Общая тема: «Я и мои друзья»
Тип урока: комбинированный.
Цель: обучение анализу художественного произведения.
Задачи:
образовательные:
- обеспечить глубокое понимание смысла прочитанного.
- совершенствовать виды речевой деятельности: слушание, говорение, чтение.
- совершенствовать навык чтения по ролям, выборочного чтения.
- учить работать с планом произведения.
развивающие:
- развивать навыки правильного чтения.
- развивать творческую деятельность учащихся.
- развивать умение вести диалог, участвовать в беседе.
воспитательные:
- способствовать нравственному воспитанию учащихся: (вежливость, доброта, забота о других).
Оборудование:
- портреты В.А.Осеевой, А.Л. Барто, З.И. Воскресенской,
- рисунки,
- индивидуальные карточки,
- жетоны,
- учебник – Климанова Л.Ф. Родная речь. Ч. 1, 2. 2 класс – М.: Просвещение, 2005
Организационный момент
Ну-ка, проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.
– Я надеюсь, что сегодня на уроке вы будете моими хорошими помощниками, умными собеседниками, внимательными слушателями. А я вам за активную работу буду вручать жетончики. В конце урока посмотрим, кто соберёт их всех больше. Победители получат отличную оценку.
Вступительная беседа
- Дорогие ребята, совсем недавно на уроках чтения вы начали изучать новую тему. Давайте вспомним, как она называется? А для тех, кто затрудняется – моя подсказка.
- Что здесь нарисовано?
- Правильно, барабан. На нём и написана тема. Начинайте читать с заглавной буквы, двигаясь дальше по дорожкам от одной буквы к другой. (Я и мои друзья.)
- А как называется произведение, с которым вы познакомились вчера?
- Выберите правильный ответ:
Волшебное яблоко.
Волшебное слово.
Волшебное колечко.
- А кто же автор этого произведения? (Валентина Александровна Осеева)
Игра на внимание:
- Ребята, вчера вам учительница показывала портрет этой замечательной писательницы.
- Сейчас я проверю, какие вы внимательные.
- Найдите среди этих портретов портрет Валентины Александровны. (Портреты В.А.Осеевой, А.Л. Барто, З.И. Воскресенской)
- Молодцы!
Сообщение темы:
- Сегодня мы продолжим с вами работу над произведением «Волшебное слово».
Проблемная ситуация:
- Ребята, а как вы думаете, а зачем мы ещё и сегодня будем говорить об этом рассказе?
Постановка учебной задачи
- Первое знакомство с произведением произошло у вас на прошлом уроке чтения. Но ведь при первичном чтении трудно всё понять, всё осознать. Поэтому настоящие читатели всегда возвращаются к прочитанному.
- Сегодня мы с вами постараемся поговорить о главных героях, поразмышлять об их поступках. И главная наша цель – ответить на вопрос, который написан у вас в учебнике в конце рассказа.
- Найдите его. (Может ли слово быть волшебным?) с. 92
- Вместе с нами на уроке будет солнышко. Но пока оно грустное, не улыбается, поэтому и нам как-то прохладно.
- Давайте постараемся сегодня поработать так, чтобы солнышко заулыбалось и согрело нас.
Воспроизведение последовательности действий
- Дорогие ребята, дома вы читали это произведение.
- Давайте попробуем вспомнить ход событий.
- Посмотрите внимательно на эти записи и определите последовательность происходящих действий. Что было сначала, что потом.
События записаны вразброс на доске:
2. Разговор с Леной.
4. Беседа за обедом.
1. Встреча со стариком.
5. Возвращение в сквер.
3. Разговор с бабушкой.
Давайте прочитаем написанное все вместе.- А что у нас получилось? (план текста).
- Сегодня этот план нам очень поможет на уроке.
Работа над лексическим значением слов:
- А начнём мы свою работу со слов. Читая рассказ, вам встречались слова, трудные для понимания.
- Давайте посмотрим, как вы с ними разобрались.
- Я предлагаю вам объединиться в группы и объяснить смысл некоторых слов.
Работа в группах
- У вас на столе лежат цветные кружочки. У каждой группы свой цвет. Повернитесь друг к другу, обсудите вместе значение слов. А потом мы все вместе проверим.
Слова для объяснения:
стряпает (готовит пищу)
противень (железный лист с загнутыми краями для жарения, печения)
морщинки (складки на коже лица)
сквер (парк, сад в городе)
Обсуждение в группах (Дети, объединившись по одному цвету, обсуждают слова.)
Проверка
- Давайте сейчас проверим, как вы справились с этим заданием. Представитель каждой группы объяснит значение только одного слова, которое я назову.
Работа над иллюстрацией
- Откройте, пожалуйста, учебник и найдите на странице 88 иллюстрацию.
- Кто изображён? Как зовут мальчика?
- Что делают?
- Можно ли назвать Павлика и старика главными героями этого рассказа?
Проверка домашнего задания.
- Сейчас мы с вами перечитаем разговор Павлика со стариком, потом обсудим.
- А читать вы будете по очереди, играя в игру «А дальше…»
Условия игры: первого читающего называю я. Он читает до тех пор, пока я не остановлю. Затем он говорит слова «а дальше…» и называет имя своего одноклассника, который продолжит чтение. Это домашнее чтение, поэтому должны читать правильно, выразительно.
Анализ первой части текста
- Расскажите, как вёл себя мальчик при встрече с незнакомым человеком. Обратите внимание на слова, которые описывают его поведение и настроение.
сердитое лицо
сердито буркнул
сжал кулаки
крикнул
стукнул кулаком по скамейке
- Что вы можете сказать о Павлике? Каким он вам показался?
- Что можете сказать о старике? Представьте его, как он выглядел?
- Почему он захотел помочь Павлику?
- Сразу ли мальчик поверил ему?
Физминутка
- Ребята, Павлику и дедушке, когда они сидели в сквере, дул ветерок. Давайте представим, как это было.
Работа над второй частью текста
- Ребята, а что же в рассказе было дальше?
- Давайте определим действующих лиц второй части. (Павлик, Лена, автор)
- Кто такая Лена?
Чтение по ролям
- Сейчас прочитаем эту часть рассказа по ролям. с. 89
Анализ
- Какое волшебное слово сказал Павлик?
- Как подействовало волшебное слово на Лену?
(широко раскрыла глаза, смущённо пробормотала, удивилась, предложила краски)
Работа над третьей частью текста
- К кому следующему пошёл мальчик?
Пересказ
- Расскажите, как прошла их встреча.
Анализ
- Что случилось с бабушкой, когда она услышала волшебное слово? (Выпрямилась, волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке)
Работа над четвёртой частью
- Какое самое трудное испытание приготовил Павлик для волшебного слова в третий раз?
Выборочное чтение
- Зачитайте предложения, в которых говорится о том, как Павлик вёл себя за столом.
- Как он обратился к брату?
Анализ
- Ребята, а почему вдруг все полюбили Павлика и выполнили его просьбы?
- В чём секрет волшебного слова?
- Такие слова ещё называют вежливыми.
Физминутка. Игра «Пожалуйста»
- Ребята, вы должны будете повторять за мной движения только тогда, когда я произнесу слово «пожалуйста».
Дополнительный материал
- Ребята, поднимите руки те, кто знает ещё какие-нибудь вежливые слова?
- Сейчас мы проверим это. Я буду читать стихотворение, а вы хором будете добавлять слова.
Игра «Добрые слова»
Дядя Саша огорчён
Рассказал он вот о чём...
Видел Настеньку-девчонку
Я на улице сейчас.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс.
Но... давно уже от Насти
Я не слышал слова... (Здрасьте!)
А слово-то такое,
Очень дорогое.
Встретил Митю я соседа
Встреча грустная была.
На меня он как торпеда
Налетел из-за угла.
Но представьте – зря от Мити
Ждал я слова ... (извините)
Он про внучку говорил: – экая досада
Я портфель ей подарил
Вижу: очень рада!
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы... (спасибо)
Какие слова не знали эти дети?
- А какие вы ещё вежливые слова знаете?
- Сейчас послушайте стихи про другие слова (читают дети по индивидуальным карточкам)
- Ребята, так в чём же секрет эти волшебных слов?
- А сейчас посмотрим на наше солнышко.
- Что же с ним стало? Оно заулыбалось.
- А вам стало теплее? Давайте ещё раз перечитаем вежливые слова.
- А про какое слово мы с вами не говорили? (благодарю)
- Когда нужно говорить это слово?
- Я надеюсь, что вы запомнили эти слова.
Проблемная ситуация
- А сейчас послушайте стихотворение ещё про одного мальчика Петруся, который тоже знал волшебные слова.
Ребята, можно ли считать Петруся вежливым?
- Почему? Он ведь говорил вежливые волшебные слова?
Вывод : Правильно, много зависит от того как они сказаны: спокойно и приветливо или грубо. Тогда они теряют своё «волшебство». Произносить их нужно с добротой.
Поисковое чтение
- Найдите в учебнике, как старик рекомендовал Павлику произносить волшебное слово.
(с.89 «Но, помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь...)
- Давайте проследим, как это делал Павлик.
- Найдите тот фрагмент, когда он пришёл к Лене.
(с. 90 «Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом...»)
- Найдите эпизод с бабушкой.
(с. 90 «обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал...»)
- Теперь давайте посмотрим, как он обратился к брату.
(с. 91 «положил руку на его плечо и тихо попросил...»)
- Сыграли ли эти действия свою роль в волшебстве слов?
Ответы на вопросы учебника
- вопрос 2: Можно ли назвать старика сказки магом, чародеем, волшебником, колдуном?
- Давайте прочитаем конец произведения.
- Зачем Павлик побежал обратно в сквер?
Работа с пословицами в парах
- У вас на столе лежит пословица, но она разрезана карточки на несколько частей. Попробуйте вместе с соседом по парте её собрать и объяснить смысл.
(на каждой колонке разные пословицы)
- Найдите эти пословицы в учебнике.
- Ребята, а может быть кто-нибудь из вас знает ещё пословицы на эту тему?
Хоровое чтение
- Тогда все вместе прочитайте ещё одну пословицу, которая очень подходит к нашему уроку.
Доброе слово путь к сердцу открывает.
Итог урока
- Так может ли слово быть волшебным?
- Ребята, а вы верите в волшебство слова?
- Были ли в вашей жизни ситуации, когда слово вам помогло, выручило.
- Как вы думаете, зачем В.А.Осеева написала этот рассказ?
- Ещё раз посмотрите на солнышко.
Практические упражнения
- Давайте посмотрим, чему вы научились сегодня на уроке?
- Сейчас разыграем ситуации, когда вам нужно попросить что-нибудь у своего одноклассника, бабушки, брата.
Оценивание
- Сейчас подсчитаем ваши заработанные жетончики и выясним, кто работал лучше всех.
Домашнее задание
- Приготовить пересказ текста.