Цель урока:
Задачи:
План урока
1. Организационный момент
2. Повторение пройденного материала /фронтальный опрос/
3. Изучение нового материала.
4. Отработка навыков. Закрепление.
5. Итог урока /выставление оценок
6. Домашнее задание
Ход урока
1. Повторение пройденного материала.
/Запись темы урока на доске/
Сегодня на уроке, ребята, мы с вами познакомимся с видами орнамента, научимся составлять орнаменты, используя различные вариации.
/фронтальный опрос/
Вопросы: 1. Что такое орнамент? 2. Какие виды орнаментов вы знаете? /работа по карточкам/ 3. В какой стране получили наибольшее распространение растительные мотивы? 4. А геометрические формы в какой стране? 5. Что использовали в орнаменте в азиатских культурах? 6. Что характерно для русского орнамента?
Вот, ребята, мы с вами вспомнили, какие виды орнаментов бывают по содержанию элементов, могут быть и комбинированные орнаменты, включающие различные элементы. /учитель постепенно переходит к новому материалу/ |
Орнамент – это узор, построенный на чередовании ритмических элементов. Учитель раздаёт карточки с изображениями орнаментов. В Древнем Египте. Листья и цветок лотоса. В Древней Греции. Геометрические формы и стилизованные элементы растительности. Использовали арабески /более усложнённые геометрические и растительные элементы/ Богатство геометрических форм, плетёнок, растительных мотивов, а также изображение птиц, зверей, фантастических животных, человеческих фигур.
|
/На доске схема, ребята вместе с учителем заполняют и зарисовывают ее в тетрадь/.
Орнамент является частью народного, декоративного и прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта. Орнамент можно нарисовать, написать красками, вышить, выткать, можно сплести его в виде кружева, связать на спицах и крючком. Мы будем вышивать орнамент, но прежде всего научимся его рисовать. Т.к. в орнаменте часто встречаются точки и линии, они могут сочетаться, комбинироваться. Соединяя прямые, ломаные, кривые линии, получаем элементы орнамента.
/Учитель раздаёт карточки с точками, ломаными линиями, прямыми линиями и т. д. Ребята соединяют, изображая орнамент./
Почти все геометрические формы, элементы орнаментов, будут построены на основе окружности.
Как можно построить окружность?
Чтобы построить окружность или круг, прошу на листе в клетку начертить линию симметрии. Затем, отступая, от центра на 3 клетки в каждую сторону соединим эти точки от руки и т.д. /идёт построение узора/
Когда узор построен, учитель сообщает о том, что узор в орнаменте может быть бесконечным, например: бордюр,
замкнутым, например: сетка
Посмотрите на доску и зарисуйте, пожалуйста, эту схему в тетрадь.
Схема 2.
/ребята с помощью учителя рисуют эти узоры/
Учитель подводит итог этой работы и переходит к составлению орнамента к вышивке. Рассказывает о схеме пользования узорами к вышивке крестом, тамбурным швом, гладью.
Предлагает учащимся эскизы вышивок и рассказывает о последовательности подготовки к вышивке путём показа.
Итог урока:
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Что заинтересовало вас на уроке?
- При составлении узора, орнамента что у вас получилось хорошо?
- Что не получилось?
- Понравился ли вам урок?
Оценки за урок.
Домашнее задание: перенести узор на материал.