Цель: Знакомство с историей чая и культурного чаепития, великими путешественниками и торговцами.
I. Организация детей. Тема урока.
- Сегодня у нас необычный урок. Урок истории и чтения.
Учитель
- Мы продолжим путешествие в историю вещей, в частности, посуды, узнаем о чае, о том, что собой представляет этот продукт и напиток.
Как же обедали в средневековом замке? (ответ детей стр. 53 2 абзаца).Прочитать
- Когда стала употребляться за столом вилка? (XVI век)
- Что послужило стимулом к ее использованию? (большие белые вороны, чтобы не испачкаться)
- Когда стали пользоваться вилкой, ложкой, ножом, как столовыми приборами? (150 лет назад, в середине XIX века)
- Что нового появилось в сервировке стола при Петре I?
- Сегодня мы ответим на вопрос. Что же стояло на столах в разные времена и у разных народов?
- Когда появились вилка и нож в России?
II. Откройте учебники стр. 54., ,
а) Чтение, показ картины - амфора, кратер, килик.
- Какая же была посуда в греческом доме? (керамическая)
б) А теперь прочитаем, какая была посуда у русских крестьян:
- Какая была посуда у русского крестьянина, посмотрите на рисунки стр. 55? (глиняная, деревянная)
- Как относились люди к посуде? (ее очень берегли)
- Какая появилась загадка на Руси?
- Был ребенок - не знал пеленок, стар стал - пеленаться стал.
- Прочитаем, какую посуду могли бы встретить в корол. дворце? Стр.56 (прочитать)
- Какую посуду имели во дворце у короля?
- Кто изобрел фарфор? (изобрели фарфор китайцы)
- Какие заметили различия?
- Благодаря португальским мореплавателям, изделия из Китайского фарфора попали в Европу. Привез их знаменитый путешественник Марко Поло.
Чтение:
Вынул Марко Поло из сундука маленький пакетик, бережно развернул и заблестела у него на ладони крохотная фарфоровая чашечка. Марко ударил по ней ногтем и чашечка ответила т-цень. (что на кит. Языке означает фарфор). В России фарфор появился в XVIII веке. Инициатором его изготовления была царица Елизавета Петровна. В 1744г. началась история Императ. фарфорового завода, первым мастером был Дмитрий Виноградов. У нас в Кемеровской обл. тоже есть фарфоровый завод, работает он на белой глине, которую добывают у нас в области, нашу посуду можно встретить по всей России.
Учитель Ш. Ребята, посмотрите на эту красоту. Это современная фарфоровая посуда.
- А как вы думаете, для чего она предназначается? (это чайная посуда)
- Сейчас мы с вами познакомимся с этим продуктом и напитком?
- Можно ли по названию чая определить, где он растет? (да, чай индийский, китайский, грузинский, вьетнамский, цейлонский)
Читаем:
Чайный напиток в России стали употреблять с 1638 года. Монгольский Алтын - Хан прислал в подарок царю М. Федоровичу 64кг. чайного листа. В 1679 году был заключен договор с Китаем о поставках чая в Россию.
Ученики Сценка.-
Стражник - Прибыло посольство из Китая!
Царь - Проси заморских гостей!
Посол - Позволь государь вручить тебе подарок от нашего императора.
Царь - Что есть сие?
Боярин! — Травка какая-то невиданная. Пахнет.
Боярин 2 — Так и есть пахнет.
Царь - Что есть сие?
Посол - Это чай.
Бояре- Чай?
Посол — В Китае уже давно известен этот напиток. Его пьют все, он излечивает от всех болезней, веселит душу.
Царь - Как же из этого сделать напиток?
Посол — Чай готовят по - особому.
Бояре - По-особому.
Посол — Сначала его растирают в ступе, затем засыпают в чайник и добавляют несколько капель воды, все это сбивают рисовой метелочкой и так снова, пока чайник не станет полным.
Бояре - Чай заварить - не дров нарубить, Да-а-а, наука хитрая.
Посол-Отведайте чая.
Царь - Отменный вкус!
Выпьешь чайку - забудешь тоску. С чая худо не бывает.
Ученик - А кто первым из россиян отведал и оценил чай? Так это были сибиряки.
Учитель. В1698 году в Китай отправился караван купца Спиридона Лингусова. В Забайкалье был торговый центр Кяхта, Сибирь предлагала Китайцам меха, мамонтовые и моржовые кости, а Китай - чай. Через Сибирь проходило 6400 т. китайского чая в год, чтобы его упаковать. Забайкалье поставляло 150000 шкур крупного рогатого скота. Через всю Россию везли чай на лошадях в Москву и в Европу. Только между Томском и Иркутском было занято 16000 ямщиков и 80000 повозок.
Число поклонников чая год от года росло. Сегодня чай пьют по всему миру более 2 миллиардов людей, а в нашей стране каждая семья.
VI. Работа по учебнику чтения (чтение)
- Слово чай «ча» - в переводе с китайского - молодой листок.
а) Китай открыл чай как растение 4700 лет назад.
б) Показ гербария «Чайный куст».
в) Чтение учебник стр.277
г) Картина «На чайной плантации»
д) Вопрос после чтения.
- Где растет чай?
- Как собирают чайный лист?
- Как из чайных листьев готовят чай?
- Прочитать стр.278.
- Чай упаковали, отправили по магазинам, а мы его
покупаем.
- Как чай пьют у вас дома?
IV. Отгадайте загадку.
В небо труба,
В землю труба,
В середине огонь,
Кругом вода?
А это что такое? (самовар)
В брюхе - баня, в носу решето, на голове пуговка, одна рука и та на спине, (чайник)
Раз прислал мне барин чаю,
Велел чай мне заварить,
А я отроду не знаю,
Как же этот чай варить...
Взял тогда, налил водицы,
Всыпал чай я весь в горшок...
Добавил лук, укроп, морковки
И петрушки корешок.
Правильно ли заварен чай? (нет)
Конечно нет, сейчас вы узнаете, как правильно заваривать чай.
- Правило - аккуратность (посуда, вода)
- Кипение «белым ключом»
- Посуда — только фарфоровая и чайник правильной
формы
(шаровидный, цилиндровый) - Согреть чайник.
- Пить из фарфоровых чашек.
- Кол - во чая х+1 ч.ложка.
- Быстро залить кипятком, закрыть салфеткой на 4-10 мин.
- Пить не разбавляя.
V. А с чем можно пить чай?
- Сахар, конфеты, варенье, мед.
- Молоко, масло, сыр.
- Мука и крупы (печенье, сдоба, пряники и т.д.)
- Фрукты и ягоды (лимон, апельсин, яблоко, изюм, курага)
- Пряности (перец, мята, лавровый лист), и даже с солью пьют в Монголии и Калмыкии.
VI. Чай не только чудесный напиток и продукт, но и чудесное лекарство.
У нас в гостях Айболит. Вам Айболит приготовил несколько советов.
Айболит
- Японские ученые установили, что крепкий зеленый чай улучшает здоровье при раке крови.
- Пьют чай при головной боли и от усталости, при сердечной слабости.
- Зеленым чаем лечат язвы желудка, делают примочки при ранах, промывают глаза.
- При отравлении дают крепкий чай с молоком.
- Теплый чай с лимоном, черным перцем и медом пьют при простуде.
- Употребляют чай как усыпляющее средство.
А в Тибете, Берлине из листьев варят суп, делают салаты, чай квасят, как капусту, в Китае и Таиланде.
Знайка.
А я хочу добавить, что из чая получают еще масло, его добавляют в мыло, духи, используют в приборостроении.
Чайное сырье используют для получения красок, они стойки и безвредны: Чайным раствором чистят зеркала.
Вот видите, ребята, какое замечательное растение чай.
VII. Кроссворд
- Cоздатель русского фарфора (Виноградов)
- Итальянский купец, который привез фарфоровые чашки из Китая(Поло)
- Посуда сделанная из глины (керамика)
- Большой сосуд для воды и вина в Др. Греции (Амфора)
- Напиток, без которого не обходится ни одна семья. (Чай) А в заключение урока посол из Китая вручает вам памятки, как заваривать правильно чай.
Д/3. Узнать о чае, по истории работать в тетрадях на стр.34-35.
Спасибо, урок окончен.
Всех гостей приглашаем та чай в столовую. Накрьггы 5 столов.
- Узбекский рецепт (с перцем и мёдом)
- Английский(чёрный)
- Замороженный чай(индия). Лёд, лимон, сахар.
- Чай по тибетски.(масло и соль)
- Монгольский, калмыцкий(масло и соль, мука)