Урок творчества по технологии "Виды орнамента". 8-й класс (девочки)

Разделы: Технология

Класс: 8


Цель урока:

  1. познакомить учащихся с основными видами орнамента;
  2. отработать основные навыки составления орнамента.

Задачи:

  1. ознакомить учащихся с основными видами орнамента;
  2. развить умение применять свои знания полученные на уроке на практике;
  3. привить эстетический вкус и любовь к прекрасному..

План урока

1. Организационный момент
2. Повторение пройденного материала /фронтальный опрос/
3. Изучение нового материала.
4. Отработка навыков. Закрепление.
5. Итог урока /выставление оценок
6. Домашнее задание

Ход урока

1. Повторение пройденного материала.

/Запись темы урока на доске/

Сегодня на уроке, ребята, мы с вами познакомимся с видами орнамента, научимся составлять орнаменты, используя различные вариации.

/фронтальный опрос/

Вопросы:

1. Что такое орнамент?

2. Какие виды орнаментов вы знаете? /работа по карточкам/

3. В какой стране получили наибольшее распространение растительные мотивы?

4. А геометрические формы в какой стране?

5. Что использовали в орнаменте в азиатских культурах?

6. Что характерно для русского орнамента?

 

Вот, ребята, мы с вами вспомнили, какие виды орнаментов бывают по содержанию элементов, могут быть и комбинированные орнаменты, включающие различные элементы.

/учитель постепенно переходит к новому материалу/

 

Орнамент – это узор, построенный на чередовании ритмических элементов.

Учитель раздаёт карточки с изображениями орнаментов.

В Древнем Египте. Листья и цветок лотоса.

В Древней Греции. Геометрические формы и стилизованные элементы растительности.

Использовали арабески /более усложнённые геометрические и растительные элементы/

Богатство геометрических форм, плетёнок, растительных мотивов, а также изображение птиц, зверей, фантастических животных, человеческих фигур.

 

/На доске схема, ребята вместе с учителем заполняют и зарисовывают ее в тетрадь/.

Схема 1.

Орнамент является частью народного, декоративного и прикладного искусства. Он служит для украшения зданий, одежды, предметов быта. Орнамент можно нарисовать, написать красками, вышить, выткать, можно сплести его в виде кружева, связать на спицах и крючком. Мы будем вышивать орнамент, но прежде всего научимся его рисовать. Т.к. в орнаменте часто встречаются точки и линии, они могут сочетаться, комбинироваться. Соединяя прямые, ломаные, кривые линии, получаем элементы орнамента.

/Учитель раздаёт карточки с точками, ломаными линиями, прямыми линиями и т. д. Ребята соединяют, изображая орнамент./

Почти все геометрические формы, элементы орнаментов, будут построены на основе окружности.

Как можно построить окружность?

Чтобы построить окружность или круг, прошу на листе в клетку начертить линию симметрии. Затем, отступая, от центра на 3 клетки в каждую сторону соединим эти точки от руки и т.д. /идёт построение узора/

Когда узор построен, учитель сообщает о том, что узор в орнаменте может быть бесконечным, например: бордюр,

замкнутым, например: сетка

Посмотрите на доску и зарисуйте, пожалуйста, эту схему в тетрадь.

Схема 2.

/ребята с помощью учителя рисуют эти узоры/

Учитель подводит итог этой работы и переходит к составлению орнамента к вышивке. Рассказывает о схеме пользования узорами к вышивке крестом, тамбурным швом, гладью.

Предлагает учащимся эскизы вышивок и рассказывает о последовательности подготовки к вышивке путём показа.

Итог урока:

  • Чем занимались на уроке?
  • Что нового узнали?
  • Что заинтересовало вас на уроке?
  • При составлении узора, орнамента что у вас получилось хорошо?
  • Что не получилось?
  • Понравился ли вам урок?

Оценки за урок.

Домашнее задание: перенести узор на материал.