Цель занятия: обобщить знания учащихся о татарском национальном орнаменте, о его значении.
Задачи:
-познакомить учащихся с лучшими образцами национального орнамента;
- познакомить учащихся с историей развития татарского народного декоративно - прикладного творчества;
- развивать наблюдательность, творческое мышление, внимание, художественный вкус, пробуждать творческую активность и фантазию учащихся.
Оборудование:
-выставка изделий с национальными вышивками, тюбетейки, калфаки;
-видеомагнитофон и видеоматериал «Декоративно – прикладное творчество Татарстана»;
-выкроенные детали тюбетейки (боковая и верхняя часть);
-шкатулка с инструментами и принадлежностями для вышивания, (две иголки, которые свободно проходят в отверстие бисера, бисер, пайетки, нитки катушечные, пяльцы, серебристый или золотистый шнур).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Сообщение темы занятия.
Учитель. Здравствуйте! Наш сегодняшний урок посвящен татарскому декоративно- прикладному творчеству, национальному орнаменту. Мы с вами поделимся своими знаниями в этой области, посмотрим интересный видеоматериал.
3. Вводная беседа.
Учитель. Разговор я бы начала с вопроса: как вы понимаете смысл выражения «народное декоративно - прикладное творчество»?
Ученики. Народное сделано людьми, народом. Прикладное –это изделие используется в жизни. Декоративное – служит украшением.
Учитель. Верно. Что же изготавливали люди, чем они украшали свою одежду, дом?
Ученики. Различными вышивками они украшали занавески, покрывала, наволочки.
Учитель демонстрирует изделия народных промыслов.
Учитель. Татарское прикладное искусство, традиции национального костюма создавались и видоизменялись на протяжении столетий. Искусство и обычаи народа неразрывно связаны с его историей, религией, природными условиями, особенностями быта, торговыми связями и т.д. А сейчас я вам предлагаю просмотреть видеоматериал. (включает видеомагнитофон и показывает видеоматериал)
Учитель. Каких только вышивок нет, и ушковая аппликация, и вышивка тамбурным швом, гладью, ришелье и т д. А что вы знаете об истории татарского декоративно- прикладного творчества, о национальном орнаменте?
Ученики. Испокон веков одежду себе и своим близким татарская женщина старалась изготовлять сама, вкладывая в это увлекательное дело все свое умение и эстетический вкус. Невозможно представить татарский костюм без искусно расшитых калфаков и тюбетеек, в лучших своих образцах поднявшихся до уровня художественных произведений. Вкладывая свою душевную теплоту, талантливые мастерицы создавали поистине удивительные головные уборы, которые являются центральным декоративным элементом национальной одежды. С древнейших времен в костюмах всех народов головные уборы являлись обязательным атрибутом. Они несли функцию не только декоративного оформления костюма, но и в своей орнаментации - охранно-магическую роль. Головные уборы, входящие в единый стилевой комплекс, оберегали голову от дурных воздействий. Не случайно любая религия также предусматривает покрытие головы. Узоры в татарской вышивке чаще всего цветочно-растительного характера, они черпались из окружающей природы.
Учитель. Да, татарский народ чаще всего использовал в своих вышивках узоры растений, цветов. У них у всех есть свой смысл. Уже в глубокой древности, во времена язычества, человек создавал несложные узоры из условных знаков-символов: прямой горизонтальной линией обозначалась поверхность земли, волнистой - вода кругами, квадратами или ромбами изображали солнце и луну. Многие узоры и украшенные ими предметы считались оберегами. Так можжевельник, шиповник, рябина считались растениями счастья. По сей день принято использовать их цветы, ветки, как талисман. Роза считается знаком красоты и любви. А один из первых весенних цветов и излюбленный элемент в татарском орнаменте - тюльпан является символом возрождения. Астра (видимо, из-за большого количества лепестков) считается цветком долголетия. Встречаются в узорах и разрезанные плоды граната-признак богатства и плодородия.
Со времен волжских булгар дошла до нас широко распространенная тема цветочного букета, связанная с изображением степного куста «древа жизни» и символизирующая источник жизни. Мотив птицы или птичьего пера издревле являлся у тюрков символом солнца, света, равно как и присутствие в предметах красного цвета. Цвет фона, являясь второстепенным, дополняющим элементом, тоже нес смысловую нагрузку.
Таким образом, узоры народной вышивки, являющиеся молчаливыми свидетелями прошлого, можно сравнить в какой-то степени с письменными источниками.
Несмотря на то, что в формах народного искусства, передаваемых из поколения в поколение, первоначальный смысл постепенно терялся, в них сохранилась красота орнамента, которая теперь украшает нашу жизнь и быт.
Мы сегодня с вами остановимся на вышивке тюбетейки. Детали мы уже приготовили на предыдущих занятиях.
4. Работа по теме.
Выходят два ученика, девочка и мальчик, в национальных головных уборах.
Девочка:
Как красиво и искусно
Вышит новый мой калфак.
В белый жемчуг расшивала
Мастерица мой народ.
Мальчик:
Разноцветные узоры
Всеми красками горя,
Украшают тюбетейку,
Посмотрите на меня!
Вместе:
Тюбетейка и калфак,-
Замечательный наряд!
Девочка: Я сегодня так красива, я калфак надела свой!
Мальчик: В каляпуше я нарядном вот джигит сейчас какой.
Девочка:
На меня вокруг все смотрят,
Как идет мне мой калфак.
Ах, татарочка какая!
Все вокруг мне говорят.
Мальчик:
Каляпуш я свой надену,
Песню звонко запою.
И джигитом сразу стану,
Лихо танцевать пойду.
Ребята, вот эти узоры на тюбетейке к вам дошли из глубокой древности. Только выполнены они в современном стиле: вышиты по нашей идее - пайетками и бисером. Заметьте, вышивка пайетками имитирует вышивку с золотыми и серебряными нитками. А сколько тепла, души, фантазии в них вложены! Они хранят историю и культуру нашего народа, исполняют роль оберега. Не зря наши деды передавали свой головной убор из поколения в поколение. Конечно же, те тюбетейки резко отличались от наших.
1-й ученик.
Большой популярностью пользуются и нерасшитые тюбетейки. Однако особо нарядны уборы, вышитые золотой, серебряной канителью, жемчугом или бисером. В центре верха некоторых, особенно детских, пришивали кисточку. Иногда тюбетейки шились из шелка и парчи.
Вообще процесс вышивания частей происходит до простегивания, сразу же после раскроя. Но мы с вами упростили процесс - не стали простегивать шпагатом. Между основной тканью, бархатом, и подкладкой положили толстую прокладочную ткань (можно применить старые джинсы, плотную х/б ткань), далее простегали на швейной машине. И так наши детали тюбетейки готовы к вышивке.
2-й ученик.
Принцип бисерной вышивки такой же, что и при изготовлении калфаков (женских головных уборов) Бисер можно использовать как одного цвета (напр., желтого, под золотое шитье), так и нескольких сочетающихся по тону цветов. Красота изделия зависит от художественного вкуса, чувства цвета, аккуратности изготовителя.
До натягивания на пяльцы детали тюбетейки пришиваются к хлопчатобумажной основе, на изнаночную сторону которой наносится узор. Швом «вперед иголку» узор выводится на рабочую поверхность. И этот принцип нам показался трудоёмким, поэтому мы решили проблему сами.
3-й ученик.
Для этого нужно взять рентгеновскую пленку, приложить к узору и фломастером нарисовать узор. Далее, шилом или толстой иголкой проколть контур нашего узора. Рентгеновскую пленку с узором приложить к деталям тюбетейки и с помощью зубной щетки и пасты перевести.
4-й ученик.
Расположение узора. По типу, степени расшивки тюбетейки назывались «еч (3), дурт (4) и биш (5) урнэк». Наиболее распространены каляпуши, украшенные тремя одинаковыми композициями. Для этого необходимо выполнить одну растительную комбинацию и повторить ее три раза как в верхней, так и боковой частях (рис).
Для расположения узора на боковой полосе найдите ее середину для центральной надлобовой композиции (рис).
Затем, не учитывая припусков на швы, делим образовавшиеся стороны на две одинаковые части. На вторых от центра отметках будут располагаться две другие, боковые композиции узора.
Орнамент может состоять как из букетных, так и волнообразных цветочно-растительных композиций. Тюбетейка смотрится богаче, когда со вкусом выполненный орнамент располагается на большей части ее поверхности. К узору можно подобрать подходящую по тону тесьму или кисточку.
5. Практическая часть.
Учитель. А сейчас мы приступим к практической части. Вспомним правила техники безопасности при ручных работах.
Ученики отвечают.
Далее начинают выполнять вышивку деталей тюбетейки. Выбирают по цвету пайетки, бисер, шнур.
Учитель. На сегодняшнем занятии мы убедились, что наш народ богат своей фантазией, идеями, разнообразными вышивками. Он всегда стремился украсить свой дом, обиход, несмотря ни на какие трудности. И у нас есть чему у них научиться.