Некоторые размышления по поводу элективных курсов в предпрофильном и профильном обучении учащихся

Разделы: Математика


В концепции российского образования на период до 2010 года отмечается: “Современному обществу нужны современно образованные люди, отличающиеся динамизмом, мобильностью, патриотизмом, способные принять на себя ответственность в ситуации выбора, и умеющие прогнозировать результаты этого выбора”, т.е. способные проявить определенный уровень компетентности.

В общеобразовательных учреждениях определены четыре области, в которых формируется и развивается компетентность:

  • Компетентность в сфере познавательной самостоятельной деятельности;
  • Компетентность в сфере гражданcко-общественной деятельности;
  • Компетентность в сфере трудовой деятельности — умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в норме и этике трудовых возможностей;
  • Компетентность в бытовой сфере.

В выработке определенного уровня компетентности важную роль играют элективные курсы.

В 2003–2004 учебном году было опубликовано Письмо Министра образования РФ (1.06.2004г., министр образования Болотов) о введении теории вероятностей и статистики в программу школьного курса математики.

Это связано с введением предпрофильной и профильной подготовки учащихся в образовательных учреждениях, а также с потребностью в престижных профессиях — экономиста, юриста; в профессиях, связанных с экономикой, которая опирается на теорию вероятностей и статистику.

Введение компьютеров в учебный процесс также связано со знанием теории вероятностей.

Техническая сторона вопроса выполняется с помощью компьютеров, а на первый план выдвигается идеологическая задача: чтобы решить какую-либо задачу, нужно проанализировать ситуацию, обдумать ее, осмыслить, просчитать количество возможных вариантов ее решения, понять, что нужно получить и что для этого нужно сделать.

Посещая элективные курсы, учащиеся смогут углубить свои знания в теории и с ее помощью решать задачи практического содержания, к которым раньше не знали, как и подступиться.

Элективный курс для учащихся 9 класса “Элементы теории вероятностей” можно проводить после того, как учащиеся познакомились с некоторыми вопросами комбинаторики, и рассчитан на 15 часов. [Приложение 1], [Приложение 2]

На занятиях учащихся нужно познакомить с классической формулой для определения вероятности события, с видами событий и операциями над ними, а также рассмотреть геометрические вероятности. [Приложение 4], [Приложение 3]

Обязательно считаю очень важным показать учащимся фундаментальность законов теории вероятностей и применение их на практике – в физике, биологии, экономике.

В настоящее время по данной теме опубликовано много статей в различных периодических изданиях: в журнале “Математика в школе” (2004-2005г.), а также в изданиях, вышедших несколько лет назад: А. Н. Колмогоров “Основные понятия теории вероятностей”, М.: “Наука”, 1974 г., и очень много статей по теории вероятностей можно найти в Интернете.

Подготовлена презентация по элективным курсам “Элементы теории вероятностей” за справками можно обратиться в филиал ХИППК или в МОУ СОШ № 26. [Приложение 5]

Конечно, каждый преподаватель, который запланирует вести элективные курсы по данной теме, увидит и разработает эту тему по-своему, но задачи курса у всех одни и те же:

  • Формирование у учащихся целостного диалектического восприятия мира на основе фундаментальности законов теории вероятностей.
  • Развитие творческого мышления, способности мыслить, познавательной активности учащихся.
  • Учитывая современные подходы к образованию учащихся, осуществлять мотивированное управление его обучением, готовить к сознательному выбору будущей профессии.