Цель:
Формирование компетенций учащихся в вопросах брака и семьи
Задачи:
воспитательная
- способствовать формированию толерантности как основы позитивных качеств личности
образовательная
- актуализировать знания в рамках основных понятий семейного права
- изучить основные положения нормативно-правовых актов
- рассмотреть типы семьи и брака
развивающая
- продолжить развивать логическое мышление, умение анализировать и выделять главное, делать умозаключения
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приемы интерактивных технологий:
- мозговой штурм
- ассоциации
- моделирование
- «Займи позицию» (дискуссия)
- «Палитра мнений» (работа с документальными материалами)
- «Найди соответствие» (тест)
Формы организации учебной деятельности:
- индивидуальная
- парная
- групповая
Оборудование: теле- и видеоаппаратура, графопроектор, плакаты, флипчаты, маркеры, дидактический раздаточный материал
Ключевые понятия:
- брак
- семья
- моногамия
- полигамия
- зарегистрированный брак
- венчание
- сожительство
- аменгерство
- опека
- попечительство
Ожидаемый результат:
- систематизация и расширение знаний отрасли «Семейное право»
- развитие толерантного отношения к окружающему миру
Проблемные вопросы учителя:
Есть ли в вашей семье качества отдельных ее членов или ценности, которые вы бы хотели сделать частью своей будущей семьи?
Какие из качеств вашей семьи вам хотелось бы навсегда оставить в прошлом?
Можно ли считать перечисленные вами ценности общечеловеческими?
Каким будет общество, сделавшее эти ценности доминирующими в своем развитии?
Как вы думаете, заложено ли в законе равенство между мужчиной и женщиной?
А в жизни?
Способы получения обратной связи:
- мозговой штурм
- «Займи позицию»
- моделирование
Ход урока
Ребята! Давайте послушаем небольшой музыкальный отрывок. Надеюсь, его содержание, а также пословицы и поговорки народов мира (см. приложение), окружающие вас, помогут вам определить тему урока.
Звучит отрывок из песни Трофима «Я скучаю по тебе»
Тема урока:
Толерантность в семейных отношениях
Сегодня мы будем работать по следующему плану:
- Работа с понятиями
- Типы и виды семьи и брака
- Семейные ценности
- Нормативно-правовая основа современной семьи
- Говоря о семейных отношениях, нельзя не остановиться на ключевых понятиях, связанных с темой урока.
Работая в группах, дайте свою трактовку предложенным понятиям:
- Брак, толерантность, попечительство
- Семья, толерантность, опека
- Аменгерство, зарегистрированный брак, толерантность
- Полигамия, толерантность, венчание
- Моногамия, толерантность
- Сожительство, толерантность
В мире проживают миллионы людей, каждый из которых рано или поздно находит свою вторую половинку и создает семью. Мы уникальны, уникальны и семьи. У каждой из них свои ценности и традиции, особая душевная атмосфера, правила и привычки.
Человек, как частичка неповторимого общества, что-то принимает, что-то считает совершенно ненужным. Есть ли в вашей семье качества отдельных ее членов или ценности, которые вы бы хотели сделать частью своей будущей семьи? Какие из качеств вашей семьи вам хотелось бы навсегда оставить в прошлом?
Индивидуальная работа по заполнению таблицы: «Плюсы и минусы моей семьи».
Работа в парах: «Модель моей будущей семьи». Из перечисленных в таблице качеств выбираем 3-5 приоритетных.
Работа в группах: «Символ семьи». К перечисленным приоритетам добавляем рисунок символа семьи, по необходимости корректируем приоритеты.
Можно ли считать перечисленные вами ценности общечеловеческими? Каким будет общество, сделавшее эти ценности доминирующими в своем развитии?
Необходимо подвести учащихся к формулировке:
Стабильность (взаимопонимание, терпимость) в семье = стабильность (взаимопонимание, терпимость) в обществе = стабильность (взаимопонимание, терпимость) в государстве
Государство заинтересовано в прочности семьи и ее стабильности. Об этом говорил Президент Республики Казахстан в Послании народу Казахстана от 18 февраля 2005 года. Именно поэтому в Республике Казахстан существует ряд документов и нормативно-правовых актов, защищающих семью и отдельных ее членов.
Работа в группах. Сможете ли вы отыскать слова, обозначающие членов семьи на казахском и русском языках, установив верное соответствие?
Ребята, а с каким строительным материалом у вас ассоциируется прочность?
Работа в группах: «Моя семья - моя крепость». Каждый кирпич – нормативно-правовой акт или орган, защищающий семью или отдельных ее членов. Акцентируем внимание на фундаменте дома, помещая в него Конституцию, и крыше, размещая там слово «толерантность» как приоритетное качество современной семьи.
Обратимся к источникам.
Работа в группах: анализ отрывков из нормативно-правовых документов
Как вы думаете, заложено ли в законе равенство между мужчиной и женщиной?
А в жизни?
Дискуссия «Займи позицию» по проблеме равенства мужчины и женщины
- В Казахстане равенства мужчины и женщины никогда не было и не будет.
- Равенство мужчины и женщины возможно только в некоторых ситуациях.
- В Казахстане есть и должно быть равенство мужчины и женщины.
Закрепление (в индивидуальном режиме)
Закончите утверждение:
- Толерантность в семейных отношениях проявляется…
- Толерантность в семье способствует…
- Основными нормативно-правовыми актами, способствующими формированию толерантности, являются…
Вывод:
Таким образом, мы выяснили, что толерантность является одним из самых важных качеств личности. Она помогает строить взаимоотношения в семье, обществе, государстве. Быть толерантными вам поможет знание нормативно-правовых документов Республики Казахстан.