Вы будете высказывать свое мнение, выражать свои чувства, свое отношение к происходящему. Отвечайте, используя эти слова:
- Меня удивило………..
- Я почувствовал………
- Я думаю………………
– Благодарю за работу. Вы прекрасно сегодня работали, творили, сочиняли. Думаю, знания, которые вы сегодня приобрели, вам пригодятся в дальнейшей вашей учебе.