Имидж-проект "Дизайн дошкольного образовательного учреждения"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность. Образование в целом находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены. Большие перемены в нашей стране ставят и дошкольные образовательные учреждения перед множеством сложных проблем: обеспечение современного качества дошкольного образования, повышения ответственности педагогических коллективов дошкольных учреждений за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Становится очевидным, что здания дошкольных учреждений, проекты которых были разработаны в 70-х – 80-х гг., не соответствуют современным требованиям к организации жизни детей в детском саду. Попытка детского сада решить проблему дизайна старого помещения, не отвечающего требованиям сегодняшней жизни, ее темпу и информационной насыщенности, была предпринята во время капитального ремонта. Важным аспектом при разработке проекта является создание дизайна, пригодного для жизни и работы. Особое значение при этом играло:

1. Региональное расположение д/сада в условиях Крайнего Севера:

  • низкий температурный режим, не позволяющий в полной мере осуществлять организацию прогулок на свежем воздухе;
  • вынужденное пребывание детей в помещении детского сада на протяжении всего дня – 10-12 часов;
  • короткий световой день в осенне-зимний период;
  • короткое лето (1 – 1,5 месяца) и продолжительная зима около (9 месяцев).

2. Архитектурно-планировочная структура здания и помещений.

3. Влияние цвета на психофизиологическое состояние человека.

4. Санитарно-гигиенические нормы и требования.

Методические рекомендации по созданию предметно-пространственного окружения в ДОУ по программе «Детство».

Главной целью имидж – проекта является создание дизайна соответствующего современным требованиям организации пространства, реализации воспитательно-образовательных задач детского сада, и способствующего максимальной компенсации региональных проблем.

Задачи:

1. Оформить интерьер позволяющий реализовать задачи общего и эстетического развития детей.
2. Помочь детям полнее и гармоничнее ощутить жизнь, научиться соотносить себя с окружающей действительностью.
3. Использовать цвет как средство эмоционально-эстетического и психологического воздействия.
4. Компенсировать потребности человека в естественной природной среде средствами фитодизайна.

Ожидаемый результат

- Дизайн дошкольного образовательного учреждения поможет максимально компенсировать неблагоприятные условия проживания детей в районах Крайнего Севера.

- Обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

- Создаст творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей, родителей, сотрудников в детском саду.

Механизмы выполнения проекта.

Капитальный ремонт осуществлялся в 2002 году. Ремонтные работы велись под руководством производственно-технического отдела Управления дошкольных подразделений ООО «Уренгойгазпром». Наиболее сложными в решении были вопросы, связанные с перепрофилированием чердака и технических помещений в кабинеты, студии и центры дополнительного образования, а также скрытие недостатков технических коммуникаций (вентиляций, труб отопления, электропроводки и т.д.). Актуальными являлись вопросы, связанные с поиском новых технологий дизайна помещений, исходя из его функционального назначения, с учетом особенностей современных отделочных материалов и с обеспечением физиологического и психологического комфорта в учебно-воспитательном учреждении. Для решения данных проблем создана творческая группа сотрудников детского сада «Журавушка», которой был разработан проект «Детский сад XXI века» и составлена программа его реализации. Организация и координация работ коллектива, связанных с выполнением программы проекта осуществлялась творческой группой.

Описание проекта

Предметом исследования и разработки является дизайн помещений детского сада.

Программа выполнения работ по проекту

№ п/п

Содержание работы

Сроки

Используемые методики и способы решения

1

Анализ архитектурно-планировочной структуры здания и помещений Ноябрь-декабрь

2001 г.

Работа над проектно-сметной документацией

2

Анализ региональных условий декабрь 2001г. «Здоровье человека на Севере» Хрущев

3

Изучение санитарно-гигиенических норм и требований декабрь 2001г. Старый -

«Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.1249-03»

4

Изучение специальной литературы о влиянии цвета на психофизиологическое состояние человека. Составление цветовой гаммы общих, учебных и игровых помещений. январь 2002г. «Исцеляющий цвет»

Гита Сташевская,

5

Консультации с художниками-дизайнерами по вопросам цветового, светового и пространственного дизайна.

- Разработка эскизов оформления помещений.

- Обсуждение наиболее удачных эскизов; отбор материалов для их реализации, выбор единого стиля в оформлении;

- выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна отдельных помещений, групповых комнат, кабинетов, студий, холлов, рекреаций

Февраль - апрель

2002г.

Журналы

Каталоги

6

Распределение конкретного участия всего коллектива по изготовлению элементов дизайна (пошив портьер, художественное оформление, информационное обеспечение и т.д.) Апрель-август 2002г. Заседание творческой группы, проведение общего коллективного собрания.

7

Установка мебели, оборудования, выбор и размещение напольного покрытия август 2002г. Субботники, сотрудничество с родителями.

8

Консультации:

-«Современные требования к созданию предметно-развивающей среды в разных возрастных группах»,

-«Комнатные растения в ДОУ».

август 2002г. Новикова Е.И. «Современный справочник воспитателя детского сада», библиотека программы «Детство»
  Создание предметно-развивающей среды в группах и их фитодизайн. Сентябрь-октябрь 2002  

9

Оформление рекреаций и холлов 1-го и 2-го этажей и музыкального зала;центральный вход, световой холл 1-го этажа;

-создание «Аллеи Славы» и «Галереи выпускников»

Октябрь- 2002г. Субботники, сотрудничество с родителями, выпускниками.

10

Оформление зимнего сада:

-создание комфортных условий для человека;

-создание нормальных условий для роста и развития растений, животных, птиц;

-обновление и пополнение растений, создание композиций.

Май-ноябрь 2002г. «Мы» программа экологического образования детей;

газета

«Дошкольное образование»;

журналы «Дошкольная педагогика».

11

Оформление и подготовка к работе кабинетов, студий, спортивного зала 3-го этажа декабрь- 2002г. Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления», газеты «Школьный психолог», Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений»

12

Создание этнографического музея «Горница»:

-сбор экспонатов;

-изготовление недостающих экспонатов;

-создание экспозиций

январь 2003г О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»

13

Оформление игротеки:

-реставрация стандартной и детской мебели, модулей;

-установка оборудования;

-размещение игровых пособий, игр, игрушек

февраль 2003г. Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений», журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч»

14

Оформление светового холла и рекреации 3-го этажа:

-монтаж и установка хореографического станка;

-размещение пианино, детской мебели и аппаратуры;

-создание островка «Патриотического воспитания»

-создание экспозиции художественного творчества.

март 2003 г. Сотрудничество с родителями, работа творческой группы по внедрению целевой программы д/с «Журавушка» «Я патриот»,

15

Дизайн и оборудование мастерской:

-приобретение наборов детских столярных инструментов;

-изготовление верстаков;

-изготовление и укрепление ящиков для инструментов

апрель

2003г.

Спонсорская помощь УДП, сотрудничество с родителями, работа творческой группы по внедрению целевой программы д/с «Журавушка» «Труд дошколят»

16

Создание театральной гримерной май 2003г Е. Раубул, М.Козырева «Театр в чемодане».

Принципы создания дизайна:

В основе разработки интерьера д/сада реализуются принципы комплексного подхода:

  1. многофункциональность помещений;
  2. рациональность использования пространства;
  3. взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
  4. целесообразность озеленения интерьера.

Дизайн учебных помещений

Для организации учебного процесса в детском саду используются как учебные островки в каждой группе, так и специально организованные кабинеты и рекреации. Пространство для учебно-познавательной деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Расположение мебели меняется в зависимости от вида деятельности. Оформление стимулирует интеллектуальную активность детей.

Учебные помещения:

  • учебные островки в группах;
  • кабинет дополнительного образования;
  • кабинет логопеда;
  • кабинет изодеятельности;
  • мастерская;
  • спортивный зал;
  • музыкальный зал;
  • зимний сад;
  • островок патриотического воспитания;
  • этнографический музей «Горница»;
  • галерея Славы;
  • галерея выпускников;
  • кабинет психолога;
  • медицинский кабинет;
  • рекреации.

Дизайн игровых помещений.

Все ближайшее окружение детей должно способствовать развитию игры. Созданные в групповых помещениях игровые островки, оснащены мягким покрытием пола, передвижной мебелью, способствующей быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушками, поделочными материалами, карандашами, альбомами и т.д. Здесь уместно яркое оформление интерьера, цветовой дизайн и фитодизайн взаимодополняющие друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к детскому саду и способствует снятию у них напряженности. Для расширения зоны свободного пространства, сохранения творчески созданной ребенком игровой среды, педагогическим коллективом созданы дополнительные помещения, обеспечивающие место и время для разнообразных игр; возможность выбора их тематики, содержания, игрового материала, партнеров по играм.

Игровые помещения:

  • игровые островки в групповых и спальных комнатах;
  • игровой зал «У Капитошки»;
  • малый спортивный зал «Малышок»;
  • зимний сад;

Дизайн помещений общего назначения способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка, Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому. Комнатные растения, являются элементом оформления интерьера, поэтому их выбор и расположение органически сочетается с общим .

Таким образом, педагогическим коллективом детского сада «Журавушка» создан дизайн, способствующий максимальной компенсации неблагоприятных условий проживания детей в районах Крайнего Севера, обеспечена целостность педагогического процесса, качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия воспитанников.

Инновационный потенциал (тиражируемость результатов проекта, обоснование перспектив).

Данный имидж-проект может быть применен в любом типовом здании дошкольного учреждения, при наличии свободных помещений или при перепланировке и переоборудовании складских помещений.

Научно- методическое обеспечение проекта.

  1. Бреслав Г.Э. «Цветопсихология и цветолечение для всех» Санкт-Петербург 2003г.
  2. Арнаутова Е.П. «В гостях у директора» Москва ООО «Линка-персс», 2004г.
  3. Москва, РИПОЛ КЛАССИК, 2002г.
  4. Методика обучения изобразительной деятельности под ред. Т.С. Комаровой, Москва, «Просвещение»