Актуальность. Образование в целом находится на новом этапе развития. Этому способствуют социально-экономические перемены. Большие перемены в нашей стране ставят и дошкольные образовательные учреждения перед множеством сложных проблем: обеспечение современного качества дошкольного образования, повышения ответственности педагогических коллективов дошкольных учреждений за полноценное развитие и эмоциональное благополучие каждого ребенка. Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Становится очевидным, что здания дошкольных учреждений, проекты которых были разработаны в 70-х – 80-х гг., не соответствуют современным требованиям к организации жизни детей в детском саду. Попытка детского сада решить проблему дизайна старого помещения, не отвечающего требованиям сегодняшней жизни, ее темпу и информационной насыщенности, была предпринята во время капитального ремонта. Важным аспектом при разработке проекта является создание дизайна, пригодного для жизни и работы. Особое значение при этом играло:
1. Региональное расположение д/сада в условиях Крайнего Севера:
- низкий температурный режим, не позволяющий в полной мере осуществлять организацию прогулок на свежем воздухе;
- вынужденное пребывание детей в помещении детского сада на протяжении всего дня – 10-12 часов;
- короткий световой день в осенне-зимний период;
- короткое лето (1 – 1,5 месяца) и продолжительная зима около (9 месяцев).
2. Архитектурно-планировочная структура здания и помещений.
3. Влияние цвета на психофизиологическое состояние человека.
4. Санитарно-гигиенические нормы и требования.
Методические рекомендации по созданию предметно-пространственного окружения в ДОУ по программе «Детство».
Главной целью имидж – проекта является создание дизайна соответствующего современным требованиям организации пространства, реализации воспитательно-образовательных задач детского сада, и способствующего максимальной компенсации региональных проблем.
Задачи:
1. Оформить интерьер позволяющий реализовать задачи общего и эстетического развития детей.
2. Помочь детям полнее и гармоничнее ощутить жизнь, научиться соотносить себя с окружающей действительностью.
3. Использовать цвет как средство эмоционально-эстетического и психологического воздействия.
4. Компенсировать потребности человека в естественной природной среде средствами фитодизайна.
Ожидаемый результат
- Дизайн дошкольного образовательного учреждения поможет максимально компенсировать неблагоприятные условия проживания детей в районах Крайнего Севера.
- Обеспечит целостность педагогического процесса и создаст окружающее пространство, удовлетворяющее потребности актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.
- Создаст творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечит комфортное пребывание детей, родителей, сотрудников в детском саду.
Механизмы выполнения проекта.
Капитальный ремонт осуществлялся в 2002 году. Ремонтные работы велись под руководством производственно-технического отдела Управления дошкольных подразделений ООО «Уренгойгазпром». Наиболее сложными в решении были вопросы, связанные с перепрофилированием чердака и технических помещений в кабинеты, студии и центры дополнительного образования, а также скрытие недостатков технических коммуникаций (вентиляций, труб отопления, электропроводки и т.д.). Актуальными являлись вопросы, связанные с поиском новых технологий дизайна помещений, исходя из его функционального назначения, с учетом особенностей современных отделочных материалов и с обеспечением физиологического и психологического комфорта в учебно-воспитательном учреждении. Для решения данных проблем создана творческая группа сотрудников детского сада «Журавушка», которой был разработан проект «Детский сад XXI века» и составлена программа его реализации. Организация и координация работ коллектива, связанных с выполнением программы проекта осуществлялась творческой группой.
Описание проекта
Предметом исследования и разработки является дизайн помещений детского сада.
Программа выполнения работ по проекту
№ п/п |
Содержание работы |
Сроки |
Используемые методики и способы решения |
1 |
Анализ архитектурно-планировочной структуры здания и помещений | Ноябрь-декабрь 2001 г. |
Работа над проектно-сметной документацией |
2 |
Анализ региональных условий | декабрь 2001г. | «Здоровье человека на Севере» Хрущев |
3 |
Изучение санитарно-гигиенических норм и требований | декабрь 2001г. | Старый - «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.1249-03» |
4 |
Изучение специальной литературы о влиянии цвета на психофизиологическое состояние человека. Составление цветовой гаммы общих, учебных и игровых помещений. | январь 2002г. | «Исцеляющий цвет» Гита Сташевская, |
5 |
Консультации с художниками-дизайнерами
по вопросам цветового, светового и
пространственного дизайна. - Разработка эскизов оформления помещений. - Обсуждение наиболее удачных эскизов; отбор материалов для их реализации, выбор единого стиля в оформлении; - выбор оптимально-приемлемых вариантов дизайна отдельных помещений, групповых комнат, кабинетов, студий, холлов, рекреаций |
Февраль - апрель 2002г. |
Журналы Каталоги |
6 |
Распределение конкретного участия всего коллектива по изготовлению элементов дизайна (пошив портьер, художественное оформление, информационное обеспечение и т.д.) | Апрель-август 2002г. | Заседание творческой группы, проведение общего коллективного собрания. |
7 |
Установка мебели, оборудования, выбор и размещение напольного покрытия | август 2002г. | Субботники, сотрудничество с родителями. |
8 |
Консультации: -«Современные требования к созданию предметно-развивающей среды в разных возрастных группах», -«Комнатные растения в ДОУ». |
август 2002г. | Новикова Е.И. «Современный справочник воспитателя детского сада», библиотека программы «Детство» |
Создание предметно-развивающей среды в группах и их фитодизайн. | Сентябрь-октябрь 2002 | ||
9 |
Оформление рекреаций и холлов 1-го и 2-го
этажей и музыкального зала;центральный вход,
световой холл 1-го этажа; -создание «Аллеи Славы» и «Галереи выпускников» |
Октябрь- 2002г. | Субботники, сотрудничество с родителями, выпускниками. |
10 |
Оформление зимнего сада: -создание комфортных условий для человека; -создание нормальных условий для роста и развития растений, животных, птиц; -обновление и пополнение растений, создание композиций. |
Май-ноябрь 2002г. | «Мы» программа экологического
образования детей; газета «Дошкольное образование»; журналы «Дошкольная педагогика». |
11 |
Оформление и подготовка к работе кабинетов, студий, спортивного зала 3-го этажа | декабрь- 2002г. | Н. Ефименко «Театр физического развития и оздоровления», газеты «Школьный психолог», Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений» |
12 |
Создание этнографического музея
«Горница»: -сбор экспонатов; -изготовление недостающих экспонатов; -создание экспозиций |
январь 2003г | О.Л.Князева, М.Д. Маханева «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
13 |
Оформление игротеки: -реставрация стандартной и детской мебели, модулей; -установка оборудования; -размещение игровых пособий, игр, игрушек |
февраль 2003г. | Рыжова Н.А. «Развивающая среда дошкольных учреждений», журналы «Дошкольное воспитание», «Обруч» |
14 |
Оформление светового холла и рекреации
3-го этажа: -монтаж и установка хореографического станка; -размещение пианино, детской мебели и аппаратуры; -создание островка «Патриотического воспитания» -создание экспозиции художественного творчества. |
март 2003 г. | Сотрудничество с родителями, работа творческой группы по внедрению целевой программы д/с «Журавушка» «Я патриот», |
15 |
Дизайн и оборудование мастерской: -приобретение наборов детских столярных инструментов; -изготовление верстаков; -изготовление и укрепление ящиков для инструментов |
апрель 2003г. |
Спонсорская помощь УДП, сотрудничество с родителями, работа творческой группы по внедрению целевой программы д/с «Журавушка» «Труд дошколят» |
16 |
Создание театральной гримерной | май 2003г | Е. Раубул, М.Козырева «Театр в чемодане». |
Принципы создания дизайна:
В основе разработки интерьера д/сада реализуются принципы комплексного подхода:
- многофункциональность помещений;
- рациональность использования пространства;
- взаимосвязь цветовой отделки и освещения;
- целесообразность озеленения интерьера.
Дизайн учебных помещений
Для организации учебного процесса в детском саду используются как учебные островки в каждой группе, так и специально организованные кабинеты и рекреации. Пространство для учебно-познавательной деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. Расположение мебели меняется в зависимости от вида деятельности. Оформление стимулирует интеллектуальную активность детей.
Учебные помещения:
- учебные островки в группах;
- кабинет дополнительного образования;
- кабинет логопеда;
- кабинет изодеятельности;
- мастерская;
- спортивный зал;
- музыкальный зал;
- зимний сад;
- островок патриотического воспитания;
- этнографический музей «Горница»;
- галерея Славы;
- галерея выпускников;
- кабинет психолога;
- медицинский кабинет;
- рекреации.
Дизайн игровых помещений.
Все ближайшее окружение детей должно способствовать развитию игры. Созданные в групповых помещениях игровые островки, оснащены мягким покрытием пола, передвижной мебелью, способствующей быстрой смене ситуации в игровом сюжете, игрушками, поделочными материалами, карандашами, альбомами и т.д. Здесь уместно яркое оформление интерьера, цветовой дизайн и фитодизайн взаимодополняющие друг друга в создании «детского пространства». Все это обеспечивает простоту адаптации детей к детскому саду и способствует снятию у них напряженности. Для расширения зоны свободного пространства, сохранения творчески созданной ребенком игровой среды, педагогическим коллективом созданы дополнительные помещения, обеспечивающие место и время для разнообразных игр; возможность выбора их тематики, содержания, игрового материала, партнеров по играм.
Игровые помещения:
- игровые островки в групповых и спальных комнатах;
- игровой зал «У Капитошки»;
- малый спортивный зал «Малышок»;
- зимний сад;
Дизайн помещений общего назначения способствует художественно-эстетическому и познавательному развитию ребенка, Оформление выдержано в современном стиле, простота формы, комфорт и удобство за счет продуманного решения. Художественную сторону оформления характеризуют гармоничное соотношение отдельных элементов, подчинение их целому. Комнатные растения, являются элементом оформления интерьера, поэтому их выбор и расположение органически сочетается с общим .
Таким образом, педагогическим коллективом детского сада «Журавушка» создан дизайн, способствующий максимальной компенсации неблагоприятных условий проживания детей в районах Крайнего Севера, обеспечена целостность педагогического процесса, качественный рост творческих способностей, эмоционального и физического благополучия воспитанников.
Инновационный потенциал (тиражируемость результатов проекта, обоснование перспектив).
Данный имидж-проект может быть применен в любом типовом здании дошкольного учреждения, при наличии свободных помещений или при перепланировке и переоборудовании складских помещений.
Научно- методическое обеспечение проекта.
- Бреслав Г.Э. «Цветопсихология и цветолечение для всех» Санкт-Петербург 2003г.
- Арнаутова Е.П. «В гостях у директора» Москва ООО «Линка-персс», 2004г.
- Москва, РИПОЛ КЛАССИК, 2002г.
- Методика обучения изобразительной деятельности под ред. Т.С. Комаровой, Москва, «Просвещение»